KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О возрастании роли ЦАР на фоне интересов глобальных игроков

О возрастании роли ЦАР на фоне интересов глобальных игроков

24.06.2023

Конфликт на Украине служит катализатором более активного участия таких глобальных игроков, как США, Китай и Индия в Индо-Тихоокеанском и Центральноазиатском регионах.

Индо-Тихоокеанский регион в ближайшие годы, вероятно, останется самым важнейшим геополитическим регионом в мире. Его географическая значимость существенно возрастает из-за постоянно усиливающейся напряжённости между КНР и США. Вероятнее всего напряженность будет возрастать с усилением поддержки перевооружения Японии и увеличением поставок оружия и военной техники Тайваню, Южной Корее и другим дружественным США странам, расположенным вокруг КНР.

Гегемония над Индо-Тихоокеанским регионом является и для США, и для КНР вопросом как геостратегии, так и геоэкономики. Тот, кто контролирует Индо-Тихоокеанский регион, управляет глобализацией. В этом регионе расположены крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония – и одни из самых эффективных и динамичных рынков – Индия, Индонезия, Таиланд и т. д. Соответственно, на долю Индо-Тихоокеанского региона приходится около 60% мирового ВВП и примерно 60% мировой морской торговли. Вдобавок два наиболее уязвимых геостратегических узких места – Бал-эль-Мандебский пролив и Малаккский пролив – также расположены в Индо-Тихоокеанском регионе.

Конфликт на Украине ещё сильнее обостряет напряжённость между блоками и служит катализатором так называемого многополярного перехода с сопутствующим неизбежным нарастанием нестабильности в периферийных районах земного шара.

Несмотря на трения и соперничество, КНР является первым по величине торговым партнёром важнейших союзников США в регионе: Японии, Южной Кореи, Австралии, Тайваня. Что позволило Пекину в последние годы использовать торговлю, финансы и другие экономические инструменты, чтобы оказывать давление на соседние страны. Помимо ограничений на экспорт редкоземельных металлов, КНР использует в качестве средства давления такие секторы экономики, как туризм, в результате чего переговорные позиции китайцев укрепляются. Например, Китай менее чем за год серьёзно сократил (с семи миллионов до трёх миллионов) поток туристов в Сеул после кризиса THAAD, что нанесло значительный ущерб экономике Южной Кореи.

В свою очередь Индия находится в центре китайско-американского противостояния. Индия будет играть всё более важную роль, поскольку США желают укрепить так называемый альянс QUAD, состоящий из США, Австралии, Японии и Индии, и активизировать систему «Пять глаз». КНР реализует инициативу «Один пояс один путь» (ОПОП), которая неизбежно зависит от хороших отношений с Индией, а также отношений со своими союзниками Пакистаном и Россией и торговли. КНР является вторым по величине торговым партнёром Индии, но она также тесно связана с Россией и Пакистаном, которые являются соответственно главным союзником и главным соперником Индии. Россия может лоббировать интересы Китая, убеждая Индию присоединиться к фронту, стремящемуся к многополярности, или в крайнем случае остаться неприсоединившейся, в то время как Пакистан, который по существу является сателлитом Китая, может быть использован для оказания давления на Индию через проблематику терроризма и Кашмира.

В мировом экспертном сообществе развернуто большое количество геополитических расчетов в связи с связи с важными событиями состоявшимися одновременно или близко друг к другу — саммит Китай-Центральная Азия (19 мая 2023 г.) и «Большая семерка» (G7), а также саммит Четырехсторонний диалог по безопасности, широко известный как QUAD (21-22 мая 2023 г.). Наряду с этими двумя саммитами можно также отметить третий саммит Форума сотрудничества Индии и островов Тихого океана (FIPIC), состоявшийся в Папуа-Новой Гвинее 22 мая 2023 г.

Учитывая географические районы, охваченные тремя упомянутыми ранее саммитами − Евразия и Индо-Тихоокеанский регион, а также время их проведения, можно интерпретировать это как попытку великих держав, особенно США, Китая и Индии, обозначить и укрепить свое влияние в этих геополитических регионах.

Для Китая Центральная Азия исторически всегда была регионом как угроз, так и возможностей. В современной эпохе, Центральная Азия снова завладела китайским геополитическим воображением. По соседству с неспокойной провинцией Синьцзян любая форма нестабильности или роста исламского экстремизма в республиках Центральной Азии (ЦАР) может перекинуться на первую, тем самым бросив вызов жесткой хватке Китая. Кроме того, ЦАР с их запасами нефти и природного газа, а также своим транзитным потенциалом имеет огромную экономическую ценность в глазах Пекина. Об этом можно судить по тому важному месту, которое эти страны занимают в инициативе ОПОП, о которой было объявлено в сентябре 2013 года в Астане.

Саммит Китай-Центральная Азия можно рассматривать как попытку дальнейшего усиления влияния Пекина в регионе. Об этом можно судить по множеству объявленных инициатив для дальнейшего укрепления отношений между Китаем и Центральной Азией, таких как создание механизмов встреч по иностранным делам, экономике, торговле и таможне, а также делового совета. Наряду с этим были и другие важные объявления, такие как:

  • укрепление энергетического сотрудничества и торговли между Пекином и Центральной Азией через газопровод Китай-Центральная Азия и создание партнерства по развитию энергетики Китая и Центральной Азии;
  • инвестиции в транскаспийский коридор и увеличение пропускной способности автомобильных дорог Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Китай-Таджикистан-Узбекистан;
  • создание «Схемы развития технологий и навыков Китая и Центральной Азии» и «Культурного шелкового пути» для улучшения сотрудничества в области науки, технологий и культуры соответственно.

Вышеупомянутые области — энергетика, связь, наука, технологии и культура, особенно энергетика и связь, являются одними из важнейших факторов, лежащих в основе стратегии Китая в отношении Центральной Азии. Стабильная Центральная Азия (наряду с Афганистаном) является ключом к успеху флагманского проекта ОПОП, Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), а также выхода Пекина в Европу и Западную Азию.

Что еще более важно, во время саммита страны Центральной Азии были привлечены к участию в ориентированной на Пекин Глобальной инициативе развития (GDI), Глобальной инициативе безопасности (GSI) и недавно объявленной Глобальной цивилизационной инициативе (GCI), сосредоточив внимание на темах «общего развития», «всеобщей безопасности», и «вечной дружбы» соответственно. Отсюда можно определить другую важную функцию, которую выполняют ЦАР это «испытательный полигон для китайских идей глобальных институтов и инвестиционных проектов». Как отметили ученые Рафаэлло Пантуччи и Александрос Петерсен в своем исследовании политики Пекина в Центральной Азии «здесь можно увидеть контуры будущей внешней политики Китая».

В свою очередь, Индия пытается укреплять свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе в рамках таких инициатив, как QUAD и FIPIC (Форум сотрудничества Индии и островов Тихого океана). Это было очевидно на саммите QUAD, состоявшемся в кулуарах саммита G7 в Хиросиме, где государства-члены, включая Индию, стремились упорядочить и институционализировать направленность зарождающейся группировки на формирование «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, который является инклюзивным и устойчивым» посредством многочисленных инициатив, таких как Коалиция за устойчивую к стихийным бедствиям инфраструктуру (CDRI), Индо-тихоокеанская экономическая основа для процветания (IPEF) Партнерство Quad в области здравоохранения, Индо-Тихоокеанское партнерство по повышению осведомленности о морской сфере (IPMDA), Сеть инвесторов Quad (QUIN) и т. д. охватывая области инфраструктуры, экономики и чистой энергии, здравоохранения и разработки вакцин, морских знаний и инвестиций в стратегические технологии.

Эти усилия направлены на противодействие попыткам Китая доминировать в предоставлении вышеуказанных общественных благ прибрежным странам Индо-Тихоокеанского региона через Морской шелковый путь ОПОП и тем самым ограничить влияние Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе, в котором Индийский океан рассматривается Индией как жизненно важный для ее собственной безопасности и стратегических интересов. Центральное место Индии в Индо-Тихоокеанском регионе также было подчеркнуто в Совместном заявлении QUAD, в котором признается важность таких инициатив, как Ассоциация стран бассейна Индийского океана (IORA) и Форум сотрудничества Индии и островов Тихого океана (FIPIC).

На Тихоокеанском фронте FIPIC представляет собой попытку Нью-Дели установить свое присутствие в морском регионе за пределами Индийского океана, учитывая тесную связь между «миром, стабильностью и свободой судоходства» как в Индийском, так и в Тихоокеанском регионах. Кроме того, тихоокеанские острова имеют важное геостратегическое значение с точки зрения расположения вблизи важных судоходных путей, а также в середине азиатского и американского континентов. Именно этим преимуществом Китай стремился воспользоваться, пытаясь заключить пакт с тихоокеанскими островными странами (PIC) в 2022 году. Учитывая вышеизложенный контекст, Индия, а также другие державы QUAD, такие как США и Австралия, активизировали взаимодействие с PIC, как это было видно во время визитов госсекретаря США Энтони Блинкена и премьер-министра Моди в Папуа-Новую Гвинею в мае с.г. Важность PIC для Индии была подчеркнута во вступительном заявлении премьер-министра, который называл их «большими океанскими странами», тем самым обозначая их центральное место в индо-тихоокеанском взгляде Нью-Дели. Подчеркивая ценности саммита «Голос глобального Юга» и роль Индии в поднятии вопросов PIC на таких форумах, как G20 и G7, Нью-Дели стремился укрепить свой имидж надежного лидера Глобального Юга, а также надежного друга тихоокеанских островов. Этот образ был дополнительно подкреплен акцентом на инициативах индийского происхождения, таких как Международный солнечный альянс (ISA), CDRI, Институт экологически безопасных прибрежных и океанических исследований (SCORI), неотъемлемой частью которых являются PIC, а также предоставление помощи в целях развития и гуманитарная помощь, тем самым изображая Нью-Дели более жизнеспособным и надежным партнером, чем Пекин.

Таким образом, и Центральная Азия и Индо-Тихоокеанский регион привлекают внимание политиков и стратегов в Нью-Дели и Пекине. Китай, вероятно, готов стать гегемоном в Евразии на фоне ослабления России и продвижения ОПОП, а также с помощью ШОС, которая признается эксперами «китайско-центричной» организацией. Индия, вероятно, больше сосредоточится на морской сфере в Индо-Тихоокеанском регионе, осознавая стратегическое преимущество, которое дает ее протяженное побережье, а также Андаманские и Никобарские острова возле Малаккского пролива, инвестируя в различные инициативы.

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока