KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Выступление Министра иностранных дел РК К. Абдрахманова на Правительственном часе на тему: «О внешней политике Казахстана на Азиатском направлении»

Выступление Министра иностранных дел РК К. Абдрахманова на Правительственном часе на тему: «О внешней политике Казахстана на Азиатском направлении»

29.12.2017

Құрметті Владимир Карпович!

Қадірлі депутаттар!

Еліміздің саяси, экономикалық және әлеуметтік дамуына сыртқы қолайлы жағдайлар жасау, халықаралық аренада ұлттық мүдделерді қорғау Сыртқы істер министрлігінің жұмысындағы негізгі басымдықтар болып табылады.
Біз Мемлекет басшысының «5 институционалдық реформаларды жүзеге асыру бойынша 100 нақты қадам» Ұлт жоспары, «Қазақстанның үшінші жаңғыруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» Жолдауы және «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» мақаласы аясында Отанымыздың дамуына өз үлесімізді қосудамыз.
Өздеріңіз білетіндей, қазіргі заманғы Азия әлемнің саяси және экономикалық орталықтарының біріне айналуда, оның жаһандық рөлі жақын келешекте тек өсе беретін болады. Бұл ретте, азиялық ірі және шағын елдермен достық қарым-қатынастар мен өзара тиімді экономикалық байланыстарды дамыту біздің ұлттық мүдделерімізге сай келеді.
Осы орайда, бүгін Сіздердің алдарыңызға шығып, Қазақстан Республикасының азиялық бағыттағы сыртқы саясаты туралы егжей-тегжейлі баяндағым келеді.

Уважаемые депутаты!
Мой доклад акцентирован на широком азиатском направлении. И это неслучайно.
Во-первых, Азия – мощно развивающийся регион с более чем 4 млрд. населением и долей в 34% в глобальной экономике.
Уже сегодня 7 государств обширного региона входят в 20-ку крупнейших экономик планеты (Китай, Индия, Индонезия, КСА, Турция, Южная Корея, Япония).
Как говорится, «когда дует ветер, нужно строить мельницу, а не забор». Для Казахстана – это емкий рынок, который к 2030 году превысит 42% от мирового ВВП.
Во-вторых, естественное положение Казахстана как центрального континентального хаба Евразии позволяет нам использовать все геоэкономические возможности для создания новых источников роста.
Мы намерены воспользоваться нашими преимуществами в транспортной логистике для обслуживания транзита с Азии в Европу.
В-третьих, Азия предлагает новую модель глобального развития с учетом восточной ментальности. Геополитический термин истернизация отражает совместное развитие и коллективизм, присущий Востоку.
Учитывая все это, не случайно, что в Концепции внешней политики Казахстана на 2014-2020 гг. отражено укрепление отношений со странами Азии через активизацию торгово-экономического и инвестиционно-технологического сотрудничества.
В этой связи, по поручению Главы государства, МИД провел институциональную трансформацию под усиление экономической составляющей внешней политики.
Во-первыхвнедрены должности советников по инвестициям в КНР, Южной Корее, Японии, Индии, Иране и ряде других стран. Создан институт таможенного атташата — сотрудники Комитета государственных доходов Минфина РК работают в Турции, Китае и Южной Корее.
Учреждены фронт-офисы АО «Казахинвест» в городах Дубай, Стамбул, Пекин, на подходе Тегеран. Успешно функционирует институт почетных консулов РК в 70-ти иностранных государствах. Активно используются клубы друзей нашей страны за рубежом.
Во-вторыхМинистерство усиливает межведомственную кооперацию для достижения внешнеэкономических задач.
Приняты Совместные планы мероприятий с МИР РК по продвижению экспорта казахстанской продукции, с МСХ РК – по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс, с МОАП РК – по экспорту казахстанской оборонной продукции.
В-третьихулучшаются условия для работы с инвесторами. С 1 января 2017 года введен безвизовый режим для всех стран-членов ОЭСР, а также Малайзии, ОАЭ и Сингапура, что связано с проводимой работой по созданию Международного финансового центра Астана.
Мы работаем над повышением эффективности 118-ти двусторонних межправительственных комиссий и 24-х деловых советов с зарубежными государствами.
И первые результаты этой долгосрочной работы уже заметны. Так, общий объем торговли Казахстана со странами Азии за январь-сентябрь 2017 года вырос на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении он составил 13,3 млрд. долл. (экспорт — 7,8 млрд.долл., импорт — 5,4 млрд. долл.).
Министерство иностранных дел проводит активную работу по организации внешнеполитических мероприятий Главы государства.
На обсуждаемом сегодня направлении в 2016 и 2017 гг. были проведены 9 зарубежных визитов Главы государства – в КНР (дважды), Японию, Южную Корею, Иран, Турцию, ОАЭ и Саудовскую Аравию (дважды), в то же время главы 12 азиатских государств и правительств посетили Казахстан.
Еліміз шығыс азиялық бағытта прагматикалық және белсенді саясат жүргізеді.
Бірінші кезекте, Қазақстан Қытаймен жан-жақты стратегиялық әріптестікті дамытуға үлкен мән береді. Біз сындарлы ынтымақтастық динамикасын оң бағалаймыз. Арамызда сенім мен тату көршіліктің жоғары деңгейі сақталуда.
Бүгінде Қытай – геосаяси ықпалы өсіп келе жатқан, қуатты экономикалық әлеуеті, ауқымды қаржылық және технологиялық мүмкіндіктері бар ел. Бейжің 10 жыл мерзім ішінде 14 млрд. АҚШ долларынан астам инвестиция салған Қазақстанның негізгі шетелдік инвесторларының бірі болып табылады.
Біздің елдеріміз биік және жоғары деңгейде қарқынды диалогты сақтап отыр. ҚХР Төрағасы болып сайланған күннен бері Си Цзиньпин Қазақстанға 3 рет келді (2013 ж. қыркүйек, 2015 ж. мамыр, 2017ж. маусым). ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаев осы кезеңде Қытайға 5 рет барды (2013 ж. сәуір, 2014 ж. мамыр, 2015 ж. қыркүйек, 2016 ж. қыркүйек, 2017 ж. мамыр).
Қытай тарапымен бірге жаңа экономикалық «Нұрлы жол» бағдарламасын ҚХР Төрағасы Си Цзиньпиннің 2013 жылы Назарбаев Университетінде алғаш рет жариялаған «Белдеу мен жол» бастамасымен ұштастыру бойынша белсенді жұмыс жүргізілуде,
Қазақстан «Белдеу мен жол» бағытындағы бірінші ел болғандықтан Еуропаның Қытаймен негізгі байланыс буыны және еуразиялық континенттік көпірдің басты бөлігі болып табылады.
Қытаймен экономиканың түрлі салаларында жалпы соммасы 26 млрд. АҚШ доллары болатын 51 өндіріс жобасының тізімі мақұлданды, оның бес жобасы іске қосылды (жалпы құны 158 млн. АҚШ долл.).
Қазақстан екіжақты қарым-қатынастардың локомотиві сауда-экономикалық ынтымақтастық болып табылатын Жапониямен көп жақты стратегиялық әріптестікті тереңдетуге ниетті. Астана мен Токио ядролық таратпау саласындағы жақын одақтастар болып табылады. ҚР Президенті Н.Назарбаевтың 2016 жылғы 6-9 қарашада Жапонияға жасаған ресми сапары барысында Стратегиялық әріптестік туралы бірлескен мәлімде қабылданды. Көлік, мұнай химиясы, қаржы және атом энергетикасы салаларында шамамен 1,2 млрд. АҚШ долл. көлеміндегі 13 екіжақты коммерцияляқ құжатқа қол қойылды.
Оңтүстік Корея өнеркәсіпті дамыту және ұлттық экономиканы әртараптандыру бойынша біздің негізгі әріптестеріміздің бірі болып табылады.
10 жыл ішінде Оңтүстік Кореяның Қазақстан экономикасына инвестициясы 4,6 млрд. АҚШ долларын құрады.
Қазақстан Республикасының Президенті Н.Назарбаевтың 2016 жылғы 9-11 қарашада Корея Республикасына жасаған мемлекеттік сапары барысында Стратегиялық әріптестікті одан әрі тереңдету туралы бірлескен декларацияға және 640 млн. АҚШ доллары соммасындағы 18 келісімге қол қойылды.
Моңғолияда қазақ диаспорасының болуына байланысты, бұл ел Қазақстанның сыртқы саясатында маңызды орын алады. Екіжақты қарым-қатынастардың басымдыққа ие мәселелері Баян-Өлгей аймағында консулдық пунктін, сондай-ақ Қытай мен Ресей аумағы арқылы өтетін, Қазақстанды Монғолиямен байланыстыратын автокөлік жолының құрылысы болып табылады.
Корей Халықтық Демократиялық Рсепубликасының ядролық зымыран бағдарламасы – өңірдегі қауіп-қатерлердің бірі болып саналады. Солтүстік Корея тек 2017 жылы ғана 14 баллистикалық зымыран ұшырды және алтыншы ядролық сынақтың сәтті өткізгенін мәлімдеді.
Біз Пхеньянның ядролық қарусыз болашақты қамтамасыз ету үшін ұжымдық күш-жігерге нұқсан келтіретін жауапсыз саясатына қатысты жалпы айыптауларға қосыламыз.
Отношения со странами Южной Азии являются одним из важных направлений внешней политики Казахстана. Мы заинтересованы развивать торгово-экономические связи, реализовывать взаимовыгодные инвестиционные проекты.
Индия, как крупное государство с емким рынком и высоким экономическим потенциалом представляет интерес для расширения сотрудничества в сферах ІТ-технологии, кибер-безопасности, транспорта, логистики и использования морских портов.
Отношения между Казахстаном и Пакистаном развиваются в духе дружбы и партнерства. Казахстан высоко оценивает итоги визитов Президента и Премьер-министра в Астану, состоявшихся в текущем году.
Внешняя политика Казахстана обращает пристальное внимание на динамично развивающийся регион Юго-Восточной Азии. Экономическое сообщество АСЕАН представляет собой рынок в 629 млн.чел. с общим объемом ВВП в 2,4 млрд. долл.
В результате создания в 2016 г. зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом, объем взаимной торговли Казахстана с Вьетнамом составил 366 млн.долл. за 9 месяцев 2017 г., что превышает двусторонний товарооборот со всеми другими странами АСЕАН. В феврале 2017 г. состоялась первая в истории РК транспортировка пшеницы объемом в 720 тонн во Вьетнам по новому транспортному коридору через Ляньюньган.
Сингапур является страной, опыт социально-экономического и инфраструктурного развития которой, активно применяет Казахстан. В текущем году начались переговоры по созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Сингапуром, потенциал которой оценивается в 3,9 млрд.долл.
Казахстан видит Малайзию и Индонезию ключевыми партнерами в регионе Юго-Восточной Азии. Совместно с малайзийскими и индонезийсками компаниями реализуются проекты в нефтегазовой, сельскохозяйственной и строительной сферах на сумму свыше 1 млрд. долл.
Одним из основных направлений сотрудничества с Таиландом является туризм. Эту страну ежегодно посещают около 70 тыс. казахстанских туристов.
Имея близкие исторические и духовные связи с государствами Среднего и Ближнего Востока, Казахстан намерен углублять взаимоотношения с ними и с исламским миром в целом.
В основе двусторонних отношений с Турцией лежит общность исторических корней и культурных ценностей двух народов. Новый импульс сотрудничеству придали взаимные визиты на высшем уровне в 2016 и 2017 гг., в ходе которых был подписан 21 контракт на сумму в 520 млн.долл. Начата реализация Совместной экономической программы «Новая Синергия 2017-2020».
Сотрудничество с Ираном охватывает такие вопросы как региональная безопасность, правовой статус Каспийского моря, а также торгово-экономическое сотрудничество — Иран является одним из основных потребителей казахстанского зерна и металла. В ходе визита Главы государства в Иран в 2016 году было подписано 66 двусторонних документов, в том числе 51 коммерческое соглашение на общую сумму 1,1 млрд.долл. Важным остается развитие сотрудничества транзитной сфере в целях доставки казахстанских товаров через морские порты Бандар-Аббас и Чабахар.
Казахстан продолжает проводить взвешенную политику в отношении Афганистана, выступая за безопасность и стабильность, мирное урегулирование межафганского конфликта, уделяя особое внимание вопросам гуманитарно-экономической и военно-технической помощи и взаимодействия в торгово-экономической сфере.
Состоявшийся в октябре 2016 г. визит Главы государства в Саудовскую Аравию стал важным событием в развитии двусторонних отношений. В рамках визита было подписано более 10 соглашений на сумму свыше 200 млн.долл. в сфере энергетики, сельского хозяйства и торговли.
Официальный визит Президента РК Н.А.Назарбаева в Объединенные Арабские Эмираты в январе 2017 г. придал новый импульс дальнейшему укреплению двусторонних отношений. По итогам проведенных с руководством ОАЭ переговоров, был подписан ряд двусторонних документов. В целом, валовый объем прямых инвестиций арабских стран, вложенных в экономику Казахстана за последние 10 лет составил 2,5 млрд. долл.
Израиль
 представляет интерес для нас как партнер по сотрудничеству в области сельского хозяйства, в военно-технической сфере, трансферта технологий.
Вместе с тем, имеются разные подходы по некоторым проблемам региональной и международной повестки, в том числе в вопросе по статусу Иерусалима. Позиция Казахстана по данному вопросу остается неизменной. Мы выступаем за принцип «два государства для двух народов», который предусматривает создание Палестинского государства в границах 1967 года.
Как подчеркнул Глава государства в своем Манифесте «Мир. 21 век», отказ от войн как средства урегулирования проблем должен стать императивом межгосударственных отношений в XXI веке.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем эскалацию насилия и нестабильности в мире. По данным ООН, с 2008 года число конфликтов увеличилось в три раза, с усилением роли транснациональных сил в них. В этой связи конфликты в Афганистане, Сирии, Ираке и других горячих точках в Азии и на Ближнем Востоке рассматриваются нами с неизменных позиций политического урегулирования.
Более того, можно с уверенностью говорить о востребованности миротворческого потенциала Казахстана и лично Президента Н.Назарбаева в мире.
Высоко оценивается роль Казахстана в урегулировании сирийского кризиса. Мировое сообщество признает, что диалог между правительством Сирии и вооруженной оппозицией, создание зон деэскалации и условия доставки гуманитарной помощи населению Сирии стало возможным благодаря Астанинской площадке и роли Главы нашего государства.
8-й раунд Астанинского процесса, который состоялся 21-22 декабря, привел к достижению значительных договоренностей, которые приближают мирное урегулирование сирийского конфликта. В частности, стороны приняли Положение о рабочей группе по выдаче задержанных, обмену пленных, Заявление о гуманитарном разминировании, а также договорились о проведении 29-30 января 2018 г. Конгресса сирийского национального диалога в Сочи (РФ).
Казахстан также способствовал достижению соглашения по иранской ядерной программе и реализации Совместного всеобъемлющего плана действий. Мировое сообщество ценит ключевую роль Алматинских раундов переговоров между Ираном и «шестеркой» стран-посредников, которая заложила основу снятию угроз ядерной безопасности в регионе.
В этом году исполнилось 25 лет первой международной инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Спустя четверть века СВМДА объединяет 26 стран или свыше 90% территории Азии и почти половину населения планеты. Мы продолжаем совместно с партнерами последовательную работу по трансформации СВМДА в полноценную международную организацию, чья деятельность будет направлена на расширение диалога и мер доверия, создание системы безопасности на Азиатском континенте.
В текущем году по линии Организации исламского сотрудничества важным мероприятием стало проведение под председательством Главы государства в Астане первого в истории ОИС Саммита по науке и технологиям. Главным итогом Саммита стало принятие Астанинской декларации и «Программы ОИС по развитию науки, технологий и инноваций до 2026 года», которые впервые дали Исламскому миру общую программу действий на 10 лет.
Казахстан проводит сбалансированное взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В текущем году состоялись такие крупные мероприятия, как заседание Совета глав государств государств-членов ШОС 8-9 июня в Астане. Важнейшим результатом Саммита ШОС в Астане стало предоставление Индии и Пакистану статуса государства-члена Организации. Теперь зона ответственности ШОС охватывает территорию с населением более 3 млрд. человек, включает 4 ядерные государства и около 30% мировой экономики.
В 2017 г. в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, Тюркский совет) основное внимание было сосредоточено на подготовке уставных документов трех тюркоязычных организаций – Международной тюркской академии, Фонда тюркской культуры и наследия и Центра кочевой цивилизации на национальных языках.
Таким образом, высокая динамика, нынешний рост и перспективный подъем Азии, открывают новые возможности для нашей страны с позиции достижения стратегических задач Казахстана.
Уважаемые депутаты,
За годы Независимости, казахстанская дипломатия создала надежную систему взаимоотношений со всеми государствами мира и международными организациями, основанную на принципах взаимовыгодного сотрудничества и прагматизма.
Благодаря выверенному внешнеполитическому курсу Первого Президента, Казахстан заслуженно воспринимается на мировой арене в качестве генератора стабильности, динамичной и процветающей модели развития государства.
В завершение доклада, хотел бы отметить, что большую поддержку в реализации внешней политики мы также получаем от представителей депутатского корпуса.
Депутаты обеих палат принимают активное участие в работе таких структур парламентской дипломатии, как Межпарламентский Союз, ТюркПА и Парламентский союз ОИС, а также успешно укрепляют двусторонние парламентские связи в формате групп дружбы и совместных комитетов.
Мы возлагаем большие надежды на продолжение качественного сотрудничества с депутатским корпусом в реализации внешнеполитических приоритетов нашей страны.
Спасибо за внимание!
Буду рад ответить на Ваши вопросы.

(Астана қ., 2017 жылғы 25 желтоқсан, ҚР Парламенті Мәжілісі)

Гость
30.12.2017 в 11:20 - Ответить

Это наверное первый из министров, который уделяет большое внимание казахскому языку и применению казахского в дипломатической сфере. Предыдущие министры не очень жаловали казахский.
Во время конференции по случаю 25-летия дипслужбы Абдрахманов единственный из выступавших на казахском. Остальные наши уважаемые спикеры говорили исключительно на русском. Стыдно было перед иностранцами. Надо прекращать начинать на казахском одним абзацем и заканчивать одним, тогда как весь основной текст идет на русском.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока