15.02.2017
Завтра в Астане планируется проведение очередного двухдневного заседания высокого уровня в рамках Астанинского процесса по урегулированию ситуации в Сирии.
В преддверии, этой встречи интересно послушать мнения различных экспертов. На сей раз мы поинтересовались мнением российских законотворцев — члена комитета Государственной Думы России по международным делам Адальби Шхагошева и члена Совета Федерации России Ольги Ковитиди, а также политолога Константина Труевцева, которое они высказали на днях в ходе заседания «круглого стола» в Москве.
Главным итогом первых переговоров в Астане по Сирии по мнению Адальби Шхагошева в том, что за стол сели те, кто еще недавно стрелял друг в друга. Очень важным, считает парламентарий, является тот факт, что участниками прошедших переговоров стали люди, которые реально принимали участие в боевых действиях. И это является их разительным отличием от того, что было в Женеве — данные переговоры все имели возможность наблюдать с 2012 года, и там практически не было «людей, которые имели представление о том, что происходит».
«Итоги переговоров уже есть, потому что люди, которые раньше воевали в окопах, сидят за столом переговоров, а вчера они были готовы стрелять, они слушают друг друга. Треугольник: Турция-Иран-Россия сделали все возможно, что бы четко донести позицию воющих сил, на чем они основывают свои возможности и недовольства, вот главный итог», — также отметил он.
«При всей сложности переговоров, итогом бы их было то, что если бы их не было, был бы сценарий Ливии, куда более печальный, чем сегодня в Сирии мы наблюдаем»,- добавил он.
Весьма важным, убежден Адальби Шхагошев, является и то, что на переговорах в Астане принимали участие несколько оппозиционных движений, которые в одном случае 16 тысяч человек представляли, в другом — 12 тысяч вооруженных людей
При этом он обратил внимание также на то, что во многих случаях неверно переводятся высказывания основных политиков, задействованных в Сирийском конфликте. В частности, неоднократно в СМИ появлялись сведения, что якобы Президент Сирии Башар Асад говорил конфликтующим сторонам «давайте капитулируйте — и не будем разговаривать», хотя на самом деле его высказывание звучало как «давайте сядем за стол переговоров и я готов идти на разные уступки».
Переговоры, считает Шхагошев, важны еще и тем, что сами сирийцы должны решать судьбу своей страны. «Может быть, кто — то хочет, чтобы США вместе с другими странами решали — разделять те или иные оппозиционные группы или нет. Не думаю, что такого сценария хотят сами сирийцы», — добавил эксперт.
Основной же целью прошедших в Астане переговоров, считает он, стало объединение против террористов. «Какова цель переговоров? Нас объединяет одно – нужно объединиться в борьбе с ИГИЛ, чтобы они не захотели сдвинуться в сторону Азии, России или Европы. Угроза терроризма – общемировая. То, что происходит в Сирии, — это эпицентр», — заявил он.
Помимо этого, эксперт считает, что переговоры продемонстрировали важность участия российских Военно — космических сил в борьбе с терроризмом в Сирии.
«Если бы Россия с ВКС туда не пришла — террористы бы сдвинулись в сторону Азии. Мы же не только себя защищаем, ИГИЛовцы терроризируют Берлин, Рим, Париж. Надо понять, что терроризм- это угроза общемировая. Если сейчас ИГИЛ не уничтожить — будет гораздо хуже», — добавил депутат.
В свою очередь, член Совета Федерации России Ольга Ковитиди отметила, что круг участников прошедших в январе переговоров в Астане был избран для эффективности.
«Почему не присутствуют другие страны Персидского залива? По всей видимости, в целях максимально эффективного решения. Думаю, что именно этим тесным кругом решили собраться, чтобы максимально эффективно использовать эту площадку. У Астаны, как сказал Президент Нурсултан Назарбаев достаточно ровные отношения со всеми участниками переговоров», — уверена Ольга Ковитиди.
В свою очередь, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института Востока РАН, политолог Константин Труевцев отметил, что прошедшие переговоры по Сирии очень похожи на переговоры по Чечне середины 90-х годов, и призвал нормально относиться к тому, что коммюнике про итогам переговоров особого не вышло.
«Ничего страшного в этом нет. То, что приведены за стол переговоров непримиримые фракции – значительный успех. И если вспомнить прежние сложные истории, хотя бы чеченскую. Ведь тогда удалось договориться с совершенно непримиримыми противниками, вот, что тоже дает надежду»,- также отметил эксперт. (Герман Напольский)
Нет комментариев