KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Война на Памире? Внешние силы взрывают Горный Бадахшан

Война на Памире? Внешние силы взрывают Горный Бадахшан

20.05.2022

14 мая в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области [ГБАО] Хороге состоялся митинг с участием десятков жителей города и других районов. По информации источников местного портала «Бомдод», властям выдвинуто 12 требований, включая отставку главы автономии Алишера Мирзонабота и мэра Хорога Ризо Назарзода. В ожидании новых выступлений протеста в город введена военная и полицейская бронетехника. Поступали сообщения о нападении на колонну силовиков (1 убит, 13 ранено). Местные жители пытались блокировать дороги, и 18 мая власти начали силовую операцию.

По утверждениям источников российского аналитика Андрея Серенко, полагающего жёсткие действия властей Душанбе неоправданными, «таджикские военные выехали из расположения местной заставы и начали стрелять по безоружным местным жителям»«Стрельба продолжается до сих пор. Также обстреливается город с воздуха, огонь ведется с вертолёта. Ситуация очень тяжёлая. Вамар (тот самый Рушан, районный центр Рушанского района – Прим. авт.полностью парализован. Не работают магазины, школы, госучреждения. В местную больницу поступает очень много раненных. По предварительной информации, уже есть убитые, их число пока неизвестно».

В реальности же так называемые «местные жители» – это боевики военизированных формирований, обеспечивающие наркотранзит через горные перевалы Памира. Когда таджикские силовики перекрыли эти перевалы, полевые командиры ГБАО инициировали протесты под вымышленными предлогами.

Пресс-служба МВД Таджикистана сообщила, что 17 мая «члены организованной преступной группы незаконно перекрыли международную автотрассу Душанбе – Кульма на участке автодороги в Рушанском районе непосредственно на линии государственной границы». При поддержке международных террористических организаций преступники получили за пределами страны оружие и боеприпасы, а также привлекают иностранных наёмников для осуществления террористических актов и других форм провокации, говорится в сообщении. Уточняется, что члены получающие внешнее финансирование ОПГ не выполнили законные требования сотрудников правоохранительных органов о сдаче оружия и боеприпасов и оказали вооруженное сопротивление.

На участке дороги в Рушанском районе правоохранительными органами страны начата антитеррористическая операция. В Таджикистане возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках в Хороге.

В ведомстве пояснили, что все действия ОПГ направлены «против основ конституционного строя», и в деятельности преступных групп в Рушанском районе имеют место признаки преступлений террористического характера.

В сетях пишут: «Город Хорог заблокирован со всех четырех сторон (Рошткалы, Шугнан, Ишкашим и Рушан). В городе всё закрыто – школы, магазины, даже некоторые госучреждения. Мужчины со всех регионов пытаются добраться до города, но их не пропускают на постах ДПС, в которых теперь и спецназовцы, вооруженные до зубов на пикапах и бронеавто китайского производства. Из Мургаба и долины Гунд не пропускают… Рушанцам уважение, они не пропускают военных, идущих в Хорог из Душанбе. Из Ванджа и Дарваза информации нет. По некоторым данным, по всей стране казарменное положение. Поступает много инфо, но проверить достоверности мы не можем… Из-за рубежа невозможно дозвонится до Памира».

Ранее лидер обвиняемой в терроризме запрещённой в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддин Кабири объявил о создании военного крыла оппозиции властям Душанбе.

«Ещё несколько лет назад в Таджикистане отрицалось применение силы и оружия большинством таджикских политических сил, включая ПИВТ, но после событий в Украине мир изменился… С тем, как правительство продолжает действовать сегодня, у нас нет другого пути, кроме как снова столкнуться с конфронтацией сил в Таджикистане, как это происходит в других странах».

В США рассматривают Кабири как возможного политического лидера, способного возглавить протестные выступления на фоне хаотизации ситуации в республике. Власти республики крайне встревожены деятельностью Кабири и во время его выступления в Университете Джорджа Вашингтона в сентябре 2020 года все провайдеры центральноазиатской республики на час отключили Интернет.

Руководитель российского Центра изучения афганской политики Андрей Серенко в своём телеграм-канале сообщил, что с ним связались представители военного крыла оппозиции (ВКО), находящиеся в Таджикистане, которые подтвердили намерение перейти к действиям по «свержению режима президента Эмомали Рахмона»,и что уже «достигнуты принципиальные договоренности о взаимодействии»между полевыми командирами таджикистанских боевиков, которые контролируют наркотрафик через границу с Афганистаном.

Судя по всему, США готовятся дестабилизировать Таджикистан, соединив «белоленточный протест», который возглавит Кабири («международные правозащитные организации и СМИ» уже в «полной боевой готовности»), с акциями вооружённого крыла оппозиции. Во главе боевиков традиционно будут поставлены наркобароны Горного Бадахшана, где в последнее время протестные настроения усиленно подогреваются.

Напомним, Горный Бадахшан (Памир) – наибольший по площади высокогорный регион Таджикистана, где проживает около двух десятков народностей, говорящих «на разных памирских языках иранской ветви индоевропейской языковой семьи». В религиозном отношении большинство памирцев – исмаилиты, причисляемые к одной из ветвей шиитского ислама. Духовным вождём исмаилитов-низаритов (20-миллионная община в 25 странах мира) является имам Ага-хан, власть и авторитет которого передаются по наследству. Его Высочеству Кариму Ага-Хан IV, родившемуся в 1936 году в Женеве, миллиардеру, рыцарю-командору ордена Британской империи, соответствующий титул был присвоен королевой Елизаветой II ещё в 1957 году (1). Египетский историк, профессор Мохаммед Рахман (Mohamed Rahman) отмечает, что исмаилиты и их духовные лидеры, имамы династии Ага-ханов, были верными союзниками британской короны на протяжении веков.

Деятельность Фонда Ага-Хана в постсоветском Таджикистане носит достаточно системный и комплексный характер, оказывая заметное влияние на социально-экономические и общественные процессы в ГБАО (2). Реальная же власть в регионе в значительной мере принадлежит полевым командирам, контролирующим наркотрафик из Афганистана. В значительной степени именно это обстоятельство создаёт постоянную угрозу беспорядков и протестов, успешно урегулировать которые власти в Душанбе могли только при привлечении представителей Aga Khan Foundation.

В 2001 году MI-6 и британская военная разведка Defence Intelligence взяли под контроль наркотрафик в афганской провинции Кундуз, а в 2002 году – наркотрафик через ГБАО. Соответственно, решать все вопросы об урегулировании любых спорных вопросов в регионе стало возможно только договариваясь с британцами через из клиента Ага Хана.

В 2012 году после убийства в ГБАО начальника местного управления Госкомитета национальной безопасности генерала Назарова Душанбе направил в Хорог войска. При штурме города, оказавшего сопротивление, погибли десятки людей. И хотя после нескольких напряжённых недель войска покинули Хорог, обещание властей об их выводе из Памира так и не было выполнено (3).

Американский портал Eurasia.net, финансируемый, в частности, нежелательным в России Soros Foundation и МИД Великобритании отмечал, что беспорядки прекратились после переговоров назначенного в 2018 году главой администрации ГБАО Ёдгора Файзова с семью местными полевыми командирами.

После ухода США из Афганистана в Таджикистан потянулись таджики из афганского Бадахшана, охотно принимавшихся тем же Файзовым, в результате чего Хорог прозвали«прибежищем мигрантов из Афганистана». «Когда этим летом после захвата талибами* большинства уездов ситуация в соседнем Афганистане обострилась, более тысячи человек бежали в Таджикистан и в администрации области создали все необходимые условия, обеспечивая беженцев едой и крышей над головой, а также проводя переговоры с международными благотворительными организациями об оказании им гуманитарной помощи. Файзов выразил готовность принять до 5-10 тысяч беженцев», – пишет в этой связи прозападный таджикский ресурс «Your.TJ».

В такой ситуации властям республики ничего не оставалось, как уволить ставленника Ага Хана и британской разведки Файзова, приступив к жёсткой зачистке региона не только от британской клиентелы, но и от полевых командиров, промышлявших наркотранзитом. Это и дало толчок протестным выступлениям в ГБАО, которые в настоящее время привели регион на грань гражданской войны. В свою очередь, Президент Эмомали Рахмон заявляет, что не будет «вести переговоры с террористами».

7 мая боевики афганского «филиала» запрещённой в России группировки «ИГ» обстреляли позиции пограничных сил ГКНБ Таджикистана. На следующий день запрещённые в России талибы, ссылаясь на «непримиримую позицию руководства Таджикистана в отношении афганцев», запретили более 200 грузовым машинам с таджикскими номерами пересечь афганский КПП «Шерхан-Бандар». 18 мая стало известно о предполагаемом крушении в Рушанском районе Таджикистана вертолета таджикской армии (атака вероятно произошла с территории Афганистана и наверняка не из рогатки). Это означает, что США и Великобритания дали отмашку своей агентуре на вооруженное выступление против законных властей республики. С учётом российского и предполагаемого китайского военного присутствия в регионе можно прогнозировать, что вялотекущие военные действия в ущельях и долинах Памира могут обрести и некоторые новые грани.

 Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока