KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Риски или возможности для Ближнего Востока?

Риски или возможности для Ближнего Востока?

18.06.2023

В преддверии визита Энтони Блинкена Китай призывает США избегать «иллюзии» силы. Ван Вэньбинь, представитель министерства иностранных дел Китая, заявил, что США «серьезно ошиблись», рассматривая Китай в качестве своего самого большого геополитического вызова. По словам Вана, в то время как две крупнейшие экономики мира конкурируют на экономических и торговых фронтах, Вашингтону не следует вступать в «жестокую конкуренцию», а также не следует сдерживать и подавлять Китай под видом конкуренции. «Это не так называемая ответственная конкуренция, а крайне безответственное гегемонистское поведение, которое только подтолкнет Китай и США к конфронтации, а мир — к разделению», — сказал он. Ван сказал, что две страны должны вместо этого развивать отношения, основанные на взаимном уважении, и учитывать основные интересы и проблемы друг друга, а также должны иметь «правильный взгляд» на внутреннюю и внешнюю политику друг друга и найти способ поладить, поскольку это будет в интересах двух мировых держав и международного сообщества.

В то же время, американское экспертное сообщество отмечая такие разногласия между странами, как поддержка Китаем России в Украине, торговые споры и растущие угрозы в адрес Тайваня, начало допускать наличие области сотрудничества, которое принесет пользу обеим сторонам и всему миру – предотвращение нового кризиса на Ближнем Востоке.

Симпозиум экспертов, созванный Центром Стимсона, обсудив все риски и возможности на все более многополярном Ближнем Востоке, пришел к единодушному мнению, что Китай не является противником США, а наоборот может способствовать деэскалации напряженности в регионе. Растущее партнерство Китая с Ближним Востоком имеет важное значение, но это еще не стратегический отход от доминирования организованной США коалиции. Тем не менее, в растущем авторитете Китая есть потенциальные возможности для предотвращения конфликтов.

В последние годы Китай постепенно стал основным торговым партнером региона, но в вопросах безопасности занимал менее значительную позицию. Однако в марте Пекин помог завершить соглашение между Ираном и Саудовской Аравией, восстановив нормальные дипломатические отношения между этими историческими соперниками. Затем, 14 июня, китайский лидер Си Цзиньпин принял у себя лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Вряд ли Китай сможет успешно решить проблему ближневосточного урегулирования, но использовать свои экономические рычаги воздействия на Тегеран для оказания давления на палестинские группировки, чтобы они предприняли определенные действия или воздержались от них, ему вполне по силам.

Будучи крупнейшим импортером ближневосточной нефти, в том числе подпадающей под санкции иранской нефти, Китай имеет уникальную возможность подтолкнуть Тегеран к снижению напряженности в отношениях с США и Израилем как на региональном уровне, так и в ядерной сфере. Как ранее отмечали эксперты Центра Стимсона, «тот факт, что Китай является основным покупателем иранской нефти, является сдерживающим фактором для Ирана, периодически озвучивающего угрозы закрыть Ормузский пролив для движения танкеров».

Кроме того, по мнению американских экспертов, Китай также может побудить Тегеран не обогащать уран до оружейного плутония. Что является «красной линией», которая может спровоцировать удар Израиля и/или США по иранским ядерным объектам. Предотвращение такого сценария, послужит интересам Китая, а не России, так как в противном случае в результате кризиса в Персидском заливе цены на нефть взлетят до непредсказуемых значений.

Вместе с тем, несмотря на все разговоры о «повороте к Азии», США не уходят с Ближнего Востока. В 10 арабских странах, Израиле и Турции до сих пор дислоцировано около 30-40 тысяч американских военнослужащих, а Соединенные Штаты по-прежнему являются основным поставщиком военной помощи и оружия в регион. Центральное командование США теперь официально взяло на себя ответственность за отношения как с ССАГПЗ, так и с Израилем, что является значительным изменением по сравнению с тем, когда с Израилем имело дело Европейское командование США, чтобы не оскорблять арабских партнеров. Но многие в регионе считают, что на Соединенные Штаты больше нельзя рассчитывать. Было слишком много стратегических неудач, таких как вторжение в Ирак в 2003 году, которое в значительной степени пошло на пользу Ирану, и неумелый вывод войск из Афганистана в 2021 году. Существует также озабоченность по поводу непоследовательности в политике США в отношении Ближнего Востока, что ярко продемонстрировала администрация Трампа, которая вышла из ядерной сделки с Ираном в 2018 году. Это привело к тому, что Иран и поддерживаемые Ираном ставленники нанесли ответный удар как по американцам в Ираке и Сирии, так и по арабским союзникам США. Удар по саудовским нефтяным объектам в 2019 году и нападения на корабли, идущие из Объединенных Арабских Эмиратов, которые не вызвали немедленной реакции США и помогли подтолкнуть регион к диверсификации своих отношений с великими державами и эскалации с Ираном.

Администрация Байдена продолжила политику своего предшественника, пытаясь расширить так называемые соглашения Авраама, которые нормализовали отношения между Израилем, ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. Блинкен, будучи в Саудовской Аравии, якобы подтолкнул саудовцев официально признать еврейское государство. Но Эр-Рияд выдвигает свои условия, такие как доступ к технологии обогащения урана и гарантии безопасности США, которые Конгресс США вряд ли примет. Саудовцы также требуют от Израиля уступок палестинцам, которые нынешнее правое правительство в Тель-Авиве не хочет делать. Кроме того, Эр-Рияд не желает изображать Соглашения Авраама как антииранский альянс, как это представляли его архитекторы из администрации Трампа, и стремится к прекращению дестабилизирующей войны в Йемене.

Разрядка — это те настроения на Ближнем Востоке, которым Китай может помочь. Он может показать, что является созидательной глобальной державой, а не просто потребителем ископаемого топлива, поставщиком дешевых потребительских товаров и кредитором последней инстанции.

Если Китаю удастся снизить напряженность на Ближнем Востоке, его не следует рассматривать как подрыв Соединенных Штатов, которые могут вернуться к роли офшорного балансира, а не деспотичного гегемона.

Таким образом, предстоящий визит госсекретаря Блинкена в Пекин вызывает сдержанный оптимизм у представителей американского экспертного сообщества в вопросах ближневосточного урегулирования, а официальные заявления МИД КНР подтверждают желание Поднебесной искать компромиссы не только на Ближнем Востоке.

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока