KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Помощь правительств нефтяному сектору

Помощь правительств нефтяному сектору

21.04.2020

В связи с резким падением спроса на нефть и падением цены на нефть, нефтяная отрасль по всему миру столкнулась с серьезными трудностями.  Что происходит с нефтяными компаниями?

Соглашение OPEC+ еще не вступило в силу и все страны и нефтяные компании стремятся добыть как можно больше нефти до 1 мая 2020 года.  Некоторые аналитики считают, что меры по снижению производства в рамках OPEC+ недостаточны, но об этом рано судить, соглашение ведь еще не заработало и надо дать пару месяцев времени, чтобы оценить его эффективность.

В тоже время ограничительные меры в связи с короновирусом продолжаются во многих странах мира, что привело к резкому спаду потребления нефти и нефтепродуктов.  В этих условиях, нефтепроизводителям ничего не остается кроме как работать на склад.  Между тем хранилища заполняются рекордными темпами, а в портах и в море находятся рекордное количество танкеров, заполненных нефтью.  Ожидаются, что физически все хранилища в США заполнятся к 20 мая.  И цена на нефть падает, также устанавливая рекорды.

20 апреля 2020 года цена на нефть марки WTI (Западно-Техасская нефть), которая выступает основным индексом цен для американских сортов нефти впервые в истории упала до отрицательных значений минус $40,76 долларов США за баррель!  Такое падение совпало с тем обстоятельством, что как раз этот день был последним для закрытия контрактов на майские фьючерсы и некоторые трейдеры, посчитали, что не смогут в мае найти хранилища для уже купленной нефти и стали избавляется от неё, даже в минус. В отрицательные значения упали и другие сорта нефти в США и Мексике.  Такой обвал влияет и на другие известные мировые марки нефти.  Трейдеры видя окно более высоких цен на Brent начнут перенаправлять грузы в Европу и это рано или поздно обвалит цены и там (основной рынок Казахстана).  На какое-то время цена на нефть упадет ниже $10 долларов за баррель, в июне возможно повторение ситуации с заполненными хранилищами.  Производители вынуждены будут останавливать добычу нефти.  Нефть просто негде будет хранить и некому продавать.

Падение цены на нефть ведет к падению стоимости активов нефтяных компаний.  Падение стоимости активов (прежде всего стоимости запасов нефти и газа в недрах), автоматически ведет к переоценке активов и падению стоимости ценных бумаг нефтяных компаний (акций и облигаций).  Если такие ценные бумаги в залоге у банков и хедж-фондов, последние выставляют требования немедленно погасить заем или предоставить дополнительные активы для залога с целью восполнения падения стоимости заложенного имущества.    Новые займы будут стоить дороже.  Банки видя падение доходов нефтяных компаний, неохотно продлевают такие займы и начали формировать специализированные компаний, которые возьмут под контроль активы банкротящихся компаний-должников и в будущем попытаются продать их другим участникам рынка.

Падение доходов приводит к необходимости пересмотра дивидендной политики нефтяных компаний и частные инвесторы видя падения стоимости активов, а также падение дивидендов будут стремиться перевести инвестиции в другие, более доходные активы.  Разумеется будут и инвесторы или конкуренты (как правило более крупные компании, накопившие запас наличности), которые наоборот ждут банкротств и распродажи по дешевке активов нефтяных компаний, чтобы заработать на повышение их стоимости в будущем.

Нефтяные компании сокращают расходы. Многие нефтяные компании объявили о сокращений бонусов высшему менеджменту, увольняют сотрудников, сокращают капитальные расходы (особенно бурение и разведку новых месторождений), пересматривают контракты с подрядчиками и транспортными компаниями.  Как крайняя мера происходит сокращения добычи на месторождениях (где это экономически стало невыгодно или в рамках обязательств по соглашению OPEC+).  Основной целью для всех без исключения компаний стало необходимость сокращения себестоимости продукции (включая добычу и транспортировку).

Наряду с нефтяными компаниями пострадают и все те кто был завязан с нефтяной отраслью и обслуживал такие компании.  Пострадают банки и хедж-фонды чрезмерно финансировавшие нефтяные проекты, трейдеры купившие нефть когда она стоила $60 долларов за баррель, а теперь вынужденные хранить её в надежде, что цена поднимется или продавать в убыток, транспортные компании, подрядчики (особенно буровые компании).

Правительства многих стран мира видя трудности нефтяного сектора стремятся по возможности помочь им преодолеть такие трудности.   И так, что же предлагаются государствами мира и что из этого возможно стоит взять на «вооружение» Правительству Республики Казахстан.

США

Нефтяной сектор дает 0,9% ВВП страны.

В связи с беспрецедентном падении цен на нефть марки WTI, Правительство США всё таки возможно пойдет на установление пошлин на импортную нефть.  Во всяком случае, на мой взгляд это становиться чуть ли основным способом защитить нефтяную индустрию США.  20 апреля Президент Трамп заявил, что его администрация рассмотрит вопрос об остановке импорта из Саудовской Аравии.  Другие варианты помощи нефтяной индустрии Правительством США рассматриваются ниже.

По сообщению информационного агентства Блумберг, Министерство энергетики Соединенных Штатов предлагает использовать в качестве инструмента помощи американским нефтяным компаниям Стратегический Нефтяной Резерв (СНР) государства.  Хранилища СНР располагают максимальной возможностью хранения 725 миллионов баррелей нефти.   В настоящее время хранилища СНР уже заполнены на 635 миллионов баррелей нефти.  В тоже время закон об СНР позволяет Правительству США закупать до 1 миллиарда баррелей нефти (если средства будут выделены Палатой Представителей США).

В связи с тем, что всю купленную нефть невозможно будет хранить в хранилищах СНР, Министерство энергетики США  рассматривает возможность частично виртуально увеличить запасы СНР,  оставив то, что невозможно закачать в хранилища СНР в недрах частных нефтяных компаний США.  По первому требованию правительства частные нефтяные компании будут обязаны произвести такую нефть и предоставить в распоряжение правительства.  Всего предлагается купить в этом году у американских нефтяных компаний 365 миллионов баррелей нефти.  Если применить цену июньских фьючерсов WTI, $20 долларов за баррель это обойдется казне примерно в $7,3 миллиарда долларов США.  По сути это схема предполагает оплату денег нефтяным компаниям сразу, а нефть такие компании должны будут добыть потом, что также является помощью, потому как не надо нести затраты на добычу и транспортировку нефти сейчас.  Пока эта схема обсуждается на уровне Конгресса, и как всегда демократы против, республиканцы за.  Однако, в связи с обсуждением очередного пакета помощи экономики США, в рамках политической торговли между ведущими политическими партиями Америки, такой вариант помощи вполне возможен.

Многие нефтяные компании США хеджируют (страхование на случай падения стоимости) стоимость нефти на год и по некоторым оценкам производители сланцевой нефти произвели хеджирование на 2020 год в объеме 50-60% добываемой нефти.  По оценкам Министерства энергетики США падение производства нефти на 2020 год по естественным причинам составит  2 миллиона баррелей в день до конца года, т.е примерно 600 миллионов баррелей за год.  Согласитесь, если правительство США купит 365 миллионов баррелей из них, а значительная часть нефти уже хеджирована, то падение фактически будет нивелировано.  Это очень хорошее, грамотное решение.

20 апреля Президент Трамп заявил, что пока США думают купить 75 миллионов баррелей нефти для заполнения СНР, но такое решение только поможет решить вопрос с хранением нефти в мае месяце.

Другой мерой помощи нефтяной индустрии США, может стать дополнительный закуп топлива для нужд Вооруженных Сил США, которые к тому же располагают почти 600 хранилищами по всему миру.  Например, только хранилище Ред Хил на острове Оаху (Гавайские острова) имеет возможность хранить почти миллион тонн топлива в интересах 7 Флота ВМС США.  Вполне возможно, что остаток ГСМ в таких хранилищах ниже максимальной способности хранения.

Еще одной мерой помощи нефтяному сектору, Министерство энергетики рассматривает предоставление правительственных гарантий в объеме $200 – 250 миллионов долларов США буровым компаниям, для увеличения сроков предоставления банковских займов и увеличения кредитных лимитов.  Такая помощь возможна в рамках недавно принятого Закона об экономической безопасности и помощи в связи с короновирусом.  Казначейство США (минфин) работает с банками над мерами по предотвращения дискриминации буровых компаний банками.

Стоимость бурения в США упала на 30% и американцы уже подумывают как использовать это в других сферах экономики.  Часто при бурении нефтяники натыкаются на пласты подземных вод, включая минеральных и термальных.  Поэтому в США обсуждаются варианты системного анализа более 500 000 нефтяных скважин на предмет изучения резервуаров подземных вод для сельского хозяйства, минеральных вод в сфере медицины и питьевой воды, термальных источников для производства тепловой энергии, опять же в сфере медицины и экономичного выращивания сельско-хозяйственной продукции в теплицах.  К примеру, некоторые исследования показывают, что инвестиции в тепловую энергию могут обеспечить до 8% потребности США в электричестве.  Для США это относительно небольшие инвестиции, но это новые рабочие места, чистая энергия и работа буровым компаниям.

Канада

Нефтяной сектор дает 3,2% ВВП страны.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо объявил пакет мер поддержки нефтяного сектора страны.  Среди этих мер, выделение $1,7 миллиарда канадских долларов ($1,2 миллиарда долларов США) на приведение в порядок заброшенных нефтяных скважин, из которых сочиться нефть и происходят выбросы СО2.  Кроме того, Правительство Канады выделяет $750 миллионов канадских долларов ($535 миллионов долларов США) на помощь нефтяным компаниям для принятия мер по уменьшению выбросов метана.  Такие меры позволят не только улучшить охрану окружающей среды, но и создадут 10 000 новых рабочих мест.

Правительство Канады готовит пакет в размере $15 миллиардов канадских долларов для временного выкупа ценных бумаг канадских нефтяных компаний.  Такая мера позволит закрыть текущие обязательства нефтяных компаний, в частности не допустить просрочку оплаты кредитных платежей банкам и предотвратит обвал рынка ценных бумаг Канады.

Правительство провинции Альберта (одной из нефтяных провинций Канады) согласилось временно, на 6 месяцев взять на себя оплату пошлины Регулятору Энергии Альберты в размере $113 миллионов канадских долларов.

Мексика

Нефтяной сектор дает 7,2% ВВП страны.

Правительство Мексики еще до начала нефтяного кризиса в феврале 2020 года объявило об увеличении капитализации национальной нефтяной компании Pemex на $5,2 миллиарда долларов США и в настоящее время реализовывает этот план.  В начале апреля Президент Мексики объявил, что снизит налоговое бремя для Pemex на $2,7 миллиарда долларов США.

Россия

Нефтяной сектор дает 15,4% ВВП страны.

Российская Федерация предприняла несколько мер для поддержки своего нефтяного сектора.  В связи с санкциями США, Правительство России через свою дочернею компанию приняла на себя безнадежные долги перед Роснефтью по венесуэльским проектам в размере $4 миллиардов долларов США, расплатившись вполне ликвидными акциями Роснефти на эту сумму.

Кроме того, Россия опасаясь конкуренции ввела запрет на импортный бензин в связи с тем, что бензин в стране дороже (сказываются высокие акцизы) и все хранилища ГСМ уже заполнены.  Такой запрет скорее всего будет продолжаться до конца года.  Основным конкурентом в данном случае выступает как раз Казахстан.  Еще один красноречивый пример о том как, Россия лишь на словах и однозначно только в свою пользу трактует соглашения в рамках ЕвраАзЭс.

В феврале сего года Россия объявила о старте проекта Восток Ойл на 10 триллионов рублей (включая налоговые льготы на 2,6 триллионов рублей) инициированного Роснефтью.  По мнению Роснефти проект позволит увеличить добычу нефти на 100 миллионов тонн и прибавит запасы нефти на 5 миллиардов тонн.  Правда тогда для экономического обоснования проекта, закладывалась цена нефти — $42,45 доллара США за баррель.  Министерство энергетики России считало, что проект будет рентабельным и при цене $35 за баррель.  Интересно, будет ли Правительство России продвигать данный проект с учетом того, что цена на нефть марки Уралс опустилась до $23 долларов за баррель?  Теперь проект потребует явно больше 10 триллионов рублей.

Казахстан

Нефтяной сектор дает 27,5% ВВП страны.

Правительство Казахстана освободило от уплаты акцизов производителей подакцизных товаров по бензину и дизельному топливу, реализуемого на экспорт до конца 2020 года.  Обсуждается обнуление ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, в том числе на бензин, дизельное топливо и мазут.  Это больше помощь нашим НПЗ и трейдерам, чем производителям нефти.  Кстати, вряд ли это им поможет в связи с тем, что хранилища нефтепродуктов сейчас переполнены, а решения о снижении стоимости транспортировки таких грузов железнодорожными компаниями еще не приняты.

С моей точки зрения, Правительство Казахстана вполне может предоставить гарантии буровым компаниям в размере $50 – 100 миллионам долларам США с целью поддержать кредитные линии, предоставленные казахстанскими банками.  Кроме того, на мой взгляд Казахстану также нужно проанализировать опыт бурения нефтяных скважин на предмет изучения резервуаров подземных вод, включая минеральных и термальных вод.  Возможно, в некоторых случаях стоит создавать проекты привлечения инвестиций для освоения подземных вод.  Это даст работу нашим буровым компаниям.  Однозначно, Казахстану также нужно провести работу по осмотру заброшенных скважин и приведения их в соответствие с нормами окружающей среды.  У нас относительно таких стран как Россия и США не так много скважин по стране и такая работа много денег не потребует.

Что касается нефтяных компаний, то на мой взгляд в связи с тем, что финансовых ресурсов у нас не так много, Правительство Казахстана могло бы заняться прежде всего уменьшением долгового бремени нефтяных компаний.  В противном случае, многие нефтяные компании окажутся в состоянии банкротства и это также ухудшит положение банков второго уровня, выдавших кредиты таким нефтяным компаниям.  Что я предлагаю?

Не секрет, что многие нефтяные компании страны обременены банковскими долгами, а банки в свою очередь задолжали большие деньги государству в лице Национального Банка и Пенсионного Фонда.    Правительство могло бы облегчить бремя долгов временно согласившись стать учредителем/акционером (через КазМунайГаз) таких нефтяных компаний в обмен на списание долга (части долга) банками второго уровня.  В свою очередь в обмен на полное или частичное списание долга нефтяных компаний, государство может списать долги банков на такую же сумму.  Это выправит балансы и нефтяных компаний и банков, сократит необходимость направления доходов на погашения долгов, сократит лишнюю ликвидность и в конечном итоге укрепит местную валюту.  Частные акционеры затем (в течении определенного времени) смогут совершить обратный выкуп акций (долей) своих компаний либо привлечь новое финансирование и сделать новые проекты.

Такая же система вполне применима и в других отраслях экономики Казахстана.  Например, в связи с короновирусом зафиксировано падение спроса на недвижимость в размере 70%.  Строительные компании долго будут выходить из кризиса и ждать пока наладиться покупательский спрос.  Правительство Казахстана может быстро решить данный вопрос путем трехсторонних договоренностей с банками и строительными компаниями.  Что нужно сделать?

Государство списывает долги банков второго уровня, банки (на эту же сумму) списывают долги строительных компаний, а в обмен строительные компании передадут государству квартиры.  Государство может эти же квартиры раздать учителям, врачам, государственным служащим, военнослужащим, сотрудникам полиции, социально обездоленным и заслуженным деятелям Казахстана.  Что это даст?

Это выправит балансы строительных компаний и банков, сократит необходимость направления ими доходов на погашения долгов, сократит лишнюю ликвидность и в конечном итоге укрепит тенге.  Строительные компании реализуют свои квартиры, а люди начнут ремонт своих квартир, закупать строительные материалы, технику и мебель, что приведет к оживлению экономики Казахстана.  Такая мера также даст работу людям.  Разумеется, такой подход позволит снизить градус социальной напряжённости в обществе.

Автор: Шайкенов Нуржан

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока