KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Глобальная безопасность и страны ШОС

27.04.2016

Экс-министр иностранных дел  Кыргызской Республики А.Джекшенкулов (материал предоставлен автором)

Регион Центральной Азии находится на стыке цивилизаций, в центре Великого шелкового пути и населен родственными народами с древней историей и культурой. Наши предки передали нам такие общие качества как свободолюбие, толерантность и восприимчивость ко всему новому. С момента приобретения независимости, каждая страна региона ищет свой собственный путь развития.

В нынешней сложной международной обстановке, в мире, полном глобальных и национальных вызовов, суверенным независимым государствам ЦА как никогда важно на прагматичной основе и в соответствии с национальными интересами – обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность.

Говоря о новом мировом порядке, следует отметить, что глобальные проблемы современности не могут быть решены усилиями одной, пусть даже самой сильной державой мира, равно как и усилиями ограниченного круга крупных держав. В свете этого перспектива глобального сотрудничества в сфере безопасности, мы полагаем, должна быть в рамках многополярного мира и рассматриваться многими большими и малыми странами в качестве действенной формулы, гарантирующая выживание, стабильность и развитие мирового сообщества.

Общеизвестно, что сама идея многополярного мира отнюдь не нова. Фактически логика многополярности сложилась задолго до Первой мировой войны. Предшествующее войне десятилетие определялось достаточно хрупким балансом сил великих держав того времени – Британии, Германии, Франции, России, США, Австро-Венгрии, Италии и Японии.

Еще тогда подразумевалось, что для многополярности характерна примерная сопоставимость совокупных возможностей нескольких государств мира, ни одно из которых не обладает явно выраженным превосходством над остальными.

Приблизительно такая структура международных отношений была в Европа XIX века. И тогда европейские великие державы ревниво следили друг за другом, не позволяя ни одной из них усилиться до такой степени, чтобы игнорировать остальных – порознь или вкупе.

В доказательство вспомним Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений 1919 года, которая появилась по окончании Первой мировой, и, разумеется,  Ялтинско-Потсдамскую систему международных отношений 1945 года, которая закрепила итоги Второй мировой войны.

Эти системы международных отношений так или иначе выполняли возложенные на них задачи, поскольку в их основе заложена идея сотрудничества и взаимопонимания, а также разделения зон интересов и влияния между центрами силы того времени.

Модель многополярной системы международных отношений была превращена нарождающимся антагонизмом сторон в биполярную, с двумя центрами силы – Вашингтоне и Москве.

Впрочем, биполярная система международных отношений, имея огромное количество минусов, имела и несомненный плюс: был достигнут баланс сил на международной арене, так как утвердившийся ракетно-ядерный паритет между двумя сверхдержавами не позволял ни одной из сторон рассчитывать на победу в случае прямого столкновения между нами.

В странах же Запада после исчезновения биполярного мира прочно утвердился англосаксонский проект – насильственное насаждение демократии и прав человека по всему миру.

После юбилейной сессии НАТО в Вашингтоне было принято решение о возможности использования вооруженных сил НАТО «для предотвращения нарушений прав человека повсюду в мире». При этом бывший генеральный секретарь блока Хавьер Солана безапелляционно заявил: « Мы движемся к системе международных отношений, в которой повседневные права человека и права меньшинств более важны, чем суверенитет». Таким образом, НАТО превратился в стратегический инструмент вмешательства в суверенитет любой страны.

Для осуществления своих глобальных интересов, обеспечения политического контроля за мировыми ресурсами западная коалиция бомбит Югославию, потом Афганистан, захватывает Ирак, стимулирует конфликты в Ливии и Сирии. И вот уже без всякого стеснения и на правах гегемона США вмешиваются во внутреннюю политику многих суверенных государств.

Сложившаяся ситуация крайне опасна. Стремление США и некоторых западных стран сохранить глобальное превосходство в военно-политическом, экономическом плане, несет серьезную угрозу всему международному сообществу. Никто уже не чувствует себя в безопасности, никто не может надеяться на международное право. Такая политика может привести к  катастрофическим последствием в мировой политике.

Сегодня особую роль в обеспечении глобальной безопасности государств могут и должны играть страны-члены ШОС, а по сути, лидеры ШОС Россия и Китай уже становятся катализаторами становления нового мирового порядка, выразителями воли множества больших и малых народов, не желающих англосаксонского диктата.

Ярким примером стало то, что специалисты НАТО признали, что боевики ИГ покинули оккупированные территории, благодаря успехам военно-космических сил России. План урегулирования вооруженного конфликта между режимом Асада и оппозицией, гарантами которой выступают Россия  и США, и начавшийся, хотя и сложно, мирный процесс в Сирии еще раз доказывает необходимость нового мирового порядка.

Для усиления влияния на мировое управление странам ШОС необходимо углублять евразийский вектор внешней политики и эффективно обеспечить общую евразийскую безопасность.

Поэтому всестороннее сближение стран-членов ШОС, особенно в вопросах безопасности, вписывается в рамки многостороннего и двустороннего партнерства, усиливающего евразийскую ось для создания нового миропорядка и противостояния гегемонии неолиберального мирового управления.

Сегодня, в условиях глобализации, происходит все большее финансовое, экономическое, военно-политическое смещение акцента с Запада на Восток, следовательно, растет и влияние стран Восточного и Азиатского регионов на мировую экономику и глобальную безопасность.

Таким образом, сегодня формируется новая конфигурация мирового порядка, в которой вероятно, ни одна из стран, несмотря на величие и экономическую мощь, не будет доминировать. Мир переходит к ситуации сосуществования многочисленных полюсов, центров силы, которые будут относительно «равны».

Полагаю, что для нас – представителей ЦА, в свете происходящего очень важна понять, какова будет роль ШОС в новом мировом порядке.

По оценкам некоторых военных аналитиков, после приближения НАТО к западной границе и значительной части южных границ России неизбежен следующий шаг США и их союзников – окаймление Китая. Для этого Запад, в своих геополитических интересах, последовательно осуществляет информационно-идеологическое наступление, стремится усилить влияние на страны ШОС, создать вокруг стран-участников ШОС санитарные кордоны и в конечном итоге перейти к открытому давлению.

В последние 25 лет международное сообщество начало уделять большое внимания Центральной Азии. Для Соединенных Штатов и их союзников этот регион привлекателен для реализации своих геополитических амбиций. Для России он представляет собой стратегическую зону политического влияния для обеспечения собственной безопасности и экономических интересов. Китай же видит его транспортным коридором, источником энергоносителей и важным партнером в вопросах безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района. Некоторые эксперты рассматривают усиление активности России, Китай и США в ЦА как некую новую формулу так называемой большой игры в новом мировом порядке.

Хотел бы обратить особое внимание на безопасность и существующие угрозы в странах ЦА.

Так называемый Ферганский «котел», который иногда называют «Ахиллесовой пятой» ЦА, является одним из сложных регионов в мире, где процветает бедность, коррупция, криминал, наркотрафик, религиозный экстремизм, существует этнические проблемы, между странами региона не решены вопросы границ и водно-энергетических ресурсов. Здесь пересекаются интересы не только Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, но и глобальных игроков, которые преследуют свои собственные геополитические интересы. Особо остро стоит вопрос информационной безопасности стран ЦА.

В связи с возможным ростом конфликтного потенциала, участившихся инцидентов на границах, непростой ситуации с межэтническими отношениями стоит обратить особое внимание ШОС на Ферганскую долину, поскольку ситуация в этой долине угрожает не только безопасности всего региона ЦА, но безопасности всех стран ШОС.

В качестве точечной превентивной меры,  необходимо изменить существующие подходы, разработать и реализовать региональный проект под условным названием «План действий ШОС по мерам доверия и укрепления безопасности в Ферганской долине».

Серьезную тревогу вызывает деградация ситуации в Афганистане, которая напрямую влияет на безопасность нашего региона. Стоит напомнить, что десятилетнее пребывание международного военного контингента в этой стране не принесло значительного улучшения ситуации. Положение  дел усугубляет растущая активность так называемого «Исламского государства» — террористической организации, которая стремится распространить свое влиянии в странах ЦА.

Серьезной проблемой становится участие наших граждан в боевых действиях на стороне террористов, поэтому возможно назрела необходимость странам-членам ШОС определить новые стандарты противодействия этой угрозы.

Стратегия развития ШОС до 2025 года и Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом на 2016 – 2018 гг., принятая на Саммите в г. Уфа, позволяет координировать и усиливать необходимую совместную работу, активно формировать базу для всеобъемлющего сотрудничества между правоохранительными органами и специальными службами. Умножить эффективность в борьбе против трех зол – терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Недавние инициативы руководителей России и Китая по интеграции « Экономического пояса Шелкового пути» с Евразийским экономическим союзом позволит создать экономическую базу для укрепления безопасности стран – членов ШОС.

Сегодня в геополитике происходит тектонические сдвиги. Кыргызстан, страна, которая уязвима во многих вопросах внутренней и внешней безопасности, как и большинство стран мира, заинтересована в создании нового мирового порядка – многополярного мира.

Такой порядок открывает новые возможности для мирного сосуществования больших и малых стран, богатых и бедных, сильных и слабых, позволяет создать в международном сообществе атмосферу безопасности, доверия и условия для развития всех государств.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока