KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Армения – Индия: в чём взаимный интерес?

Армения – Индия: в чём взаимный интерес?

08.04.2023

31 марта президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил новую Концепцию внешней политики страны. Среди положений документа в Армении обратили внимание на дружественный для России характер исламской цивилизации и на стремление укреплять с ней всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество, а также на принципиально новую роль для России Китая, Индии, государств Латинской Америки и Африки.

Для Еревана эта положение важно в контексте заметной интенсификации сотрудничества с Индией, с которой ещё в 1995 году Армения подписала договор о дружбе и сотрудничестве. Таким образом, сближение двух стран не противоречит концептуальному внешнеполитическому документу стратегического союзника – России.

В связи с текущей геополитической турбулентностью обращает на себя внимание рост товарооборота Индии с государствами – членами ЕАЭС, что создаёт достаточно серьёзные перспективы не только с точки зрения перехода торговых отношений сторон на новый уровень, но и для активного внедрения технологического и цифрового сегмента в структуру экономического сотрудничества. Об этом было заявлено в Нью-Дели на российско-индийском деловом форуме на тему «Сотрудничество во имя развития и роста». На форуме, в частности, отмечалось, что именно сейчас, когда страны начали активно продвигать и развивать международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг», необходимо заложить в основу проекта принципы и стандарты цифрового взаимодействия, бесшовности и электронного документооборота. Не стоит ждать окончания строительства тяжелой инфраструктуры, цифровую компоненту надо развивать параллельно.

Тесное сотрудничество и военно-политический союз Турции, Азербайджана и Пакистана, окончательно оформленный «Исламабадской декларацией» 2021 года, подталкивает Нью-Дели к расширению сотрудничества с Ираном и Арменией, в том числе в рамках МТК «Север – Юг». Впервые с заявлением о новых маршрутах в рамках этого актуального проекта выступил посол Индии в Иране Хаддам Джармендра, отметивший: «Мы планируем западную часть иранского порта Чабахар и Индийский океан связать по территории Армении с Евразией и Хельсинки, создав коридор „Север – Юг“».

В свою очередь, обострение отношений Тегерана с Баку привело к тому, что Иран выступил с инициативой международного транспортного коридора «Персидский залив – Чёрное море» с целью снижения своей зависимости от Турции для выхода в направлении Европы. Номинально в этой инициативе принимают участие Иран, Армения, Грузия, Греция и Болгария. Другие страны также планируют присоединиться, в том числе Индия – одна из крупнейших экономик Востока.

А что же Армения? Прежде всего, надо говорить о стремительном расширении её военно-технического сотрудничества с Индией в условиях повышенной загрузки российского ВПК заказами и поставками в связи с СВО. Так, в конце сентября стало известно о подписании контракта на поставку армянской стороне индийских вооружений на сумму примерно в 244 млн долл. Сообщалось, что заказ включает в себя первую в истории экспортную поставку РСЗО Pinaka индийского производства.

В феврале стало известно, что Индия поставит Армении 155-миллиметровые буксируемые гаубицы ATAGS собственного производства. Это первый в истории Индии экспорт таких артиллерийских систем. Сумма контракта составляет 150 млн долл., сделка будет осуществляться в течение трех лет. В начале марта в индийской прессе появились сообщения о том, что Армения заказала в Индии 155-мм самоходные гаубицы MArG. Армянская делегация, приехавшая в Индию в прошлом году, провела серию испытаний этих гаубиц. По словам представителей самой компании, самоходка была разработана в течение 8 месяцев, прошла испытания и была предложена Армении, которая искала подобную систему вооружений, применимую в высокогорных районах, в условиях продолжения конфликта с Азербайджаном. Испытания в присутствии армянской делегации продлились примерно 40 дней, пушка показала соответствие всем поставленным армянскими военными критериям. Сама сделка была заключена на оборонной выставке. Ещё раньше, в 2020 году, Индия поставила Армении четыре контрбатарейных радара Swathi примерно на 40 млн долл.

Однако военно-техническое сотрудничество – лишь часть двустороннего взаимодействия Еревана и Нью-Дели, есть и другие интересы. Так, 10 марта индийская The Economic Times сообщила об армянском предложении Индии подумать о торговом коридоре через Чёрное море, чтобы сделать путь товаров в Россию и Европу более быстрым, оно было сделано в ходе мартовского визита министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна в Нью-Дели. По данным издания, новый торговый маршрут будет проходить параллельно международному транспортному коридору «Север – Юг», соединяя Мумбаи с Европой через Иран и Армению в обход Азербайджана, с которым у Дели и Еревана «натянутые отношения». Источники ET отметили, что Армения, чьи связи с Индией «в последние годы оживились», искала инвестиции для торгового коридора долгое время.

Новый коридор создаст дополнительный маршрут в обход Суэцкого канала во избежание конфронтации между Россией и Западом. «Поскольку новая холодная война подрывает экономические и политические отношения России и Запада, любой крупномасштабный транзит грузов, проходящих через границу России и Европы, выглядит слишком рискованным для международных логистических и страховых компаний», – заявил индийскому изданию основатель и председатель Ереванского центра политических и экономических стратегических исследований и старший научный сотрудник APRI-Armenia Бениамин Погосян. По его словам, потребность Индии в дополнительных торговых путях также остается актуальной и, по данным издания, Нью-Дели может быть заинтересована в проекте.

Согласно официальным источникам, Армения готова ратифицировать соглашение о запуске МТК «Персидский залив – Чёрное море» в соответствии с законодательством республики. В Ереване уверены, что проект даст толчок для развития мультимодального типа перевозок и повысит транзитную функцию Армении в международных грузоперевозках по маршруту Европа – Азия. Имплементация соглашения придаст также новое качество сотрудничеству между Арменией и Ираном, считают в МИД Армении.

В последний раз делегации стран-участниц проекта – Армении, Ирана, Грузии и Болгарии – собрались на шестое заседание экспертной группы по согласованию проекта год назад в Софии. По итогам заседания был подписан протокол, в котором зафиксировано, что окончательный вариант МТК «Персидский залив – Чёрное море» готов. Иранская сторона должна была по дипломатическим каналам согласовать окончательный вариант соглашения с теми странами-участницами МТК, которые не присутствовали на встрече, и после получения ответа проинформировать о результатах другие государства.

В рамках крупнейшего инфраструктурного проекта постсоветской Армении особое значение приобретает завершение строительства автомобильной дороги «Север – Юг», позволяющей сократить расстояние между югом страны и севером по линии Мегри (от границы с Ираном) – Ереван – Бавра (до границы с Грузией) на 90 км, доведя его до 470 км, а также повысить транзитную роль Армении как в МТК, так и в международных грузоперевозках.

Строительство этой магистрали, которое велось на кредиты Азиатского банка развития и ЕАБР, должно было быть завершено еще в 2010-х, но огромные по меркам Армении суммы (около полумиллиарда долларов) были «распилены» олигархами и аффилированными с властями компаниями. Сейчас правоохранительные органы разбираются со всеми этими делами, ряду лиц предъявлены обвинения. Предположительно правительство Армении для завершения строительства основных участков магистрали в 2023-2025 гг. в основном будет использовать средства кредитной линии Европейского союза, обещанные ещё в 2020 году.

Как полагают эксперты, сотрудничество Армении с Индией будет только расширятся. Об этом говорит интенсификация двусторонних контактов на всех уровнях и практически во всех сферах.

Саркис Мартиросян, по материалам: Ритм Евразии

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока