18.05.2023
Экспортные маршруты казахстанской нефти – необходимость диверсификации
2022 год ознаменовался тем, что основной экспортный маршрут казахстанской нефти Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) не работал в полной мере. Чего только не происходило в 2022 году при экспорте казахстанской нефти: тут и повреждения выносных причальных устройств (ВПУ) возможно после шторма; и поиск мин; и комплексная проверка Ростехнадзора, Росприроднадзора и Росморречфлота; и судебный запрет на приостановление деятельности трубопровода (позже замененного на штраф); и в конце концов замена танков плавучести ВПУ. Проверяли как могли. В итоге КТК оказался недогруженным на 8,3 млн. тонн нефти, в основном потери пришлись на Казахстан. Мы округленно не отгрузили продукции на $6.2 млрд долларов США, а бюджет лишился около 1 триллиона тенге доходов.
В начале 2023 года КТК объявил о завершении программы устранения узких мест в трубопроводной системе, что в целом позволит увеличить возможности транспортировки с 67 млн. тонн до 83 млн. тонн (включая до 72,5 млн. тонн из Казахстана). Для сравнения в 2022 году Казахстан экспортировал округленно 51 млн. тонн нефти через КТК. Таким образом, Казахстан возможно увеличит экспорт нефти на 21,5 млн. тонн в 2023 году. А наша зависимость от экспорта нефти через Россию возрастет до 90%! Правило «Не клади все яйца в одну корзину» — видимо забыто или по каким-то причинам не применяется у нас.
Вместе с тем, Россия и Запад вступили в новое глобальное противоборство, которое неизвестно насколько долго продлиться. Непонятно также насколько стороны готовы расширять санкции друг против друга. Запад «заморозил» российские активы и угрожает конфискацией таких активов с последующей передачей Украине в качестве компенсации за причинённый ущерб от российской агрессии. Россия возможно тоже имеет ответные варианты или же в поиске таковых в отношении активов западных транснациональных компаний, находящихся в стране.
Ранее по другому крупному международному проекту — 30 июня 2022 года Президент РФ Путин подписал указ о передаче государству активов компании-оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy. Причиной такого решения объявлена «угроза национальным интересам России и её экономической безопасности» в результате нарушений по разработке месторождений нефти и газа иностранными физическими и юридическими лицами. Акционерам Sakhalin Energy был отведён месяц на то, чтобы дать согласие о принятии долей, пропорционально текущим, в новом операторе. Имущество оператора было передано в собственность РФ и в безвозмездное пользование создаваемой организации, а покупка долей, вышедших из проекта компаний, стала возможна только российским юридическим лицом. Один из иностранных акционеров (компания Shell) вынужден был продать свою долю российской компании НОВАТЭК.
Объективно, в связи с нефтяным эмбарго, а значительная часть российской нефти отправлялась по трубе в Европу, у России возникла инфраструктурная «пробка» и возникает соблазн увеличить свой экспорт через КТК. В таком случае, российский экспорт может повлиять на объемы казахстанского экспорта через Новороссийск.
Что же должен делать Казахстан в связи возможными рисками ограничения своего экспорта нефти через Россию?
Первая мысль — воспользоваться трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), где имеется недогруз в 22 млн. тонн, но… на Каспийском море у нас всего 3 танкера дедвейтом 12 тысяч тонн. Каждый из этих танкеров может максимум сделать 60 фрахтов и перевезти около 700 тысяч тонн в год, т.е., все вместе они смогут перевести максимально 2 млн. тонн нефти. Недавно объявили, что к ним добавятся еще пару танкеров, но и это не делает большую погоду. Понятно, что у России нет интереса строить нам танкерный флот для того, чтобы Казахстан смог транспортировать свою нефть в обход России. Сами мы строить танкеры не умеем, а судоверфь на Каспии обойдется в приличные деньги, не менее 5 лет уйдет на строительство верфи и придется привлекать иностранных специалистов. Затем, нужно будет построить не менее 30 танкеров типа Caspian max и займет это тоже лет 5 и обойдется в приличные деньги. Итого 10 лет и несколько миллиардов долларов США. А самое главное нам ведь нужно экспортировать 72,5 млн. тонн нефти, а БТД имеет возможность дополнительно загрузить лишь 22 млн. тонн.
Тут же еще миллион нюансов, незнакомых для обывателей. Ну например, как будет рассчитана формула смеси казахской и азербайджанской нефти в трубе, а ведь это деньги. Мы только по этому вопросу с азербайджанцами будем год-два переговоры вести. Так что нам необходимо привлекать настоящих специалистов, которые к нашей радости есть и у нас и в Азербайджане, плюс Запад поддержит такой путь транспортировки нефти в Европу.
Кстати, на самом деле БТД вовсе не панацея, а практически те же условия транспортировки нефти через третью страну. БТД это тоже бутылочное горлышко, только через Азербайджан, Грузию и Турцию вместо России. У этих государств свои геополитические проблемы и не факт, что они не сыграют также как в случае конфликта Запада с Россией.
Черное золото в обмен на булат
Безусловно, при любом раскладе нужно подключаться к БТД и диверсифицировать экспортные маршруты казахстанской нефти. Две опции для транспортировки все одно лучше, чем одна. Ниже я остановлюсь на том, как существенно сократить сроки подключения Казахстана к БТД.
Как не странно такое возможно в перспективе 1-2 лет. Причем, Казахстан сможет переориентировать все 22 миллиона тонн в недогруженную часть БТД. Основным ключом на мой взгляд может послужить Турция. Предложение Эрдогану о газовом хабе от Путина неслучайно. Казахстан мог бы пригласить Турцию в проект освоения Тенгизского месторождения, от которого могло бы поставляться нефть для БТД. Если бы Турция была нашим партнером на Тенгизе, это стало бы еще одной страховкой транспортировки нашей нефти по КТК.
В свою очередь Турция могла бы обеспечить нас танкерами класса Caspian max в кратчайшие сроки для транспортировки казахстанской нефти через Каспийское море и через Волго-Донской канал. Это единственная страна, которой Россия не сможет отказать. Как показала Российско-украинская война, Президент Эрдоган умелый и высококлассный переговорщик.
Турция контролирует Черноморские проливы, от которых теперь зависит вся южная торговля России. Сама Турция стала ключевым посредником между Россией и Западом. Вряд ли Россия откажется пропускать танкеры из Турции по Волго-Донскому каналу и продажи построенных в Турции для Казахстана танкеров для транспортировки нефти между Казахстаном и Азербайджаном. Кстати, сейчас Эрдоган предлагает прорыть параллельный канал в обход Босфор, что позволит частично «обойти» ограничения Конвенции Монтрё. В случае строительства аналогичного канала в обход Дарданелл конвенция не будет действовать в полной мере. Кроме того, Турция стремиться разгрузить проливы.
В то же время Россия, вступившее в долгосрочное противостояние с Западом ищет новые торговые возможности. В этой связи Казахстан мог бы предложить России существенно расширить Волго-Донской канал с тем, чтобы по нему могли ходить крупные морские суда. В конце концов если Россия так опасается, что центрально-азиатские республики пытаются выйти из под её влияния и ищут обходные торговые пути, почему бы Москве не пойти на встречу и предложить более широкие торговые возможности для Центральной Азии и стран бассейна Каспийского моря.
Выгоды для турецкой стороны очевидны. Сейчас Турция контролирует конечную часть БТД. А тут сразу получит долю в одном из крупнейших месторождений нефти в мире. Плюс заработает на строительстве танкеров для Казахстана. Можно подключить Турцию и к вопросам транспортировки нефти через Волго-Донской канал и Каспий. Турция сможет больше зарабатывать и на БТД.
Конечно же в обмен на черное золото, Казахстан должен просить Турцию помочь в создании военно-промышленного комплекса и сильной армии. За последнее время Турция совершила качественный скачок в развитии своих вооруженных сил. Турция весьма преуспела в создании новых образцов военной техники. Казахстан должен приступить к созданию крупных вооруженных сил, оснащенных самым передовым оружием. К сожалению, как и в случае с другими странами бывшего СССР, значительные запасы вооружений и техники доставшиеся нам от СССР распроданы или утрачены. Небольшой закуп новых образцов вооружений в годы независимости производился буквально для парадов. Как показала нынешняя Российско-украинская война советская военная техника уже полностью изношена и морально устарела. Крупные закупки турецкого оружия необходимы Казахстану для построения сильного государства с современной армией.
Проблема одного покупателя казахстанской нефти
А еще за деревьями у нас никак не могут разглядеть лес. И в случае транспортировки казахстанской нефти через КТК и в случае транспортировки нашей нефти через БТД конечным покупателем выступает – Запад. На фоне российской-украинской войны, у нас в Казахстане заговорили о диверсификации транспортных маршрутов для нашей нефти, а почему мы не задумываемся о диверсификации покупателей нашей продукции? Как вы думаете хорошо, что 90% нашей нефти идет в сущности одному покупателю? Россия сейчас пожинает все плоды ориентации экспорта своих углеводородов в основном на одного покупателя и лихорадочно пытается диверсифицироваться с большими убытками для себя. Опять же совсем не обязательно вступать в открытую конфронтации со своим доминирующим покупателем для того, чтобы почувствовать всю невыгодность такой торговли.
Нельзя также не учитывать, что Европа приняла стратегическое решение отказаться от производства автотранспортных средств с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года, а также ускорить ввод энергетики, основанной на возобновляемых источников энергии. Это в ближайшие 12 лет приведет к существенному падению потребления углеводородов в Европе. А Казахстану стоит задуматься, что мы будем делать, когда наш доминирующий покупатель существенно сократит потребление нашей нефти?
Статья 176 Предпринимательского Кодекса Казахстана дает определение «монопсонического покупателя» — «Монопсоническим положением признается положение субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение в качестве покупателя, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет 70% (семьдесят) и более процентов». Казахстан создал для себя монопсонического покупателя (Запад) своего основного экспортного товара – нефти.
Нам нужно не только диверсифицировать транспортные маршруты, но и покупателей! У нас под боком – один из крупнейших в мире рынков сбыта, бездонный Китай. Самое главное мы граничим с этим гигантом и труба в сторону Китая это одновременно и диверсификация транспортного маршрута для нашей нефти и в тоже время диверсификация покупателя. В чем же выгода переориентации значительного объема казахстанской нефти на Китай:
- Мы не будем геополитически и финансово зависеть от милости стран транзитеров. Это хорошая экономия на транзите.
- Строительство крупной трубы в Китай (с учетом протяженности маршрута) обойдется в 10 миллиардов долларов и может стать якорным проектом, которые так не хватают Казахстану. В Казахстане уже имеется завод по производству труб большого диаметра. В проекте могут быть задействованы много казахстанских предприятий. Такой проект будет иметь большой мультипликационный эффект на экономику страны.
- Если очень попросить Китай проект будет реализован в кратчайшие сроки, 3-4 года. Возможно проект будет реализован намного быстрее чем подключение Казахстана к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Это быстрее окупиться и быстрее увидим дивиденды от реализации такого проекта. Предлагать проекты, которые будут реализовываться 10 лет и более – нет никакого смысла. Народ просто устанет ждать плоды, если самостоятельно начнем реализацию проекта подключения к Баку-Тбилиси-Джейхан (без участия Турции мы будем это делать 10 лет).
- Строительство лучше вести по северной дуге Кенкияк – Астана – севернее существующего трубопровода Атасу-Алашанькоу с веткой, которая будет обеспечивать Павлодарский НПЗ нашей нефтью. Как и в случае со строительством Астаны такое расположение трубопровода способно геополитически проецировать безопасность северной части Казахстана. Во всяком случае Китай будет экономически кровно заинтересован в том, чтобы Россия навсегда забыла о своих притязаниях на наши северные земли. На юге, Казахстан уже проделал большую работу в обеспечении собственной безопасности на многие десятилетия вперед. В частности построен нефтепровод Казахстан-Китай, проходит газопровод Центральная Азия-Китай, а кроме того, столица Туркестанской области перенесена в г. Туркестан, который объявлен духовной столицей тюркского мира. Вот такие проекты и создают безопасность Казахстана с юга.
- Китаю такой проект будет очень интересен. Все моря последние 500 лет контролирует Запад, что ставит под вопрос доставку стратегического сырья в Китай в случае какого-либо серьезного конфликта с Западом. А тут маршрут транспортировки нефти идет полностью по суше и в рамках проекта возрождения Великого Шелкового Пути, предложенного Пекином.
- Китай наряду с Турцией, оказались чуть ли не единственными странами которые пусть устно, но тем не менее заявили о гарантиях территориальной целостности Казахстана. Это многого стоит и нужно очень ценить такое отношение к нашей стране. Безусловно за этим стоит и огромная работа и заслуга нашего Президента, как и казахстанской дипломатии в целом. А реализация крупного проекта нефтепровода в Китай позволит еще больше укрепить отношения между нашим государствами и будет своеобразным ответом на жест Китая. Думается и Китай оценит разворот экспорта казахстанской нефти.
- Китай сейчас проходит очень сложный период трансформации своей экономики, где основной задачей ставиться переход к современной экономике, основанной на новых технологиях, инновациях и потреблении. Китай прошел путь экстенсивного развития и теперь может развиваться только путем интенсивного развития. А это невозможно без гарантированного доступа к стратегическому сырью. Казахстан может поучаствовать перестройки экономики большого соседа, к своей выгоде.
- Китай естественно диверсифицирует своих поставщиков стратегического сырья. В силу размеров экономики Поднебесной невозможно, чтобы Китай покупал стратегическое сырье у доминантного поставщика. В Москве никак не могут понять, что Пекин не заинтересован очутиться в положении Европы, зависимой от Газпрома. Более того, Китаю интереснее закупаться у экономик послабее чем Россия, не требующих обременительных отношений. А Казахстан в свою очередь должен попытаться занять свою нишу в поставках сырья в Китай, в том числе с целью недопущения перетока китайских денег и технологий другим таким же конкурирующим поставщикам стратегического сырья. Большая связанность казахстанской экономики с китайской ведет также к ослаблению влияния России на Казахстан. У Казахстана на самом деле естественный симбиоз экономики с Китаем. А ведь Россия по всем показателям экономики является нашим естественным конкурентом. Уже и поэтому, нам необходимо построить крупный нефтепровод в Китай. Строительство такого нефтепровода отразиться положительно на наших отношениях с Россией по КТК. Мы не будем так сильно зависеть от Москвы.
Вместо эпилога…
Подытоживая, хотелось бы отметить, наряду с диверсификации транспортных маршрутов – о чём у нас высказываются, надо построить диверсификацию так, чтобы такой проект послужил мощным стимулом развития экономики Казахстана в целом, создал рабочие места и дал толчок развитию нашего бизнеса, а такое возможно реально только если мы развернем экспорт в сторону Китая. Кроме того, мы условно должны поделить экспорт 50/50 – Западу и Китаю, тем самым диверсифицировать наши риски от покупателей казахстанской нефти. А на Каспийском направлении очень полезно было бы подключить Турцию к нашим нефтегазовым проектам. Турция наш естественный союзник.
Авт.: Нуржан Шайкенов
Нет комментариев