KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана и проблемы водопользования в ЦА

Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана и проблемы водопользования в ЦА

01.04.2019

Республика Таджикистан – горная страна с высотами от 300 до 7495 м., расположенная на юго-востоке Центральной Азии, не имеющая выхода ни к морям и ни к океанам. 93% от всей территории страны занимают горы, относящиеся к высочайшим горным системам мира, таким как Тянь-Шань, Гиссаро-Алай и Памир. На территории страны насчитывается более тысячи горных ледников, крупнейший из которых — горно-долинный ледник Федченко длиной около 77 км. Страна расположена в бассейне двух основных рек Центрально-азиатского региона: Амударьи и Сырдарьи. На территории Таджикистана формируются основные водные ресурсы всего региона. Из общего существующего регионального стока в объёме 115 км³, непосредственно в Таджикистане формируется 64 км³. Если же объем определять с учётом транзитного стока реки Сырдарья, то общая величина располагаемых водных ресурсов составляет 80 км³, то есть почти 70% от региональных вод.

По общим запасам гидроэнергоресурсов Республика Таджикистан занимает 8-ое место в мире, по удельным запасам на душу населения – 87,8 тыс. кВт/ч на человека в год – 2-ое место в мире, а по удельным запасам на единицу территории – 3,62 млн. кВт/ч на 1 км² — 1-ое место в мире.

Общая величина потенциальных запасов гидроэнергоресурсов Таджикистана составляет 527,06 млрд. кВт/ч в год, из которых используется только 4-5%. Почти 50%, то есть более 280 млрд. кВт/ч в год, являются технически возможными и экономически эффективными для освоения, с учетом быстрого развития уровня техники и технологии.

На сегодняшний день пригодные для использования гидроэнергоресурсы Таджикистана, почти в два раза превышают всю выработку электроэнергии в Центрально-азиатском регионе (150 млрд. кВт/ч в год) и составляет 60% общего потребления первичных энергоресурсов в нём, включая уголь, нефть и газ. При этом гидроэнергоресурсы практически равномерно распределены по всей территории республики и имеются в достаточном количестве не только на крупных, но и также на мелких река

 

Потенциальные запасы гидроэнергоресурсов
Таджикистана

 Бассейны рек Среднегодовая мощность, мВт.ч Среднегодовая энергия, тВт.ч. Доля в общем объеме, %
Пяндж 14030 122,90 23,2
Гунт 2260 19,80 3,73
Бартанг 2969 26,01 4,93
Ванч 1191 10,34 1,96
Язгулом 845 7,40 1,39
Кызылсу 1087 9,52 1,78
Вахш 28670 251,15 48,00
Кофарнихон 4249 37,22 7,00
оз. Кара-Куль 103 0,90 0,17
Сурхандарья 628 5,50 1,03
Зерафшан 3875 33,94 6,38
Сырдарья 260 2,28 0,43
Итого 60167 527,06 100,00


Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана по категориям

Районы Промышленные запасы Потенциальные ресурсы
МВт.ч э, тВт.ч Крупных рек Притоков, 1>10км. Притоков L<10KM.
N,MBт.ч ЭтВт.ч N,MBT.ч ЭтВт.,т-1У,мВтч ЭтВт.ч
Согдийская группа районов 1590,0 13,93 1544,0 13,52 1303,0 11,41 1288,0 11,28
Районы республиканского подчинения и Хатлонской области 17709 155,13 22744 199,24 3974,0 34,81 16056 140,65
ГБАО 5884 51,54 6990,0 61,23 2555,0 22,38 3713,0 32,53
Итого 25183 220,6 31278 274,0 7832 68,61 21057 184,46

 

Интенсивное освоение гидроэнергоресурсов в Таджикистане было начато в 60-х годах прошлого века, а в период с 1960 по 1987 гг. отмечен высокий темп развития отрасли в республике.

Следует отметить, что в течение последних двадцати лет выработка электроэнергии в республике остается стабильной. Ежегодная потребность Таджикистана в электроэнергии составляет около 22-24 млрд. кВт ч. С учетом того, что в стране ежегодно производится 17-18 млрд. кВт ч. электроэнергии, ее дефицит составляет 5 млрд. кВт ч. в год. Пик дефицита приходится на осень и зиму, в связи с чем, ежегодно с октября по апрель страна вынуждена вводить ограничения на потребление электроэнергии, в то время как летом производство электроэнергии в республике превышает собственные потребности на 1,5 млрд. кВт ч.

Наименование существующих ГЭС Установленная мощность, МВт.
1 Нурекская ГЭС 3000,0
2 Сангтудинская ГЭС-1 670,0
3 Байпазинская ГЭС 600,0
4 Сангтудинская ГЭС-2 220,0
5 Кайраккумская ГЭС 126,0
6 Каскад Вахшских ГЭС 285,05
  В том числе:  
6.1. Головная ГЭС 240,0
6.2. Перепадная ГЭС 29,95
6.3. Центральная ГЭС 15,1
7 Каскад Варзобских ГЭС 25,43
8 Памирская  ГЭС-1 28
9 Хорогская ГЭС 8,7

 

Строительство самой большой в Центральной Азии Рогунской ГЭС было начато в 1976 году. Проектная мощность Рогунской ГЭС равна 3600 МВт с 6-ю агрегатами по 600 МВт каждый и годовой выработкой электроэнергии 13,1 млрд.кВт.час.

Рогунский гидроэлектроузел является наиболее крупным на реке Вахш, обеспечивающим наиболее эффективную работу каскада. С вводом ее в строй, возможно, полное освоение водно-энергетического потенциала всей реки Вахш.

Осуществляя многолетнее регулирование стока, Рогунская ГЭС не только увеличит общую выработку электроэнергии каскада гидроэлектростанций на р. Вахш, но и самое главное, позволит ему вырабатывать базисную энергию, которая будет иметь, прежде всего, региональное значение.

В настоящее время гидроузел сохраняет свое комплексное назначение и может работать как в чисто энергетическом режиме, без нарушения сложившейся на сегодняшний день водохозяйственной обстановки в бассейне реки Амударья и зоны Аральского моря, так в режиме с приоритетным ирригационным направлением.

Водохранилище гидроузла, совместно с Нурекским на реке Вахш и Туямуюнским на реке Амударья, общей полезной емкостью 18-19 км³, способно обеспечить многолетнее регулирование стока реки Амударьи с дополнительной гарантированной водоотдачей в размере 5,0-5,9 км³ на земли Амударьинского бассейна, расположенных на территорий Узбекистана и Туркменистана.

Главной особенностью Центрально-азиатского региона является то, что Таджикистан и Кыргызстан с ограниченными углеводородными ресурсами и орошаемыми землями, расположены в зоне формирования стока крупных рек Центральной Азии — Сырдарьи и Амударьи, а Казахстан, Туркменистан и Узбекистан с огромными углеводородными запасами и возможностями расширения орошаемых земель находятся в зоне рассеивания стока.

В процентном отношении, в пределах Таджикистана формируется приблизительно 55,4% общего стока бассейна Аральского моря, в Кыргызстане — 25,3%, в Узбекистане — 7,6%, в Казахстане — 3,9%, в Туркменистане – 2,4%, на территории Афганистана, Китая и Пакистана — 5,4%.

Вопросы управления водными ресурсами региона регулируются в настоящее время рядом документов советского и постсоветского периодов. Наиболее важными документами в этом направлении являются Алматинское Соглашение* о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраны водных ресурсов (1992г.) и Нукусская Декларация* по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря (1995г.), в которых Главы Центрально-Азиатских государств подтвердили свою готовность признать ранее подписанные и действующие соглашения, договора и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между ними по водным ресурсам в бассейне Арала и принимать их к неуклонному исполнению.

Вопросы водопользования и распределения водных ресурсов в бассейне Аральского моря еще в первые годы приобретения независимости превратились в актуальную проблему региона и требовали от государств бассейна реализацию практических мер по их решению.

Общеизвестно, что проблема Аральского моря является проблемой выбора между экономическими и экологическими нуждами стран низовья. Неразумное и нерациональное использование водных ресурсов за 1960-1990 годы, расширение орошаемых земель в бассейне привело к деградации Аральского моря. Именно бурное развитие в регионе ирригационных земель, в основном в государствах низовьев рек, без учета законов окружающей среды, способствовало Аральской катастрофе, имеющей планетарный характер.

С этой целью, а также с целью преодоления экологического кризиса и улучшения социально-экономического положения в бассейне Аральского моря, Главами государств Центральной Азии был создан Международный Фонд спасения Арала (МФСА), в рамках которого планировалось осуществление межгосударственного диалога в целях решения проблем не только экологического, но и водохозяйственного и энергетического характера. Странами региона в рамках МФСА предпринимаются меры для стабильного функционирования водохозяйственного комплекса.

Стремление Таджикистана развивать гидроэнергетику в условиях отсутствия других весомых источников энергии в промышленном секторе, а также острого дефицита электроэнергии для населения, столкнулось с непониманием со стороны государств, стремящихся и дальше расширять площади орошения в сельскохозяйственных нуждах.

В этой ситуации в отношении Таджикистана применяются дискриминационные «ограничительно-запретительные» меры отдельными странами региона с целью давления на страну и её принуждения к отказу от реализации жизненно важных гидроэнергетических проектов на своей территории. В нарушение общепризнанных норм международного права, продолжают создаваться искусственные преграды для перевозки народнохозяйственных грузов на транзитных железнодорожных и транспортных путях, на своей территории, проводятся активные агитационно-пропагандистские мероприятия, направленные против деятельности и строительства народнохозяйственных объектов Республики Таджикистан: подобные мероприятия причиняют значительный ущерб населению и народному хозяйству.

Очевидно, что проблемы ирригации и обеспечения водой и, в связи с этим, регулирование режимов сработки водохранилищ на реках и, соответственно, выработка электроэнергии в верховьях рек при неинтегрированности экономик, электрических сетей стран региона и отсутствии надлежащей договорной и законодательной базы использования водных ресурсов может привести к противоречиям в реализации интересов ирригации и гидроэнергетики. Практика взаимоотношений стран региона показывает, что все эти вопросы вполне можно решить в рамках уже существующих региональных механизмов, путем совместной разработки новых соглашений, согласования взаимовыгодных механизмов, а главное, при наличии доброй воли заинтересованных государств.

Водные инициативы Республики Таджикистан, поддержанные Генеральной Ассамблеей ООН Международный год пресной воды, 2003, Международное Десятилетие Действий «Вода для жизни», 2005-2015 годы — закрепили понимание у мирового сообщества в необходимости перехода от обсуждений, выражения намерений и провозглашения обязательств к выполнению практических мер. Это новая стратегическая цель международного сообщества во имя жизни и человечества.

В решении проблем управления водными ресурсами, Республика Таджикистан основывается на принципах международного права по данному вопросу, а также руководствуется стратегическими интересами страны, изложенными в Национальной Стратегии развития до 2015 года, Стратегии сокращения уровня бедности населения и других основополагающих документах.

Ресурсы гидроэнергетики Таджикистана просто уникальны. Годовые ресурсы в республике такие же, как объем вырабатываемой сегодня электроэнергии всеми электростанциями всех стран Центральной Азии, и гидравлическими, и тепловыми.

Пристальное внимание в государственных программах Таджикистана уделяется и малой гидроэнергетике, общий потенциал которого составляет более 21000 МВт и при этом почти 50% из них технически пригодны к освоению уже сегодня. В соответствии с планом Правительства Республики Таджикистан, до 2020 года в стране должны быть построены 71 малых ГЭС.

С целью обеспечения выдачи мощности строящихся гидроэлектростанций, а также экспорта электроэнергии, разработаны и реализуются инвестиционные проекты по строительству высоковольтных линий электропередач.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока