KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

«За развитие и единство общества ответственность несет каждый гражданин страны» — Central Asia Monitor

«За развитие и единство общества ответственность несет каждый гражданин страны» — Central Asia Monitor

19.02.2019

В мировом сообществе Казахстан прежде всего известен тем, что неизменно ратует за общечеловеческие ценности, духовные и культурные традиции этнических групп, обеспечивающие поступательное и динамичное развитие государства в целом. В частности, тема межконфессиональных и межэтнических отношений в нашей республике всегда находится на особом контроле государства. Своим видением текущей ситуации в этой важной сфере, о ее проблемах и перспективах делится вице-министр общественного развития Берик Арын.

-Берик Сакбайулы, в некоторых отечественных СМИ было высказано мнение, что Министерство общественного развития самоустранилось от решения межэтнических проблем, сконцентрировавшись на решении религиозных. Существует ли на самом деле такой перекос приоритетов?

— Позвольте начать с того, что вопросы регулирования этнических отношений и религиозной сферы занимают одно из важных направлений государственной политики. Это, конечно же, связано с необходимостью сохранения стабильности и согласия в казахстанском полиэтноконфессиональном обществе и обеспечения безопасности граждан и государства в целом. Для нашей политики в данных вопросах характерно принципиальное неприятие и жесткое пресечение любых форм и проявлений этнического и религиозного радикализма.

Возвращаясь к сути поставленного вами вопроса, то я бы так не сказал. К тому же, согласитесь, каждый видит то, что желал бы увидеть в нашей работе. Так, например, в конце прошлого года в свет вышла публикация, в которой нас критиковали за то, что мы устранились от сферы религии и основное внимание сконцентрировали на других направлениях деятельности министерства.

Между тем, сегодня в СМИ опубликовано достаточно большое количество материалов позитивного характера, отражающих различные аспекты многогранной деятельности министерства, в том числе в контексте его ребрендинга.

Важным элементом работы Министерства общественного развития является продвижение и реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений в стране. Данная функция нашему ведомству была несколько месяцев назад передана от Министерства культуры и спорта, что принципиально обогатило и расширило формат работы МОР.

Несмотря на некоторые сложности в организационных и кадровых вопросах, нам удалось за достаточно короткий период эффективно выстроить работу в заданных направлениях.

Работа в сфере межэтнических отношений осуществляется при тесном взаимодействии и сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными органами, институтами гражданского общества, в том числе этнокультурными объединениями.

В этой работе важная задача – усовершенствование законодательных актов, разработка которых – вопрос не одного дня. Нужны продуманные и выверенные решения, которые позволят гражданскому обществу принять и поддержать предложенные изменения.

На этапе становления и укрепления суверенитета страны, президент Казахстана четко определил формулу развития государственной политики в сфере межэтнического согласия – это консолидация этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли казахского языка и культуры казахского народа.

Политическая воля Елбасы и созданная им модель интеграции этносов в единый народ способствовали объединению гражданского общества по принципу «Одна страна – одна судьба», а также отказу от понятия «национальные меньшинства».

Все эти годы в нашей стране незыблемо сохраняется верность этому принципу. Мы на практике доказали и доказываем, что многоэтничность является стратегическим преимуществом казахстанского государства.

Как известно, в 1995 году была создана Ассамблея народа Казахстана, представляющая интересы различных этносов в исполнительной и законодательной властях. Сегодня данный уникальный институт выступает главным координатором сферы межэтнического согласия, внося тем самым весомый вклад в становление и упрочение казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства.

Миссия же министерства – это создание эффективных условий и выработка действенных механизмов сохранения общественного согласия, укрепления общенационального единства в стране и обществе.

Матрицу политики центрального органа составляют статья главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и Программа «Рухани жаңғыру», которые безгранично расширили потенциальные возможности общества, интегрированного общими ценностями, идущего в ногу с прогрессом, справедливо гордящегося своими историческими истоками, культурными традициями.

В международном сообществе знают, что исключительное авторство казахстанской уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия принадлежит президенту Н.Назарбаеву, основателю нового государства на политической карте мира.

Весь комплекс мероприятий под эгидой министерства уже дает осязаемые результаты, которые будут ощущаться все явственней в долгосрочном периоде. Поэтому нет каких-либо оснований утверждать, что работа в данном направлении сегодня приостановилась или перестала быть приоритетной.

— Поговорим о религиозных взаимоотношениях в казахстанском обществе. Известно, что выстраивание отношений в любой семье – это большой и каждодневный труд. А уж гармонизация отношений в государстве, где проживают представители различных конфессий, наверное, требует еще больших усилий?

— Безусловно. В нашей стране в мире и согласии проживают представители более 130 этносов и 18 конфессий, религиозные интересы которых представляют 3 720 религиозных объединений и их филиалов.

Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство, сыгравшие значимую роль в развитии культуры и духовной жизни народа.

Конфессиональное многообразие Казахстана также представляют католические и протестантские конфессии, иудейские, буддистские и другие общины, религиозная культура и традиции которых сочетаются с духовным наследием народа страны, признающие важность межконфессионального и межэтнического согласия.

Все они чувствуют заботу со стороны государства, стремятся к взаимопониманию и единству, несут одинаковую ответственность перед законом.

Министерство в этом процессе служит объединяющим фактором. Наша задача – не делить религии на «крупные» или «малые», а создавать максимально комфортные условия для развития и упрочения межконфессионального диалога, обеспечения и сохранения особого климата взаимопонимания и толерантности между представителями различных вероисповеданий.

 Одно из ключевых направлений в деятельности министерства – это профилактика религиозного экстремизма и радикализма. Расскажите о конкретных результатах этой работы и можно ли выразить их цифрами?

— Сегодня мы являемся свидетелями того, что религия используется определенными силами в деструктивных целях, несущих прямую угрозу стабильности и процветанию обществам и государствам. Это явление практически характерно для абсолютного большинства стран мира.

Восточная мудрость справедливо гласит, что «в котле с кипящей водой не бывает холодного места». Дело в том, что если вокруг страны возникает пояс угроз экстремизма и радикализма, то ее дальнейшее развитие и процветание является весьма проблематичным. Именно поэтому профилактика религиозного экстремизма и радикализма выступает одним из ключевых направлений работы нашего ведомства.

Объединив силы и ресурсы государственных органов, представителей неправительственных организаций и гражданского общества, мы вырабатываем и реализуем действенные механизмы преодоления этого зла. Призываю отечественные СМИ, мнение которых имеют для нас неоценимое значение, также активно включиться в эту архиважную работу.

Со своей стороны могу сказать, что в рамках профилактики религиозного экстремизма и радикализма министерством реализуется комплекс мер. Если же говорить о действенности реализуемых мер, то следует обратиться к результатам социологических исследований. Так, изучение оценки населением государственной политики, проводимой в религиозной сфере, показало, что более 88% опрошенных поддерживают данную политику, рассматривая ее как «политику толерантности и межрелигиозного согласия».

Углубленная работа проводится среди приверженцев радикальной религиозной идеологии, результатом которой стало возвращение в традиционное общество около 2500 человек. Из них 286 человек составляют лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм. Также, среди них 885 женщин разубеждены и реинтегрированы в социум.

В рамках «Дорожной карты», принятой для модернизации деятельности региональных информационно-разъяснительных групп по вопросам религии, только в 2018 году была проведена системная работа по усилению адресной и точечной разъяснительной работы с целевыми группами населения, в том числе с такими, как безработные, самозанятые граждане, студенческая молодежь и другие, а также пересмотрен формат мероприятий с учетом особенностей каждой целевой аудитории, особенно с молодежью. Всего с участием членов региональных ИРГ проведено порядка 29104 мероприятий.

При министерстве сформирована и действует Республиканская информационно-разъяснительная группа по вопросам религий, состоящая из представителей научно-экспертного сообщества, квалифицированных теологов, религиоведов, представителей ДУМК и государственных органов, которые провели 312 разноформатных мероприятий с охватом 18500 человек.

Стоит отметить, что в обществе проводимые меры вызывают позитивный отклик, что также подкреплено соцопросами, по итогам которых порядка 85% казахстанцев выражают неприятие деструктивных религиозных идей.

— Каким образом можно помочь бывшим террористам, например, людям, вернувшимся из зоны боевых действий в Сирии? Трудно поверить, что они откажутся от своей опасной идеологии.

— Мы живем в светском государстве и должны быть толерантными, уметь проявлять заботу и терпимость по отношению ко всем людям. Поэтому с категорией «заблудших» соотечественников, как правило, проводят работу специально подготовленные теологи, психологи, имамы, юристы. Специалисты помогают им устроиться на работу, определить детей в школы и детские сады, оформить пособие.

После выхода таких лиц из исправительных учреждений они со своими семьями находятся в фокусе внимания соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества. С ними проводится надлежащая работа по их адаптации с целью социализировать и вернуть в лоно общества.

Что касается участников террористической деятельности, то эта категория лиц должна будет понести наказание по всей строгости закона.

 Известно, что деструктивные идеи в нашу страну проникают через книги, диски и интернет-пространство. Как можно противостоять данным каналам распространения вирусов религиозного экстремизма и терроризма?

— Действительно, идеологи религиозно-экстремистских групп пытаются продвигать радикальные идеи и вовлекать в сферу своего влияния наших сограждан посредством глобальной информационной сети.

Министерством только в 2018 году осуществлена религиоведческая экспертиза на 4000 материалов, из которых по 50-ти объектам вынесены отрицательные заключения.

Проанализирован качественный контент более 6600 интернет-ресурсов. При этом на 1676 интернет-ресурсах выявлены материалы противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по ним направлены в соответствующие уполномоченные госорганы для принятия дальнейших процессуальных решений.

Безусловно, данные меры позволяют противостоять отдельным каналам распространять вирусы религиозного экстремизма и терроризма в обществе, особенно в молодежной среде.

— Какова роль общества в противостоянии терроризму и межэтническим конфликтам?

— Сложная и многострадальная история нашего государства дала нам ценное историческое наследие – многоэтнический и многоконфессиональный состав населения. Поэтому противостояние тем негативным явлениям, которые вы обозначили в своем вопросе, задача не только государства, но и всего гражданского общества, его общественных организаций и религиозных объединений, научного и бизнес-сообщества, образовательных структур, неправительственного сектора, средств массовой информации, выступающих как инструменты борьбы со всеми видами дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью.

Данные институты, являясь органической частью общества, имеют достаточный набор инструментов воздействия на общественное сознание. Министерство же в этом случае выступает как регулятор общественных отношений, создавая надлежащие организационные и правовые условия, выполняя ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его предназначением.

Верховенство закона, незыблемость права, уважение к свободам человека и гражданина, духовные ценности, профессиональное местное самоуправление – это те незыблемые скрепы, служащие основой ритмичного функционирования гражданского общества.

В этой связи курс Министерства общественного развития направлен на объединение всех сил общества, разумное их использование, а также духовно-нравственную и психологическую работу с молодежью.

Важно каждому гражданину страны личным примером показывать окружающему миру нетерпимость к любому роду и виду проявления ненависти и насилия внутри общества, обличение преступной сущности терроризма, шовинизма и национализма.

Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы все институты нашего гражданского общества активно подключились к деятельности государства и внесли свой весомый вклад в защиту светских устоев независимого государства и его граждан от террористических посягательств и межэтнических конфликтов.

На VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий один из его авторитетных участников сказал: «Слово может убить, а может спасти». В истории имеется достаточно примеров, когда всего лишь одно необдуманное слово приводило к непоправимым последствиям. Поэтому призываю каждого, в том числе, представителей СМИ, пользоваться словом в созидательных целях.

Разъясняя суть зла посредством слова, мы уже можем сформировать иммунитет общества и личности к чуждой идеологии терроризма и человеконенавистничества. При этом мы стремимся системно и последовательно разъяснять и пропагандировать ценности дружбы, мира и единства. Ибо это огромное богатство, которое сохранялось и приумножалось на нашей земле тысячелетиями, служит духовным фундаментом светского государства, фактором процветания на пути прогресса. Поэтому за сохранение мира и согласия в государстве ответственны не только государственные органы и институты гражданского общества, но и каждый гражданин нашей страны.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока