KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

В Казахстане «заглядываются» на Турцию: сработает ли политика «третьего соседа»?

В Казахстане «заглядываются» на Турцию: сработает ли политика «третьего соседа»?

18.12.2021

Республика Казахстан активизирует военное сотрудничество с Турцией, расценивая его как многосторонние стратегические отношения. Сферой сотрудничества объявлены ВПК, обучение кадров и проведение совместных учений, киберзащита, взаимный обмен разведывательной информацией, совместное участие в миротворческих операциях, закупка Казахстаном турецких вооружений, в частности беспилотников (первая поставка предполагается на 2023 год).

Вооружённые силы Казахстана занимают в регионе второе место по количественно-боевым показателям после Узбекистана. На вооружении казахстанской армии состоят 300 танков, 1200 бронемашин, 22 боевых вертолёта, 15 судов и т.д. «Львиная» часть вооружений – российского производства.

По информации некоторых СМИ, активизация сотрудничества Нур-Султана с Анкарой вызвана приходом к власти в Афганистане талибов и перспективами обострения обстановки на границе республик бывшей советской Средней Азии с Афганистаном. Объяснение нелогичное, поскольку из всех соседей Казахстана самым внушительным опытом по обеспечению безопасности рубежей бывшего Советского Союза на южном направлении обладают ВС России, а не Турции.

В 1990-х годах российские военные охраняли границы Таджикистана, там же находились подразделения казахстанской армии, а также подразделения ВС Узбекистана и Киргизии. Потери Казахстана составили 54 бойца убитыми и пропавшими без вести. Потери российской стороны ещё больше.

Вполне логичным было бы продолжить развитие идеологического и военно-стратегического сотрудничества между Казахстаном и Россией для более тесного сплочения республик Средней Азии и России в единый военно-политический блок с целью повышения их обороноспособности. Тем более что стороны имели опыт боевого взаимодействия в условиях противостояния исламистской угрозе. Но вместо этого мы видим политику «третьего соседа» в исполнении казахстанских властей – поиск внерегиональных игроков, с опорой на которых Казахстан избегает однонаправленного сотрудничества с Москвой.

Политикой «третьего соседа» известна Монголия, и в её случае такая политика объяснима. Монголия официально не была частью Советского Союза и сегодня вынуждена находить своё место в постсоветском геополитическом раскладе сил в Северо-Восточной Азии. Казахстан же – бывшая советская республика, и самые тесные связи у неё, от экономических до политических, наличествуют с другими республиками бывшего СССР, а не с «третьими соседями».

Желание заручиться поддержкой некоего «третьего соседа» (Турции, США и др.) выдаёт намерение разбалансировать сложившийся расклад сил в регионе и способствовать усилению влияния других государств. Но является неоспоримым фактом то, что Россия остаётся единственной силой, способной геополитически упорядочить «амёбное» постсоветское пространство. Альтернативы всеобъемлющему сотрудничеству Казахстана с Россией нет. Турки в России и Казахстане не живут, рассматривая территорию республики с точки зрения политического и экономического освоения. Россияне и казахстанцы связаны множеством уз, от исторических до семейных, и это нельзя не учитывать.

Соперничество Турции с Россией на Кавказе и в Средней Азии очевидно. Складывается впечатление, что казахстанские власти намерены на этом соперничестве сыграть. «В многовластии нет блага», писал Гомер. Те, кто завлекает в Среднюю Азию страны, заметного влияния которых в регионе в исторической ретроспективе не наблюдалось, создают то самое «многовластие», способное привести к кардинальной перекройке силовой карты региона. Такие процессы не проходят безболезненно, поскольку имеет место столкновение интересов и переформатирование устоявшихся межгосударственных отношений.

Подобная политика неизбежно приводит к образованию субрегиональных альянсов – распределению стран региона по разные стороны баррикад. Уже понятно, что если тенденция к углублению казахстанско-турецкого сотрудничества сохранится на годы, то это приведёт к опосредованному сближению Казахстана и Азербайджана и к дистанцированию их от России и Армении. Будучи членом ОДКБ, Казахстан явно демонстрирует, что для военного сотрудничества ему мало и России, и ОДКБ как таковой. Армения тоже состоит в ОДКБ, но у неё свои взгляды на турецкую политику на постсоветском пространстве. Произойдёт размежевание участников структуры безопасности, оформленной через ОДКБ.

Тезис о том, что любое суверенное государство имеет право само решать, с кем ему развивать военное сотрудничество, верен только отчасти. Не суверенитет как таковой должен стоять во главе угла, а его геополитическая целесообразность. «Патриарх» западной дипломатии Генри Киссинджер говорил, что не каждому народу суверенитет на пользу в силу закрепившихся исторических, геополитических, экономических и прочих причин. Их радиальная «переделка» ради обретения суверенитета принесёт больше горестей, чем радостей.

Суверенитет постсоветских республик не укрепил их безопасность, а ослабил – это является «секретом Полишинеля». СССР вёл войны на чужой территории, бывшие его республики ведут их на своей. Более очевидного доказательства не сыскать. Соответственно, консолидация постсоветского пространства в единый военно-политический кулак пойдёт на пользу всем, кроме разве что национально-компрадорских элит, какие мы видим на Украине. Идея национального суверенитета не должна превращаться в идола, в жертву которому будут принесены жизни граждан в попытках этого болезненного суверенитета достичь.

Казахстану было бы целесообразно учитывать общий внешнеполитический контекст при развитии партнёрства с третьими странами, и не работать на подрыв сотрудничества с той силой, которая способна и готова организационно оформить те ослабленные осколки, которые мы имеем сегодня вместо республик Советского Союза – с Россией.

Владислав Гулевич

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока