KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Защищали целостность земли, единство народа

Защищали целостность земли, единство народа

01.07.2019

Во времена великого предводителя  коктюрков Модэ его народ  жил в дружбе и согласии, не ведая нужды. Небо одарило их плодородной, цветущей, залитой щедрыми солнечными лучами землей, здесь паслись тучные стада овец и табуны лошадей.  Народ пребывал в гармонии и счастье. Однажды к ним пришли посланники от народа, жившего по-соседству. Они попросили у Модэ его резвого скакуна, славившегося своей необычайной выносливостью на дальных дорогах. Модэ, несмотря на возражения своих визирей, не моргнув глазом, отдал скакуна. Спустя некоторое время правитель соседнего народа попросил у Модэ отдать в младшие жены его красавицу жену. И в этот раз, не став слушать возражения окружающих, он отдал свою жену.

Решив, что можно получить все, что пожелаешь, в третий раз правитель соседней страны попросил нетронутую девственную землю. И тогда Модэ в поисках ответа обратился к визирям. Те, решив, что Правитель, с легкостью отдавший скакуна и жену, даст похожий ответ, стали говорить — «Слава Всевышнему, земли хватает, пусть берет столько, сколько пожелает». И тогда разгневавшийся Модэ сказал: «Думаете, что среди этого бесчисленного табуна лошадей не родится скакун? Думаете, что наши коктюркские женщины не смогут родить красавицу, которая была бы достойна стать моей избранницей? А которая из ваших лошадей и женщин родит нам землю?», и разгромил врага. Так гласит древняя коктюркская легенда…

В годы Великой отечественной  войны в Казахстане появилось много народов, насильно оторванных от родных мест и депортированных в казахскую степь из Прибалтики, Дальнего Востока, Западной Украины, Северного Кавказа, Крыма и др. Среди них — немцы российского Поволжья. Следует отметить, что законодательство СССР гласило, что любой народ, достигший численности в один миллион, имеет право на создание автономной республики. В конце семидесятых годов прошлого века численность немецкого населения Казахстана достигла одного миллиона человек. В эти же годы время от времени стали появляться слухи о том, что казахстанские немцы, ссылаясь на законодательство,  обратились к руководству СССР с просьбой о возвращении им земли на берегу реки Волга, где они жили до депортации в Казахстан, и восстановлении немецкой автономной республики в Поволжье. Просьба справедливая и обоснованная.

Однако Москва приняла иное решение. Результатом стало постановление Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии СССР о выделении земли для немецкой автономии на казахской земле, поскольку численность населения КазССР низкая относительно территории республики (снижение численности населения КазССР было насильственным. Началось после установления Советской власти, когда недовольных арестовывали, расстреливали, приводя к оттоку населения в соседние страны. Далее последовал искусственно созданный голод (голодомор) в 1932-1933 годы, когда погибла половина населения Казахстана. Массовые политические репрессии в 1937-1938 годах унесли жизни интеллектуальной элиты страны. Сотни тысяч человек погибли в годы Великой отечественной войны). Столицей немецкой республики должен был стать г.Ерейментау, возглавить автономию — первый секретарь Краснознаменского райкома коммунистической партии КазССР А.Браун.

Мой народ понял, что это прямая угроза целостности казахской земли и путь к уничтожению основы всей страны.  Мы в силах восполнить все, что когда-то было потеряно, но  дать дорогу к разрушению целости нашей земли,  пропитанной кровью наших предков, создавая автономии, это было бы  непростительной и неисправимой  ошибкой. Народ был в праве опротестовать произвольное решение Москвы, потому что исторически всегда следовал традиции делать все возможное ради сохранения мирной жизни на родной земле,  даже отдавал своих сыновей в «аманат/залог» противнику. В годы войны наш народ принял в свои объятия депортированные народы, делили с ними кров и еду. А в данном случае казахи вышли на мирную демонстрацию, чтобы выразить своё не согласие с постановлением ПолитБюро ЦК КПСС.

16-го и 19-го июня 1979 года демонстрация прошла в г.Целинограде (нынешний г.Нур-Султан),  1 июля в г.Кокшетау. Пишу об этом как участница событий в г.Кокшетау, которая вместе с соотечественниками, которым не безразлична судьба страны, пришла тогда на центральную площадь города.

Данное выступление было настолько мощным  в Целинограде, и в не меньшей степени Кокшетау, что «местная администрация, испугавшись, была вынуждена сообщить о нем руководству, партии и советским органам управления в Алматы и Москве. Из Алматы прибыли председатель Комитета государственной безопасности Казахской ССР, генерал-лейтенант Шевченко и первый заместитель министра внутренних дел генерал-майор Тумарбеков, из Москвы первый заместитель председателя Комитета государственной безопасности, генерал-полковник Ф.Бобков. Они приказали никого не выпускать на улицу, а если люди вышли, то ни в коем случае не подпускать их к площади,  также перекрыть автобусами и грузовыми машинами все улицы, выходящие на площадь, да так, чтобы ни один человек не смог пролезть. В общежития студентов были направлены представители органов власти и милиции, чтобы ни один студент не покинул стены общежития. Полностью вооружили местное воинское отделение, сотрудников СГО и МВД и предупредили быть готовыми к применению сил в случае необходимости. Также, приводили свои доводы о необходимости найти виновников раздора и завести против них дела» (К.Капышев, газета «Зерде», 22 марта 2002 год).

Правительство замалчивало и старательно глушило сведения о данных демонстрациях, в итоге, нам, кокшетаусцам, лишь через некоторое время стало известно о демонстрации в г.Целинограде. Именно поэтому целиноградские жители и жители других регионов Казахстана мало слышали о случае в Кокшетау.  В вышестоящие органы была отправлена искаженная информация, занижавшая масштаб события. К примеру, писалось, что на площадь в Кокшетау вышли всего около 50 человек (из архива Комитета национальной безопасности г.Кокшетау), хотя площадь, несмотря на старания властей не допустить туда людей, была полна встревоженными взволнованными людьми всех возрастов.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что на пути к обретению суверенитета казахи много раз поднимались против несправедливости, это и восстание Кенесары Касымова против русского господства, и национально-освободительное движение 1916 года, движение «Алаш» в начале 20 века, движение «Жас Тулпар» в начале 60-х годов и др. Демонстрация 1979 года стала первым выступлением нашего  народа во время Советского Союза против решения всесильной Москвы, к тому же увенчавшимся успехом. Опасаясь кровопролития, московские руководители отказались от идеи создания немецкой автономии на казахской земле. «Безусловно, усилия Димаша Ахметовича Кунаева в эти дни имели особое значение. Благодаря его авторитету, участники демонстрации смогли пережить нависшую угрозу без потерь. Вышло поручение — приказ  Д.Кунаева никого не наказывать и не преследовать. (Б.Сункарбаев, газета «Зерде»).

Если бы тогда на нашей земле сформировалась немецкая автономия, была ли  гарантия, что на протяжении 12 лет до распада Советского Союза не были бы созданы и другие автономии? Как отмечалось, в эпоху Советского Союза народы имели возможность просить землю, опираясь на законодательство о праве на автономию при достижении численности в один миллион человек.  Резонно мог бы возникнуть вопрос и у других этносов: «раз немцы получили землю, почему и нам не получить?». Даже если бы автономии не помешали нашему народу обрести суверенитет, была ли  гарантия, что одна из таких автономий не потребовала бы со временем независимость? Безусловно, никто не мог и не может дать подобную гарантию. Ответ на данный вопрос можно найти, наблюдая за многолетними конфликтными ситуациями в Нагорном Карабахе, Косово, Абхазии и Осетии, повлекшими многочисленные человеческие жертвы и раздор между народами.

Наш народ был вправе не терпеть земельных притязаний и требований об автономии от народа, попавшего в Казахстан насильственно из-за политики Сталина, но обретшего здесь свой новый дом, уют, покой, возможность учиться, работать, право быть равноправным членом казахстанского общества благодаря толерантному характеру казахов.

Выступления в Целинограде и Кокшетауе сохранили целостность нашей земли, единство народа без кровопролития и нашли свое продолжение в 1986 году. Считаю события 1986 года продолжением событий 1979 года, потому что если бы в 1979 году демонстрация завершилась кровопролитием и жертвами, то, возможно, демонстрация в Алматы могла и не произойти. Несмотря на старания властей скрыть правду о событиях 1979 года в Кокшетау и Целинограде, информация распространялась через «узун кулак», поддерживая волю народа к сохранению целостности земли своих предков. Поэтому можно сказать, что в 1986 году народ шёл на площадь, опираясь на успех 1979 года и также надеясь на успех. Однако, демонстрация в Алматы столкнулась с колоссальной несправедливостью. Закончилась кровопролитием, избиением участников саперными лопатами, дубинками, гонениями, увольнением участников с работы, исключением студентов из вузов, арестами и преследованиями. Однако, она приблизила страну к обретению независимости. «Нет победы без потери» гласит печальная народная  молва…

Сегодня демонстрация 1979 года, которая скрывалась и замалчивалась во времена Советского Союза,  если и упоминается, то лишь вскользь как незначительный эпизод местного уровня. И это порождает  вполне естественный вопрос: кого или чего мы боимся сегодня, почему продолжаем  оглядываться, словно ждем разрешение на рассказ об исторической правде?

И в прошедшие годы были те, которые пускали слух, что люди выступили против немецкого народа. Однако мыслящие немцы прекрасно понимали, что казахи выступили не против немцев, что это было не межнациональное столкновение, а движение в защиту своей земли. Стало ясно, что мой народ воспротивятся любому народу, который посягнет на землю. Возможно, сегодня в нашей многонациональной демократической стране дать правильную оценку данному событию мешают опасения, связанные с вопросами межнационального согласия и розни. В этой связи, хочу отметить,  что  народ,  защищающий свою землю, считать врагом другого народа – глубокое заблуждение.

В этом году исполняется 40 лет событиям 1979 года. Многие из тех, кто в нем участвовал, ушли в мир иной, многие достигли преклонного возраста. Не будет преступлением, если мы почтим память, отдадим должное, поклонимся, выразим благодарность нашим соотечественникам, которые боролись за целостность нашей земли, страны. Сегодня очень важно рассказывать новому поколению о событиях, которых пережил наш народ на пути к независимости, и пробуждать, прививать патриотические чувства к своему народу и земле.

Действительно, в нашей стране проживают представители 130 этносов. Мы живем с ними в гармонии и согласии, делим беды и радости. Однако ради спокойствия нашей страны каждый гражданин другой национальности должен помнить, что хозяином этой земли исторически является казахский народ.

Автор: Майра Ахетовна Турсынбаева

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Рекомендуем прочитать

Некоторые рассуждения о будущем Президенте Казахстана

Из книги «Преодоление» К.Токаева: Сколько мне суждено прожить, столько буду благодарен судьбе за встречу с будущим Президентом независимого Казахстана в теперь уже далеком 1985 году. Не будь этого краткого знакомства,...

Падение «Глобального ястреба» — Белый дом в бешенстве

В четверг Иранские ПВО сбили беспилотный разведывательный летательный аппарат США RQ-4A Global Hawk («Глобальный ястреб»), стоимостью 220 миллионов долларов. Представители Корпуса стражей Исламской революции заявили, что...

Мәңгілік елді сақтау мұраты

Біздің ұлағаты терең ұлы жұртымыз – қазақ халқы елдігін орнатып, оны көздің қарашығындай сақтап, қанатын жаюдың сан ғасырлық ұзақ сапарында «төбеті май жемеген» мамыражай кезеңдерді де «ауыздықпен су ішкен» қилы...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока