01.04.2019
Республика Таджикистан – горная страна с высотами от 300 до 7495 м., расположенная на юго-востоке Центральной Азии, не имеющая выхода ни к морям и ни к океанам. 93% от всей территории страны занимают горы, относящиеся к высочайшим горным системам мира, таким как Тянь-Шань, Гиссаро-Алай и Памир. На территории страны насчитывается более тысячи горных ледников, крупнейший из которых — горно-долинный ледник Федченко длиной около 77 км. Страна расположена в бассейне двух основных рек Центрально-азиатского региона: Амударьи и Сырдарьи. На территории Таджикистана формируются основные водные ресурсы всего региона. Из общего существующего регионального стока в объёме 115 км³, непосредственно в Таджикистане формируется 64 км³. Если же объем определять с учётом транзитного стока реки Сырдарья, то общая величина располагаемых водных ресурсов составляет 80 км³, то есть почти 70% от региональных вод.
По общим запасам гидроэнергоресурсов Республика Таджикистан занимает 8-ое место в мире, по удельным запасам на душу населения – 87,8 тыс. кВт/ч на человека в год – 2-ое место в мире, а по удельным запасам на единицу территории – 3,62 млн. кВт/ч на 1 км² — 1-ое место в мире.
Общая величина потенциальных запасов гидроэнергоресурсов Таджикистана составляет 527,06 млрд. кВт/ч в год, из которых используется только 4-5%. Почти 50%, то есть более 280 млрд. кВт/ч в год, являются технически возможными и экономически эффективными для освоения, с учетом быстрого развития уровня техники и технологии.
На сегодняшний день пригодные для использования гидроэнергоресурсы Таджикистана, почти в два раза превышают всю выработку электроэнергии в Центрально-азиатском регионе (150 млрд. кВт/ч в год) и составляет 60% общего потребления первичных энергоресурсов в нём, включая уголь, нефть и газ. При этом гидроэнергоресурсы практически равномерно распределены по всей территории республики и имеются в достаточном количестве не только на крупных, но и также на мелких река
Потенциальные запасы гидроэнергоресурсов
Таджикистана
Бассейны рек | Среднегодовая мощность, мВт.ч | Среднегодовая энергия, тВт.ч. | Доля в общем объеме, % |
Пяндж | 14030 | 122,90 | 23,2 |
Гунт | 2260 | 19,80 | 3,73 |
Бартанг | 2969 | 26,01 | 4,93 |
Ванч | 1191 | 10,34 | 1,96 |
Язгулом | 845 | 7,40 | 1,39 |
Кызылсу | 1087 | 9,52 | 1,78 |
Вахш | 28670 | 251,15 | 48,00 |
Кофарнихон | 4249 | 37,22 | 7,00 |
оз. Кара-Куль | 103 | 0,90 | 0,17 |
Сурхандарья | 628 | 5,50 | 1,03 |
Зерафшан | 3875 | 33,94 | 6,38 |
Сырдарья | 260 | 2,28 | 0,43 |
Итого | 60167 | 527,06 | 100,00 |
Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана по категориям
Районы | Промышленные запасы | Потенциальные ресурсы | ||||||
МВт.ч | э, тВт.ч | Крупных рек | Притоков, 1>10км. | Притоков L<10KM. | ||||
N,MBт.ч | ЭтВт.ч | N,MBT.ч | ЭтВт.,т-1У,мВтч | ЭтВт.ч | ||||
Согдийская группа районов | 1590,0 | 13,93 | 1544,0 | 13,52 | 1303,0 | 11,41 | 1288,0 | 11,28 |
Районы республиканского подчинения и Хатлонской области | 17709 | 155,13 | 22744 | 199,24 | 3974,0 | 34,81 | 16056 | 140,65 |
ГБАО | 5884 | 51,54 | 6990,0 | 61,23 | 2555,0 | 22,38 | 3713,0 | 32,53 |
Итого | 25183 | 220,6 | 31278 | 274,0 | 7832 | 68,61 | 21057 | 184,46 |
Интенсивное освоение гидроэнергоресурсов в Таджикистане было начато в 60-х годах прошлого века, а в период с 1960 по 1987 гг. отмечен высокий темп развития отрасли в республике.
Следует отметить, что в течение последних двадцати лет выработка электроэнергии в республике остается стабильной. Ежегодная потребность Таджикистана в электроэнергии составляет около 22-24 млрд. кВт ч. С учетом того, что в стране ежегодно производится 17-18 млрд. кВт ч. электроэнергии, ее дефицит составляет 5 млрд. кВт ч. в год. Пик дефицита приходится на осень и зиму, в связи с чем, ежегодно с октября по апрель страна вынуждена вводить ограничения на потребление электроэнергии, в то время как летом производство электроэнергии в республике превышает собственные потребности на 1,5 млрд. кВт ч.
№ | Наименование существующих ГЭС | Установленная мощность, МВт. |
1 | Нурекская ГЭС | 3000,0 |
2 | Сангтудинская ГЭС-1 | 670,0 |
3 | Байпазинская ГЭС | 600,0 |
4 | Сангтудинская ГЭС-2 | 220,0 |
5 | Кайраккумская ГЭС | 126,0 |
6 | Каскад Вахшских ГЭС | 285,05 |
В том числе: | ||
6.1. | Головная ГЭС | 240,0 |
6.2. | Перепадная ГЭС | 29,95 |
6.3. | Центральная ГЭС | 15,1 |
7 | Каскад Варзобских ГЭС | 25,43 |
8 | Памирская ГЭС-1 | 28 |
9 | Хорогская ГЭС | 8,7 |
Строительство самой большой в Центральной Азии Рогунской ГЭС было начато в 1976 году. Проектная мощность Рогунской ГЭС равна 3600 МВт с 6-ю агрегатами по 600 МВт каждый и годовой выработкой электроэнергии 13,1 млрд.кВт.час.
Рогунский гидроэлектроузел является наиболее крупным на реке Вахш, обеспечивающим наиболее эффективную работу каскада. С вводом ее в строй, возможно, полное освоение водно-энергетического потенциала всей реки Вахш.
Осуществляя многолетнее регулирование стока, Рогунская ГЭС не только увеличит общую выработку электроэнергии каскада гидроэлектростанций на р. Вахш, но и самое главное, позволит ему вырабатывать базисную энергию, которая будет иметь, прежде всего, региональное значение.
В настоящее время гидроузел сохраняет свое комплексное назначение и может работать как в чисто энергетическом режиме, без нарушения сложившейся на сегодняшний день водохозяйственной обстановки в бассейне реки Амударья и зоны Аральского моря, так в режиме с приоритетным ирригационным направлением.
Водохранилище гидроузла, совместно с Нурекским на реке Вахш и Туямуюнским на реке Амударья, общей полезной емкостью 18-19 км³, способно обеспечить многолетнее регулирование стока реки Амударьи с дополнительной гарантированной водоотдачей в размере 5,0-5,9 км³ на земли Амударьинского бассейна, расположенных на территорий Узбекистана и Туркменистана.
Главной особенностью Центрально-азиатского региона является то, что Таджикистан и Кыргызстан с ограниченными углеводородными ресурсами и орошаемыми землями, расположены в зоне формирования стока крупных рек Центральной Азии — Сырдарьи и Амударьи, а Казахстан, Туркменистан и Узбекистан с огромными углеводородными запасами и возможностями расширения орошаемых земель находятся в зоне рассеивания стока.
В процентном отношении, в пределах Таджикистана формируется приблизительно 55,4% общего стока бассейна Аральского моря, в Кыргызстане — 25,3%, в Узбекистане — 7,6%, в Казахстане — 3,9%, в Туркменистане – 2,4%, на территории Афганистана, Китая и Пакистана — 5,4%.
Вопросы управления водными ресурсами региона регулируются в настоящее время рядом документов советского и постсоветского периодов. Наиболее важными документами в этом направлении являются Алматинское Соглашение* о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраны водных ресурсов (1992г.) и Нукусская Декларация* по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (1995г.), в которых Главы Центрально-Азиатских государств подтвердили свою готовность признать ранее подписанные и действующие соглашения, договора и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между ними по водным ресурсам в бассейне Арала и принимать их к неуклонному исполнению.
Вопросы водопользования и распределения водных ресурсов в бассейне Аральского моря еще в первые годы приобретения независимости превратились в актуальную проблему региона и требовали от государств бассейна реализацию практических мер по их решению.
Общеизвестно, что проблема Аральского моря является проблемой выбора между экономическими и экологическими нуждами стран низовья. Неразумное и нерациональное использование водных ресурсов за 1960-1990 годы, расширение орошаемых земель в бассейне привело к деградации Аральского моря. Именно бурное развитие в регионе ирригационных земель, в основном в государствах низовьев рек, без учета законов окружающей среды, способствовало Аральской катастрофе, имеющей планетарный характер.
С этой целью, а также с целью преодоления экологического кризиса и улучшения социально-экономического положения в бассейне Аральского моря, Главами государств Центральной Азии был создан Международный Фонд спасения Арала (МФСА), в рамках которого планировалось осуществление межгосударственного диалога в целях решения проблем не только экологического, но и водохозяйственного и энергетического характера. Странами региона в рамках МФСА предпринимаются меры для стабильного функционирования водохозяйственного комплекса.
Стремление Таджикистана развивать гидроэнергетику в условиях отсутствия других весомых источников энергии в промышленном секторе, а также острого дефицита электроэнергии для населения, столкнулось с непониманием со стороны государств, стремящихся и дальше расширять площади орошения в сельскохозяйственных нуждах.
В этой ситуации в отношении Таджикистана применяются дискриминационные «ограничительно-запретительные» меры отдельными странами региона с целью давления на страну и её принуждения к отказу от реализации жизненно важных гидроэнергетических проектов на своей территории. В нарушение общепризнанных норм международного права, продолжают создаваться искусственные преграды для перевозки народнохозяйственных грузов на транзитных железнодорожных и транспортных путях, на своей территории, проводятся активные агитационно-пропагандистские мероприятия, направленные против деятельности и строительства народнохозяйственных объектов Республики Таджикистан: подобные мероприятия причиняют значительный ущерб населению и народному хозяйству.
Очевидно, что проблемы ирригации и обеспечения водой и, в связи с этим, регулирование режимов сработки водохранилищ на реках и, соответственно, выработка электроэнергии в верховьях рек при неинтегрированности экономик, электрических сетей стран региона и отсутствии надлежащей договорной и законодательной базы использования водных ресурсов может привести к противоречиям в реализации интересов ирригации и гидроэнергетики. Практика взаимоотношений стран региона показывает, что все эти вопросы вполне можно решить в рамках уже существующих региональных механизмов, путем совместной разработки новых соглашений, согласования взаимовыгодных механизмов, а главное, при наличии доброй воли заинтересованных государств.
Водные инициативы Республики Таджикистан, поддержанные Генеральной Ассамблеей ООН Международный год пресной воды, 2003, Международное Десятилетие Действий «Вода для жизни», 2005-2015 годы — закрепили понимание у мирового сообщества в необходимости перехода от обсуждений, выражения намерений и провозглашения обязательств к выполнению практических мер. Это новая стратегическая цель международного сообщества во имя жизни и человечества.
В решении проблем управления водными ресурсами, Республика Таджикистан основывается на принципах международного права по данному вопросу, а также руководствуется стратегическими интересами страны, изложенными в Национальной Стратегии развития до 2015 года, Стратегии сокращения уровня бедности населения и других основополагающих документах.
Ресурсы гидроэнергетики Таджикистана просто уникальны. Годовые ресурсы в республике такие же, как объем вырабатываемой сегодня электроэнергии всеми электростанциями всех стран Центральной Азии, и гидравлическими, и тепловыми.
Пристальное внимание в государственных программах Таджикистана уделяется и малой гидроэнергетике, общий потенциал которого составляет более 21000 МВт и при этом почти 50% из них технически пригодны к освоению уже сегодня. В соответствии с планом Правительства Республики Таджикистан, до 2020 года в стране должны быть построены 71 малых ГЭС.
С целью обеспечения выдачи мощности строящихся гидроэлектростанций, а также экспорта электроэнергии, разработаны и реализуются инвестиционные проекты по строительству высоковольтных линий электропередач.