KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Военная операция «Хайбер –4» в зоне пуштунских племен Пакистана

Военная операция «Хайбер –4» в зоне пуштунских племен Пакистана

02.09.2017

Штаб сухопутных войск федеральной армии Пакистана в начале июля 2017 г. отдал приказ о начале операция «Хайбер-4» (Khyber-4) в долине Раджгал (Rajgal Valley) в одноименном агентстве Хайбер, которое наряду с другими шестью входит в состав Территории племен федерального управления. Ее еще называют зоной пуштунских племен, пограничной с Афганистаном.

Отличительной чертой новой военной операции является то, что она проводится против радикальной организации «Исламское государство» (ИГ) и его союзников. Причем военные власти Пакистана официально подтвердили, во-первых, присутствие боевиков ИГ на своей территории, во-вторых, осуществление «Исламским государством» подрывной деятельности на их территории, в-третьих, наличие маршрута поставок оружия, боеприпасов и военной амуниции из Хайбера в провинцию Нангархар в восточном Афганистане. А действующая в Хайбере группировка «Лашкар-и-Ислами» (Lashkar-e-Islami), возглавляемая Мангалом Багом (Mangal Bagh), тесно связана с ИГ и поставляет ему новых боевиков.

Следует заметить, что военная операция «Удар меча», приказ о проведении которой генеральный штаб вооруженных сил Пакистана отдал еще в июне 2014 г., продолжалась два года. И согласно пакистанским СМИ армия успешно провела десятки успешных рейдов. Как следствие, в 2016 г. военными властями несколько раз подтверждала, что Территория племен федерального управления очищена от террористов. Однако военная операция «Хайбер-4» вновь подтвердила наличие нового очага вооруженного конфликта на границе с Афганистаном.

В настоящее время Пакистан столкнулся с очередным вызовом – наплывом иностранных боевиков, которые часто транзитом пересекают страну, «отсиживаются» в местах укрытий Территории племен федерального управления, пересекают пакистано-афганскую границу и присоединяются к филиалу ИГ в Афганистане. Причем, присутствие их на территории Пакистана резко активизировало активность местных радикальных организаций, в частности, Движения Талибан Пакистана.

В ответ на теракты в конце 2016 — начале 2017 г. в ряде агентств ТПФУ (Баджауре, Курраме, Моманде, Оракзае, Южном Вазиристане и Северном Вазиристане) пакистанская армия провела одновременно несколько наступательных операций. Причем операция «Хайбер-4» уже четвертая в указанном районе, начиная с октября 2014 г. И она является составной частью более крупной военной кампании пакистанской армии «Радд-ул-Фасаад» по блокированию трансграничных проходов, ведущих из Афганистана, а также обеспечению безопасности в пограничной с Афганистаном зоне пуштунских племен и в крупнейшей в стране провинции Панджаб.

Приказ о начале военной операции «Радд-ул-Фасаад» был отдан 22 февраля 2017 г., когда участились трансграничные переходы из Афганистана боевиков различных радикальных организаций, включая «Исламское государство». Ее цель — разгром ИГ и аффилированных с ней лиц, пресечение трансграничных переходов боевиков из афганской провинции Нангархар (Nangarhar) и ликвидация их мест укрытий. Эта военная операция направлена на устранение угрозы терроризма, закрепление достигнутых успехов и обеспечение безопасности границ Пакистана. В ней задействованы все рода войск и правоохранительные органы, которые поддерживают усилия армии Пакистана по ликвидации террористических элементов в стране.

Основными целями менее масштабной операции «Хайбер-4» являются: освобождение территории агентства от иностранных боевиков, блокирование проходов, ведущих из Афганистана во внутренние районы Пакистана, и предотвращение возможного объединения местных террористических группировок Пакистана с иностранными, действующими в Афганистане и Пакистане. Так, ранее в Хайбере укрывались боевики пакистанских запрещенных организаций «Лашкар-и-Ислам» (Lashkar-i-Islam), «Джамаатул Ахрар» (Jamaatul Ahrar) и Движение Талибан Пакистана (Tehreek-i-Taliban Pakistan).

23 июля 2017 г. пакистанская армия объявила о завершении первого этапа операции «Хайбер-4» в долине Раджгал, получив контроль над ключевой горной вершиной Брех Мухаммад Кандао. Освобожденная от террористов территория эквивалентна 90 км2. В целом на ТПФУ очищенная от террористов площадь равна 250 км2, включая горный хребет, расположенный недалеко от границы с Афганистаном. Он считается самой высокой и труднодоступной вершиной, где боевики обустроили наблюдательный пост. В ходе операции там были обнаружены тайники с оружием и боеприпасами.

Военная кампания в Хайбере имеет и региональное измерение. Еще в июне 2017 г. на саммите ШОС в Астане лидеры Афганистана и Пакистана договорились о координации действий вдоль совместной границы. В связи с этим в середине июня Ставка главнокомандующего пакистанской армии проинформировала афганские власти о начале операции «Хайбер-4» в долине Раджгал. При этом было высказано предложение, что афганская армия поддержит действия пакистанских военнослужащих на собственной территории. Эту инициативу по координации совместных действий поддержали сенаторы США в рамках своего визита в Пакистан в июне 2017 г. Тем не менее, афганские власти резко раскритиковали военную операцию «Хайбер-4», которая, по их заявлению, началась без их согласования и поддержки со стороны Китая и США.

Таким образом, проводимая на Территории племен федерального управления Пакистана военная операция «Хайбер-4» свидетельствует о стремлении Исламабада бороться против радикальной организации «Исламское государство». Однако ее успех по-прежнему зависит от координации таких усилий с Кабулом, чего не наблюдается. По-видимому, этот вопрос требует обсуждения на международном уровне, в частности на площадке ШОС.

(авт. Наталья Замараева)

 

Спасибо! Часто заглядываю на ваш сайт. Как с компьютера, так и с мобильного.. Информация всегда по делу и правдива!!!

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока