19.02.2019
В мировом сообществе Казахстан прежде всего известен тем, что неизменно ратует за общечеловеческие ценности, духовные и культурные традиции этнических групп, обеспечивающие поступательное и динамичное развитие государства в целом. В частности, тема межконфессиональных и межэтнических отношений в нашей республике всегда находится на особом контроле государства. Своим видением текущей ситуации в этой важной сфере, о ее проблемах и перспективах делится вице-министр общественного развития Берик Арын.
-Берик Сакбайулы, в некоторых отечественных СМИ было высказано мнение, что Министерство общественного развития самоустранилось от решения межэтнических проблем, сконцентрировавшись на решении религиозных. Существует ли на самом деле такой перекос приоритетов?
— Позвольте начать с того, что вопросы регулирования этнических отношений и религиозной сферы занимают одно из важных направлений государственной политики. Это, конечно же, связано с необходимостью сохранения стабильности и согласия в казахстанском полиэтноконфессиональном обществе и обеспечения безопасности граждан и государства в целом. Для нашей политики в данных вопросах характерно принципиальное неприятие и жесткое пресечение любых форм и проявлений этнического и религиозного радикализма.
Возвращаясь к сути поставленного вами вопроса, то я бы так не сказал. К тому же, согласитесь, каждый видит то, что желал бы увидеть в нашей работе. Так, например, в конце прошлого года в свет вышла публикация, в которой нас критиковали за то, что мы устранились от сферы религии и основное внимание сконцентрировали на других направлениях деятельности министерства.
Между тем, сегодня в СМИ опубликовано достаточно большое количество материалов позитивного характера, отражающих различные аспекты многогранной деятельности министерства, в том числе в контексте его ребрендинга.
Важным элементом работы Министерства общественного развития является продвижение и реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в стране. Данная функция нашему ведомству была несколько месяцев назад передана от Министерства культуры и спорта, что принципиально обогатило и расширило формат работы МОР.
Несмотря на некоторые сложности в организационных и кадровых вопросах, нам удалось за достаточно короткий период эффективно выстроить работу в заданных направлениях.
Работа в сфере межэтнических отношений осуществляется при тесном взаимодействии и сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными органами, институтами гражданского общества, в том числе этнокультурными объединениями.
В этой работе важная задача – усовершенствование законодательных актов, разработка которых – вопрос не одного дня. Нужны продуманные и выверенные решения, которые позволят гражданскому обществу принять и поддержать предложенные изменения.
На этапе становления и укрепления суверенитета страны, президент Казахстана четко определил формулу развития государственной политики в сфере межэтнического согласия – это консолидация этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли казахского языка и культуры казахского народа.
Политическая воля Елбасы и созданная им модель интеграции этносов в единый народ способствовали объединению гражданского общества по принципу «Одна страна – одна судьба», а также отказу от понятия «национальные меньшинства».
Все эти годы в нашей стране незыблемо сохраняется верность этому принципу. Мы на практике доказали и доказываем, что многоэтничность является стратегическим преимуществом казахстанского государства.
Как известно, в 1995 году была создана Ассамблея народа Казахстана, представляющая интересы различных этносов в исполнительной и законодательной властях. Сегодня данный уникальный институт выступает главным координатором сферы межэтнического согласия, внося тем самым весомый вклад в становление и упрочение казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.
Миссия же министерства – это создание эффективных условий и выработка действенных механизмов сохранения общественного согласия, укрепления общенационального единства в стране и обществе.
Матрицу политики центрального органа составляют статья главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и Программа «Рухани жаңғыру», которые безгранично расширили потенциальные возможности общества, интегрированного общими ценностями, идущего в ногу с прогрессом, справедливо гордящегося своими историческими истоками, культурными традициями.
В международном сообществе знают, что исключительное авторство казахстанской уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия принадлежит президенту Н.Назарбаеву, основателю нового государства на политической карте мира.
Весь комплекс мероприятий под эгидой министерства уже дает осязаемые результаты, которые будут ощущаться все явственней в долгосрочном периоде. Поэтому нет каких-либо оснований утверждать, что работа в данном направлении сегодня приостановилась или перестала быть приоритетной.
— Поговорим о религиозных взаимоотношениях в казахстанском обществе. Известно, что выстраивание отношений в любой семье – это большой и каждодневный труд. А уж гармонизация отношений в государстве, где проживают представители различных конфессий, наверное, требует еще больших усилий?
— Безусловно. В нашей стране в мире и согласии проживают представители более 130 этносов и 18 конфессий, религиозные интересы которых представляют 3 720 религиозных объединений и их филиалов.
Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство, сыгравшие значимую роль в развитии культуры и духовной жизни народа.
Конфессиональное многообразие Казахстана также представляют католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины, религиозная культура и традиции которых сочетаются с духовным наследием народа страны, признающие важность межконфессионального и межэтнического согласия.
Все они чувствуют заботу со стороны государства, стремятся к взаимопониманию и единству, несут одинаковую ответственность перед законом.
Министерство в этом процессе служит объединяющим фактором. Наша задача – не делить религии на «крупные» или «малые», а создавать максимально комфортные условия для развития и упрочения межконфессионального диалога, обеспечения и сохранения особого климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий.
— Одно из ключевых направлений в деятельности министерства – это профилактика религиозного экстремизма и радикализма. Расскажите о конкретных результатах этой работы и можно ли выразить их цифрами?
— Сегодня мы являемся свидетелями того, что религия используется определенными силами в деструктивных целях, несущих прямую угрозу стабильности и процветанию обществам и государствам. Это явление практически характерно для абсолютного большинства стран мира.
Восточная мудрость справедливо гласит, что «в котле с кипящей водой не бывает холодного места». Дело в том, что если вокруг страны возникает пояс угроз экстремизма и радикализма, то ее дальнейшее развитие и процветание является весьма проблематичным. Именно поэтому профилактика религиозного экстремизма и радикализма выступает одним из ключевых направлений работы нашего ведомства.
Объединив силы и ресурсы государственных органов, представителей неправительственных организаций и гражданского общества, мы вырабатываем и реализуем действенные механизмы преодоления этого зла. Призываю отечественные СМИ, мнение которых имеют для нас неоценимое значение, также активно включиться в эту архиважную работу.
Со своей стороны могу сказать, что в рамках профилактики религиозного экстремизма и радикализма министерством реализуется комплекс мер. Если же говорить о действенности реализуемых мер, то следует обратиться к результатам социологических исследований. Так, изучение оценки населением государственной политики, проводимой в религиозной сфере, показало, что более 88% опрошенных поддерживают данную политику, рассматривая ее как «политику толерантности и межрелигиозного согласия».
Углубленная работа проводится среди приверженцев радикальной религиозной идеологии, результатом которой стало возвращение в традиционное общество около 2500 человек. Из них 286 человек составляют лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм. Также, среди них 885 женщин разубеждены и реинтегрированы в социум.
В рамках «Дорожной карты», принятой для модернизации деятельности региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религии, только в 2018 году была проведена системная работа по усилению адресной и точечной разъяснительной работы с целевыми группами населения, в том числе с такими, как безработные, самозанятые граждане, студенческая молодежь и другие, а также пересмотрен формат мероприятий с учетом особенностей каждой целевой аудитории, особенно с молодежью. Всего с участием членов региональных ИРГ проведено порядка 29104 мероприятий.
При министерстве сформирована и действует Республиканская информационно-разъяснительная группа по вопросам религий, состоящая из представителей научно-экспертного сообщества, квалифицированных теологов, религиоведов, представителей ДУМК и государственных органов, которые провели 312 разноформатных мероприятий с охватом 18500 человек.
Стоит отметить, что в обществе проводимые меры вызывают позитивный отклик, что также подкреплено соцопросами, по итогам которых порядка 85% казахстанцев выражают неприятие деструктивных религиозных идей.
— Каким образом можно помочь бывшим террористам, например, людям, вернувшимся из зоны боевых действий в Сирии? Трудно поверить, что они откажутся от своей опасной идеологии.
— Мы живем в светском государстве и должны быть толерантными, уметь проявлять заботу и терпимость по отношению ко всем людям. Поэтому с категорией «заблудших» соотечественников, как правило, проводят работу специально подготовленные теологи, психологи, имамы, юристы. Специалисты помогают им устроиться на работу, определить детей в школы и детские сады, оформить пособие.
После выхода таких лиц из исправительных учреждений они со своими семьями находятся в фокусе внимания соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества. С ними проводится надлежащая работа по их адаптации с целью социализировать и вернуть в лоно общества.
Что касается участников террористической деятельности, то эта категория лиц должна будет понести наказание по всей строгости закона.
— Известно, что деструктивные идеи в нашу страну проникают через книги, диски и интернет-пространство. Как можно противостоять данным каналам распространения вирусов религиозного экстремизма и терроризма?
— Действительно, идеологи религиозно-экстремистских групп пытаются продвигать радикальные идеи и вовлекать в сферу своего влияния наших сограждан посредством глобальной информационной сети.
Министерством только в 2018 году осуществлена религиоведческая экспертиза на 4000 материалов, из которых по 50-ти объектам вынесены отрицательные заключения.
Проанализирован качественный контент более 6600 интернет-ресурсов. При этом на 1676 интернет-ресурсах выявлены материалы противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по ним направлены в соответствующие уполномоченные госорганы для принятия дальнейших процессуальных решений.
Безусловно, данные меры позволяют противостоять отдельным каналам распространять вирусы религиозного экстремизма и терроризма в обществе, особенно в молодежной среде.
— Какова роль общества в противостоянии терроризму и межэтническим конфликтам?
— Сложная и многострадальная история нашего государства дала нам ценное историческое наследие – многоэтнический и многоконфессиональный состав населения. Поэтому противостояние тем негативным явлениям, которые вы обозначили в своем вопросе, задача не только государства, но и всего гражданского общества, его общественных организаций и религиозных объединений, научного и бизнес-сообщества, образовательных структур, неправительственного сектора, средств массовой информации, выступающих как инструменты борьбы со всеми видами дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью.
Данные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор инструментов воздействия на общественное сознание. Министерство же в этом случае выступает как регулятор общественных отношений, создавая надлежащие организационные и правовые условия, выполняя ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его предназначением.
Верховенство закона, незыблемость права, уважение к свободам человека и гражданина, духовные ценности, профессиональное местное самоуправление – это те незыблемые скрепы, служащие основой ритмичного функционирования гражданского общества.
В этой связи курс Министерства общественного развития направлен на объединение всех сил общества, разумное их использование, а также духовно-нравственную и психологическую работу с молодежью.
Важно каждому гражданину страны личным примером показывать окружающему миру нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности терроризма, шовинизма и национализма.
Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы все институты нашего гражданского общества активно подключились к деятельности государства и внесли свой весомый вклад в защиту светских устоев независимого государства и его граждан от террористических посягательств и межэтнических конфликтов.
На VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий один из его авторитетных участников сказал: «Слово может убить, а может спасти». В истории имеется достаточно примеров, когда всего лишь одно необдуманное слово приводило к непоправимым последствиям. Поэтому призываю каждого, в том числе, представителей СМИ, пользоваться словом в созидательных целях.
Разъясняя суть зла посредством слова, мы уже можем сформировать иммунитет общества и личности к чуждой идеологии терроризма и человеконенавистничества. При этом мы стремимся системно и последовательно разъяснять и пропагандировать ценности дружбы, мира и единства. Ибо это огромное богатство, которое сохранялось и приумножалось на нашей земле тысячелетиями, служит духовным фундаментом светского государства, фактором процветания на пути прогресса. Поэтому за сохранение мира и согласия в государстве ответственны не только государственные органы и институты гражданского общества, но и каждый гражданин нашей страны.