KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Долгие мытарства Казахского культурного центра Аль-Фараби в Дамаске

Долгие мытарства Казахского культурного центра  Аль-Фараби в Дамаске

01.02.2019

Из статьи Президента РК Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»:

Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана».

У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа.

Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе.

Южнее старого города расположено главное историческое кладбище в Дамаске. Оно имеет название, как и южные ворота – Баб Сагир. Кладбище начинается сразу за линией крепостных стен и тянется к югу, вдоль знаменитой дороги паломников на Мекку. Сейчас кладбище сдавлено со всех сторон жилой застройкой и представляет собой не большой участок, густо засеянный захоронениями. Когда-то здесь было обширное поле, но уже в османскую эпоху район стал активно застраиваться лавками, мечетями и т.д.

Конечно, кладбища Дамаска не могут сравниться по зрелищности с «лесом» мавзолеев и минаретов «Города мертвых» в Каире. Зато дамасские захоронения имеют более солидный возраст, на кладбище Баб Сагир похоронены люди, имеющие непосредственное отношение к пророку Мухаммеду, его сподвижники и родственники.

Надо отметить, что самое древнее кладбище Дамаска расположено севернее городских стен – это кладбище Дахдах, там хоронили людей еще до арабского завоевания. Мусульмане начали активнее использовать южное направление в этом плане, на юге находилась Мекка и Медина, туда стремились попасть тысячи паломников, поэтому быть похороненным на пути хаджа было очень почетно.

В целом, все мавзолеи на Баб Сагир выглядят очень современно и ухоженно. Особенно это место популярно у шиитов – на могилы женщин из дома пророка Мухаммеда приходит множество людей.

Большинство посетителей приходят прочитать молитву к мавзолею Сукейны, дочери Хусейна, внучки Али, правнучки самого пророка. От мавзолея Сукейны, в маленьком домике с зеленой крышей в центре, по утверждениям смотрителей кладбища расположен мавзолей Фатимы – дочери Мухаммеда. Дальше покоятся жены четвертого праведного халифа Али. Тут же мавзолеи чернокожего Биляля – сподвижника пророка Мухаммеда и первого муэдзина в истории ислама и гордости всех правоверных женщин Хафсы, дочери халифа Омара, одной из жен пророка Мухаммеда. Всего тут похоронено 2 жены пророка. Кладбище имеет большое значение для шиитов, потому что, там находятся головы павших воинов в битве при Кербеле.

Если возвращаться от Баб Сагир на север к центру города по улице Мидан можно увидеть еще несколько мавзолеев знаменитых шейхов и правителей различных эпох, втиснутых в жилую застройку.

Усыпальница Аль-Фараби внутри комплекса. Ведро от краски собирает воду из треснутого купола.

Кроме упомянутых лиц на кладбище нашел себе последний приют и уроженец казахских степей наш соотечественник Аль-Фараби (870-950 год) знаменитый философ, писатель и музыкант.

Может быть, и по этой причине, что здесь покоится прах великих людей почитаемых, как шиитами и суннитами, боевые действия не затронули этот район Дамаска. За весь период вооруженного противостояния в Сирии тут было несколько незначительных терактов. Противоборствующие стороны из соображения религиозного почитания данного погребального комплекса не превратили его в зону активных боевых действии, если не считать шальных минометных мин изредка залетавших туда.

 

В 2007 году Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев во время своего визита в Сирию договорился с сирийским руководством о том, что Казахстан будет создавать Историко-культурный Центр Аль-Фараби в Дамаске. С тех пор была проделана колоссальная работа по строительству культурного мемориала, целью которой стало сохранение могилы гения всего мусульманского мира.

«Только в условиях независимости мы смогли начать изучать и поднимать исторические источники по всему миру. Вот и сегодня мы возрождаем память о нашем великом предке, который родился на территории Казахстана и стал великим ученым, философом и поэтом здесь, на земле Сирии», — сказал в то время Н. Назарбаев.

Это первый в истории независимого Казахстана столь крупный объект, который  построен на территории зарубежного государства при финансовом содействии республики. Всего на строительство комплекса имени Аль-Фараби и реконструкцию мавзолея Султана Бейбарса Казахстан выделил более 4,5 миллиона долларов.

«Казреставрация» с 2007 по 2011 гг. занималась строительством историко-культурного и мемориального центра Аль-Фараби в Дамаске.

Центр Аль-Фараби получился очень современным и красивым. Привлекает современный стиль, богатая отделка мемориала, продуманная инфраструктура.  Книжные стеллажи заказывались специально в Великобритании. Сам проект состоит из четырех залов. Есть четыре гостиничных номера, апартаменты Президента Казахстана для приема высоких гостей, комнаты для обслуживающего персонала, ресторан на 100 мест, полностью оборудованная кухня, есть помещения для переводчиков, для проведения курсов и конференции, современный подземный паркинг. Шестиэтажный Центр Аль-Фараби располагается на площади в 6 тысяч кв. м. Под своеобразной пирамидой  находится могила великого мыслителя.

При строительстве историко-культурного комплекса, посвященного Аль-Фараби, казахстанская сторона построила 48 многоквартирных домов и переселила в них жителей, чьи дома пришлось снести.

В 2011 году строительство комплекса было завершено и в 2012 году планировалась сдача госкомиссии, а после проверки передача мэрии Дамаска.

Однако ситуация кардинальным образом изменилась, страну охватила гражданская война, власти думали о своей судьбе и сирийцы по финансовым причинам отказались взять объект на свой баланс.

Выдвигались предложения отдать Центр на пользование МИДу РК, Консульству Казахстана в Сирии. Но вопрос остался так и не решенным из-за нерешительности или нежелания казахстанской стороны (Министерство культуры и спорта, МИД РК, посол ответственный за Сирию) обременять себя еще одной проблемой.

Тем временем, Центр медленно приходит в упадок. За неимением должного ухода и сохранности экспонаты, мебель и различное оборудование ветшает. Ковры гниют, внутреннее и внешнее состояние комплекса с каждым годом портиться. Нет финансов даже для охраны здания. Осталось дождаться мародеров, в них сейчас в Сирии недостатка нет.

Хотелось бы обратить внимание, что если этот процесс будет продолжаться сирийцы рано или поздно возьмут этот объект и он может быть использован не по назначению.

По этой причине необходимо взять Центр Аль-Фараби на баланс МИДа РК и использовать его как Консульство на нынешнем этапе, а в будущем как полноценное Посольство РК в Сирии. Не каждое казахстанское посольство за рубежом может похвастаться таким зданием. В нем одновременно можно было бы разместить и дипломатов, различные казахстанские представительства. Обустроить гостиничный комплекс и культурный Центр одновременно. Благо возможности позволяют.

Неужели наши чиновники обязательно должны ждать указания из Ак Орды.  Вопрос должен быть решен незамедлительно. Надеюсь, данная статья будет маленьким импульсом в разрешении этой проблемы, от которой зависит авторитет нашего государства и будущая ее роль на Ближнем Востоке.

Особая надежда в этом деле возлагается на Министра иностранных дел Б.Атамкулова. Прежние руководители МИДа не особо жаловали своим вниманием эту тему. Быть может, поэтому дух Фараби не позволил им находиться на этой должности долгое время, но это уже из разряда мистики. Новый глава внешнеполитического ведомства известен как профессиональный дипломат, опытный аким и министр, знающий свое дело практик для которого интересы Казахстана стоят на первом месте.

«Духовные святыни Казахстана», или «Сакральная география Казахстана» благодаря нашим предкам никогда не ограничивалась только Казахстаном. И наш с вами долг сохранить их для наших потомков.

Тайжан
02.02.2019 в 00:22 - Ответить

Чувствуется, что человеку не все равно и с толком написано статья, осталась дело за малым, поднять свои пятые точки и поработать во благо государство

Алекс
02.02.2019 в 13:09 - Ответить

Про дух Фараби конечно сильно сказано, министры бойтесь проклятия…..)))

Мария
02.02.2019 в 14:00 - Ответить

Не знала, что мы такое за рубежом строим. И там значит бардак, разобраться не могут

FH
03.02.2019 в 11:38 - Ответить

Куда смотрит Акимат.

лаура
03.02.2019 в 17:24 - Ответить

Президент недавно сказал же, у наших министров руки ноги трясутся, дрожат. Сделать без одобрения не могут сами. Все согласуют по сто лет.

Султан
09.02.2019 в 09:43 - Ответить

О каком решении проблем говорит автор. МИД погряз в коррупции, послы пошли тупые, дипломаты слабые. Толковых разогнали. Остались лизоблюды. Как то видел как глава МИД подписывал меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с министерством экономики кажись. В одной стране живут два госучреждения идиотский документ подписывают. Ну не предел идиотизма. А почему, а потому что больше ничего сделать не могут. Видимость работы. Соотечественники в Китае под гнетом, а наш МИД сопли жует. Наши дети и граждане в Сирии, а МИД только и может сказать ведется работа в этом направлении. Нихрена не ведется. Бумаги безграмотные. Короче там одни придурки с умными лицами.

Нургали
13.02.2019 в 15:34 - Ответить

Орынды көтерілген мәселе. Мемлекет тарапынан қолға алыну қажет.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока