KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Визит Президента Узбекистана в Туркменистан-новые перспективы

Визит Президента Узбекистана в Туркменистан-новые перспективы

10.03.2017

6–7 марта 2017 года Шавкат Мирзиёев совершил официальный визит в Туркменистан. Стороны, как написали официальные информагентства Узбекистана «констатировали схожесть позиций по всем рассмотренным вопросам».

Лидеры государств подписали ряд договоров о сотрудничестве и условились поддерживать друг друга в рамках международных организаций, прежде всего в Организации Объединенных Наций.

Мирзиёев и Бердымухамедов отметили приоритетность соблюдения целей и принципов ООН во внешней политике. Этим они дали четкий сигнал партнерам на международной политической арене: Ташкент и Ашхабад выступают против экспансии мировых держав в Центральной Азии. Стороны акцентировали внимание на ядерной безопасности в регионе и выступили против распространения ядерного оружия «во всех аспектах».

В этом заявлении прослеживаются опасения относительно военного характера ядерной программы Ирана, граничащего с Туркменистаном и лежащего в 300 километрах от Узбекистана.

Отдельно главы двух государств остановились на проблеме водных ресурсов. Они обсудили проблему высыхания Аральского моря и экологических последствий в контексте председательства Туркменистана в Международном фонде спасения Арала.

По их словам, в Центральной Азии от справедливого и рационального использования водных ресурсов зависят судьбы миллионов человек и благополучие всего региона.

Достигнута договоренность о том, что строительство гидротехнических сооружений на трансграничных реках должно вестись на основе компромисса, без ущемления интересов соседних государств. Этому должны предшествовать независимые международные экспертизы и согласование проектов со странами низовья, сказано в принятом заявлении.

Так, они дали понять, что сооружение масштабных гидроэлектростанций в Таджикистане и Кыргызстане, угрожает интересам Узбекистана и Туркменистана.

Это первое заявление Мирзиёева-президента относительно Рогунской ГЭС в Таджикистане, строительство которой возобновилось в конце октября 2016 года.

Одним из ключевых пунктов переговоров между лидерами Узбекистана и Туркменистана стало обсуждение развития транспортной инфраструктуры.

На открытии железнодорожного и автомобильного мостов Туркменабад – Фараб говорилось о транспортном выходе Узбекистана в Южную Европу, Иран, на Кавказ и Ближний Восток. Также анонсировался транспортный коридор Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Для повышения привлекательности этих направлений стороны договорились о транзитных льготах.

Кроме того, Мирзиёев и Бердымухамедов говорили о борьбе с экстремизмом и афганском вопросе. Здесь позиции лидеров соседних государств ожидаемо совпали. Они заявили, что будут способствовать превращению Афганистана в мирную процветающую страну и уважать выбор афганского народа.

По факту Ташкент и Ашхабад обеспокоены лишь проблемами личной безопасности, поэтому они не будут против присутствия в Афганистане военного контингента любой из стран.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев продемонстрировал неординарность, отправившись с первым официальным визитом в ранге главы государства в соседний Туркменистан. Ранее источники в окружении президента Узбекистана говорили, что свой первый официальный визит в ранге главы государства Мирзиёев совершит в Россию. Позже появились сообщения о его желании в первую очередь посетить Казахстан. Но выбрав нейтральный Туркменистан для первого визита в качестве президента Узбекистана, он продемонстрировал перед всеми равноудаленность Ташкента от крупнейших игроков на мировой арене, сохранив баланс сил.

Выступая на открытии памятника Исламу Каримову в Туркменабаде, Мирзиёев и Бердымухамедов были очень единодушны в своих заявлениях.

Оба пообещали продолжать «мудрую политику» первого президента Узбекистана, фактически заключавшуюся в изоляции страны от участия в глобальных и региональных интеграционных процессах.

Накануне визита узбекского лидера в Ашхабад в Ташкенте переименовали одну из центральных улиц именем туркменского поэта Махтумкули.

Официальные туркменские СМИ отметили символичность приезда Шавката Мирзиёева.

«То, что свой первый зарубежный визит новый президент Узбекистана совершает именно в Туркменистан, говорит о взаимном стремлении и заинтересованности обеих стран в активизации и всестороннем расширении конструктивного диалога, отличительными чертами которого всегда были добрососедство, равноправие и взаимоуважение».

Если остановиться на отношениях двух государств, то товарооборот между странами приблизительно составляет скромные 320 млн долларов. Для сравнения: Узбекистан торгует с Казахстаном на 2 млрд долларов, Туркменистан с Ираном – на 4 млрд долларов. При этом самый протяженный участок границы у Туркменистана именно с Узбекистаном.

Однако отношения Ташкента и Ашхабада не всегда были добрососедскими и открытыми. В 90-е годы Узбекистан и Туркменистан установили визовый режим.

Даже жителям приграничья для посещения родственников и друзей в сопредельном государстве нужно было получать дорогостоящие визы в столицах. В 2004 году они получили возможность три дня находиться на территории сопредельного государства без виз. Однако в 2013-м упрощенный пограничный режим был отменен.

В январе 2017-го Узбекистан в одностороннем порядке восстановил действие данного соглашения. Ранее Ашхабад с рабочими поездками посетили заместители председателя правительства Узбекистана Улугбек Розукулов и Рустам Азимов.

Очевидно, что Мирзиёев намерен добиться прогресса в отношениях с южным соседом, в первую очередь в вопросах торгово-экономического сотрудничества.

Особое значение имеет визит узбекского лидера с идеологической точки зрения.

Туркменистан – государство с ярко выраженной нейтральной позицией, стремящееся максимально дистанцироваться от участия во всевозможных блоках и союзах. Посещая Туркменистан, Мирзиёев дает сигнал мировым и региональным державам: Узбекистан не намерен принимать чью-либо сторону.

В этом контексте отказ совершать первый официальный визит в Астану и Москву, где долго и настойчиво уговаривают Ташкент интегрироваться в общее экономическое пространство, подтверждает обещание Мирзиёева продолжить каримовскую политику непримиримого нейтралитета.

И в Ашхабаде, и в Ташкенте осознают угрозу экономической зависимости от Китая и России. На долю этих стран приходится почти 40% от ВВП Узбекистана и 20% – от ВВП Туркменистана.

Страны стремятся к диверсификации экономики, прежде всего за счет открытия новых рынков сбыта своей продукции. Поэтому Ашхабад и Ташкент заинтересованы в создании транспортных коридоров в Индию, Пакистан, Иран и Турцию.

«Мы готовы активизировать наше сотрудничество в рамках проекта по поставкам электроэнергии из Центральной в Южную Азию по маршруту Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан»,-приводятся в информации слова туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова, сказанные им журналистам после переговоров с узбекским коллегой.

Ранее сообщалось, что на данном этапе ведутся работы по расширению экспорта туркменской электроэнергии в направлении Афганистана и Ирана.

Туркменистан рассматривает возможности транспортировки также в Казахстан и страны Кавказа. В соответствии с Концепцией развития электроэнергетической отрасли Туркменистана на 2013-2020 годы предусматривается строительство 14 газотурбинных электростанций, систем электропередачи и распределительных станций. Туркменистан к 2020 году планирует производить 27,4 миллиарда киловатт-часов электроэнергии.

Диверсификация экономики позволит Туркменистану и Узбекистану продолжать проводить независимую политику без оглядки на региональные и мировые державы, у которых не будет лишнего рычага давления.

По окончании церемонии подписания двусторонних документов по итогам туркмено-узбекских переговоров на высшем уровне, президента Гурбангулы Бердымухамедов и Шавкат Мирзиёев выступили с обращением к представителям средств массовой информации.

Главы государств подчеркнули, что важное место в ходе переговоров было уделено вопросам укрепления мира, стабильности и безопасности. Отмечалось, что стороны договорились тесно взаимодействовать в двустороннем формате и в рамках международных организаций в решении таких актуальных проблем, как противодействие международному терроризму, экстремизму, трансграничной организованной преступности, незаконному обороту наркотиков.

По вопросам упрочения мира и безопасности в Центральной Азии позиции наших стран неизменны: мы выступаем за создание прочных и эффективных механизмов, обеспечивающих стабильное развитие региона, подчеркнул президент Гурбангулы Бердымухамедов.

Отмечена схожесть подходов к афганской проблематике, туркменская и узбекская стороны едины во мнении о том, что урегулирование в соседней стране возможно только мирными, политическими средствами, на основе широкого общенационального диалога. Туркменистан и Узбекистан выступают за оказание активной международной поддержки афганскому правительству, содействие интеграции Афганистана в региональные и международные экономические процессы.

Были подписаны Договор об экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы, Меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества в области железнодорожного транспорта, межправительственная Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2017-2019 годы, Программа сотрудничества между Министерствами иностранных дел Туркменистана и Узбекистана на 2017-2018 годы.

Также подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах между регионами – Дашогузским велаятом и Хорезмской областью, а также Лебапским велаятом и Бухарской областью.

Договоры с предприятиями и организациями Узбекистана заключили министерства железнодорожного транспорта, сельского и водного хозяйства Туркменистана, Госконцерн «Туркменхимия».

Президенты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Узбекистана Шавкат Мирзиёев открыли новый автомобильный и железнодорожный мосты Туркменабат – Фараб через Амударью, перерезав символическую ленту, сообщает во вторник пресс-служба туркменского лидера.

Церемония открытия состоялась на правом берегу реки, куда главы государств прибыли по уже введенному в эксплуатацию современному железнодорожном путепроводу. Между железнодорожным и автомобильным путями на берегу проложена автодорога, по которой проследовал кортеж президентов Туркменистана и Узбекистана.

Главы государств и другие участники массового торжества совершили поездку по современной эстакаде через Амударью.

До настоящего времени железнодорожное движение через Амударью осуществлялась по старому, эксплуатирующемуся с 1901 года, мосту. Новый железнодорожный мост построен длиной 1750 метров.

Текущее состояние взаимоотношений между странами заметно отличается от ситуации, складывавшейся чуть более десяти лет назад, когда после предполагаемой попытки государственного переворота в Туркменистане в ноябре 2002 года туркмено-узбекские отношения переживали глубокий спад. Тогда власти Туркменистана обвинили Узбекистан в оказании содействия предполагаемым заговорщикам, один из которых – бывший глава МИД Туркменистана Борис Шихмурадов – предположительно в течение недели укрывался на территории узбекского посольства в Ашхабаде, пока в итоге не был схвачен властями.

На сегодняшний день в регионе Центральной Азии усиливается борьба интересов и идеологий. В такой неоднозначной ситуации близкое сотрудничество государств региона на основе взаимопонимания, доверия и добрососедства – это политика, полностью соответствующая общими интересами народов региона независимо от нации, религиозной принадлежности и гражданства. В этом контексте конструктивный диалог и атмосфера взаимопонимания в отношениях между Узбекистаном и Туркменистаном достойна особого признания. Отношения между Узбекистаном и Туркменистаном являются неотъемлемой частью системы безопасности Центральной Азии, одним из решающих ее факторов.

Общий подход между двумя странами существует также в вопросе обеспечения безопасности в Центральной Азии, в частности, урегулировании ситуации в Афганистане. Обе страны поддерживают осуществление на афганской земле ряда проектов по восстановлению важнейших объектов  инфраструктуры. Стороны имеют единую позицию также в вопросе рационального использования трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии.

Много общих аспектов и во внешней политике Узбекистана и Туркменистана, проводимой на основе национальных интересов. В Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, принятой в 2012 году, обозначены принципы отдаленности страны от различных военно-политических блоков и альянсов; недопущения размещения на своей территории военных баз иностранных государств; не участия в различных конфликтах, происходящих по причине идеологических принципов, вооруженных столкновениях на границах с соседними странами и территориями и очагах напряженности.

Туркменистан, провозгласивший статус нейтрального государства взял на себя обязательства по отказу от вступления в политические, экономические, военные союзы и блоки, от оружия массового уничтожения. Полный отказ от участия в международных военных и военно-политических блоках дал Туркменистану возможность не быть вовлеченным в какую-либо форму противостояния в регионе в мире и сохранить при этом гарантии своей безопасности. Узбекистан поддерживает внешнеполитические принципы нейтрального Туркменистана, его международные инициативы по обеспечению глобальной и региональной безопасности, нацеленные на экономическую интеграцию и развитие стран, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом.

Следует ожидать, что узбекско-туркменские отношения, будут интенсивно расширяться и углубляться, как в политическом, так и торгово — экономическом плане, что соответственно укрепит позиции двух стран в регионе.

Таким образом, мы наблюдаем, что Ташкент в первую очередь направляет свои усилия на обновление своих отношении со старыми соседями. Планируемый визит узбекского Президента в Казахстан станет продолжением новой внешней политики сближения. Позитивные сдвиги, как во внутренней, так и во внешней политике, экономических реформах Узбекистана естественным образом выдвигает Ташкент в лидирующие позиции в регионе.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока