KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Индия в ШОС: перспективы и вызовы

Индия в ШОС: перспективы и вызовы

03.08.2017

3 июля 2017 г. индийская организация Observer Research Foundation провела встречу, посвященную участию Индии в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), ее вел ведущий сотрудник Observer Research Foundation, индийский посол Ракеш Суд.

В ходе ее проведения индийский посол Аджай Малхотра отметил, что ШОС была образована на базе «шанхайской пятерки», созданной для решения пограничных вопросов и, прежде всего, в сфере безопасности. Потребность в этом возникла после распада Советского Союза для урегулирования проблем между новыми независимыми республиками Центральной Азии, Россией и Китаем.

В 2001 году «шанхайская пятерка», после присоединения к ней Узбекистана, была преобразована в региональную объединение — Шанхайская Организация Сотрудничества. Индия, как и Пакистан, присоединилась к ШОС в 2005 году в качестве страны-наблюдателя.

В 2014 году Индия подала заявку на членство в этой организации, а в следующем году ее заявка о полноправном членстве была принята. В 2016 году Индия завершила работу по вступлению в эту организацию и подтвердила свою приверженность ШОС, подписав 38 соответствующих документов. Как следствие, 9 июня 2017 года Индия вместе с Пакистаном стали полноправными членами ШОС.

Подходы Индии к ШОС являются полностью открытыми. При этом учитывается, что Китай и Россия являются двумя доминирующими игроками в этой организации, а официальные языки ШОС: русский и китайский. Эта организация не должна использоваться в качестве платформы для решения двусторонних проблем любого рода.

Одной из ключевых составляющих ШОС является Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В центре внимания РАТС находятся «три зла» — терроризм, сепаратизм и экстремизм. РАТС участвует в обмене информацией между государствами-членами Организации, проведении совместных антитеррористических учениях и обмене передовым опытом в сфере своей деятельности.

На сегодня существующая обеспокоенность в сфере безопасности связана с потенциальным ростом радикальной организации «Исламское государство. При этом именно Казахстан играет определенную роль в разрешении сирийского кризиса и в налаживании связей между Россией и Турцией.

Для России ШОС может стать площадкой для обеспечения интересов Москвы в Афганистане, поэтому ее внимание направлено на активизацию Контактной группы ШОС – Афганистан.

Для России, Китая и Индии Центральная Азия не является основной сферой интересов, но все три страны против доминирования в этом регионе какого-либо другой государства.

При этом для Дели особо нежелательно, чтобы Пекин стал доминировать в Центральной Азии, учитывая, что Китай имеет общую границу с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Россия же граничит только с Казахстаном, а Индия не имеет общих границ с расположенными в регионе центрально-азиатскими государствами.

Россия и другие страны региона одновременно являются членами других региональных организаций, таких как Евразийский экономический союз (ЕЭАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). И если ШОС и ЕАЭС больше сосредоточены на торговле и экономике, то вопросы безопасности в основном решаются в рамках ОДКБ и СВМДА.

Индийский дипломат Ашок Канта считает, что влияние Индии в Центральной Азии ограничено по сравнению с Россией и Китаем. При этом ШОС является больше политической региональной организацией, которая к экономическим вопросам подходит достаточно формально.

В 2015 году, за несколько дней до того, как была завершена процедура приема в ШОС новых членов, Пекин попытался воспрепятствовать членству Индии в этой Организации. В частности, с его стороны было заявлено, что отсутствует процедура принятия в ШОС новых членов.

Тем не менее Россия настояла на принятии Индии в ШОС, что показывает частичное несовпадение позиций Москвы и Пекина в этой Организации.

В период 2013 — 2014 гг. в контексте расширения ШОС произошли два важных события. Во-первых, Китай стал стремится играть все большую роль в глобальных делах. Во-вторых, Россия улучшает свои двусторонние связи с Пакистаном.

Учитывая это, Индия, как новый участник в ШОС, имеет ограниченные возможности для изменения существующей ситуации в ШОС и ее структур. В частности, заявления (декларации) ШОС не всегда соответствуют индийским национальным интересам, но в Дели это не должно быть поводом для какой-либо большой озабоченности.

Конечно, Индия может использовать китайскую инфраструктуру в регионе для продвижения там своих интересов. Это позволит индийской стороне нарастить объем торговли и получить дополнительный коммерческий опыт. В связи с этим в Дели не должны выступать против любых инициатив в ШОС или всех китайских инициатив. В частности, это касается создания Банка ШОС, если он будет функционировать как Новый банк развития БРИКС. В последнем Индия является второй по величине заинтересованной стороной после Китая, поэтому может устанавливать там свои правила. Причем связи Индии с центральноазиатским регионом должны выходить за рамки ШОС. И такие отношения необходимо укреплять независимо от всех других вопросов.

В связи с вступлением Индии в ШОС в научных кругах страны не утихают дискуссии: «Должна ли Индия быть континентальной державой или морской державой»? или «Должна ли Индия быть евразийской державой или державой Индийского океана?».

По мнению индийского дипломата Ашока Канта, Индия должна стремиться стать одновременно морской и континентальной державой, а также крупным игроком в евразийском и индо-тихоокеанском регионах.

С точки рения индийского посла Фунчока Стобдана, ШОС была создана во время роста влияния афганских талибов, что создавало опасность для Центральной Азии (внутри «шанхайской пятерки»). Наряду с этим страны центрально-азиатского региона были не готовы совместно противостоять существовавшим угрозам и вызовам. Причем во время создания ШОС этот регион представлял непосредственный интерес для России, США, НАТО, ЕС, Китая, Индии и других стран. Это был период, когда Международные силы содействия безопасности начали свою военную кампанию против талибов и других террористических организаций в Афганистане. И на момент создания ШОС Китай имел в регионе ограниченные возможности влияния, в том числе через Россию.

Членство Индии в ШОС было первоначально предложено Россией, чтобы ограничить в Центральной Азии китайское влияние. Китай, со своей стороны, предложил кандидатуру Пакистана в качестве противодействия включению Индии в ШОС.

В связи с этим для Индии ШОС не столь важна, как, например, для государств Центральной Азии. Выгоды, которые Индии получит благодаря связям с центральноазиатскими государствами будут в большей степени достигнуты на двустороннем уровне. Причем они будут относительно скромными. В тоже время, государства Центральной Азии многого ожидают от Индии, поскольку они хотели бы ограничить свою зависимость от Китая.

На сегодняшний день ШОС охватывает около 60% территории Евразии и имеет население более 2,8 млрд человек. При этом, если Иран присоединится к ШОС, то у Организации будет образ антиамериканской группировки.

Очевидно, что все члены ШОС предпочитают двусторонний режим взаимодействия. Так, для Китая ШОС является платформой для построения стратегического направления между Пекином и другими странами. Однако если центрально-азиатские страны пойдут по демократическому пути развития, но они станут проводить антикитайскую политику.

Не остается без внимания и то, что государства-члены ШОС по-разному видят будущее этой Организации. К примеру, Россия выступает против китайского предложения о создании Банка ШОС (аналог Нового банка развития БРИКС).

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока