11.06.2016
Государственное образование в составе Ирака — Иракский Курдистан — все чаще привлекает к себе внимание политиков и экономистов. Сейчас Иракский Курдистан обладает правами широкой автономии, де-факто полунезависим с 2006 года.
Анализ ситуации в регионе показывает, что большинство граждан иракской автономии стремится к независимости. Подтверждением этого является интервью главы региона Масуд Барзани, прозвучавшее в марте 2016 года порталу Al-Monitor. В нем отмечено: «…референдум о независимости Иракского Курдистана может пройти до октября 2016 года. У региона осталось два варианта развития — стать обычной провинцией Ирака или пойти на референдум о независимости» (23 марта, РИА Новости).
Как видится, основным рычагом возможной полноценной независимости Курдистана выступают нефтяные запасы автономии.
2 декабря 2014 года правительство Иракского Курдистана заключило соглашение с Багдадом о разделе доходов от продаваемой нефти. Согласно договоренности, вся добываемая в курдской автономии нефть направляется в Турцию, где её продает иракская государственная компания. За это Багдад отчисляет Эрбилю 17% своих доходов, а также ежемесячно передает $1 млрд. на выплаты работникам местных государственных органов и социальных служб, а также на содержание вооруженных сил — «Пешмерги» (в переводе с курдского «опережающие смерть»).
Следует отметить, что по уровню безопасности это самый безопасный регион (по данным, с 2003 года на этой территории не был убит или похищен никто из солдат коалиции). К тому же, построенный в 2014 году нефтепровод в Турцию позволил курдам самостоятельно экспортировать нефть и привел к настоящему экономическому буму в Курдистане.
В этой связи с 2003 года экономика успешно развивается и привлекает рабочих из других районов Ирака. При этом правительство продолжает получать часть доходов от экспорта нефти.
Продажи нефти в обход центру доходили до 600 тыс. баррелей нефти в сутки (с 1 ноября по 17 января 2016 года 43% курдского экспорта предназначался европейскому потребителю, прежде всего в Италию, еще 17% нефти экспортируется в Кипр). 2015 год принес Иракскому Курдистану доходы от продажи нефти в размере $400 млн. в месяц.
Экономические показатели указывают на то, что в апреле 2016 года Иракский Курдистан экспортировал более чем 500 000 баррелей нефти в сутки (более 15 млн. баррелей нефти было экспортировано в порт Джейхан на турецкое западное побережье, что составило более $376 млн.). Экспорт увеличился почти на 50% по сравнению с предыдущими месяцами. Общая сумма доходов за первые четыре месяца т.г. составила более $1,887 млн.
В мае 2016 года 15,904,271 баррелей сырой нефти. От майского экспорта сырой нефти получено более $390,748 млн. Чистая сумма прибыли в мае составила $315 486,101 млн. К концу 2016 года планируется увеличить экспорт нефти до 1 млн. баррелей в сутки в том числе из обширных нефтяных месторождений в Киркуке.
На этом фоне руководство Иракского Курдистана планирует провести диверсификацию направления потоков нефти. По их оценкам, это позволит избежать зависимость страны-монополиста, которая может использовать маршрут поставки природных ресурсов в своих корыстных или политических целях.
Уже сегодня наблюдаются попытки представителей регионального курдского правительства в Тегеране возобновления переговоров по экспорту курдской нефти через Иран. Отмечается, что после снятия с Ирана санкций он рассматривается как идеальный вариант, в том числе для дальнейшего поиска новых рынков экспорта нефти.
Однако ряд зарубежных СМИ муссирует сообщения о небогатых запасах нефти, отмечая, что «согласно последним исследованиям в Иракском Курдистане запасы нефти не такие большие как предполагались». Отмечается, что, точно оценить уровень запасов и добычи представляется сложным — хотя бы в силу отсутствия четких границ самой автономии. Кроме того, когда речь идет, например, о запасах, не уточняется, геологические это запасы или извлекаемые.
Естественно, что мировые нефтяные компании, работающие в Иракском Курдистане, обеспокоены сложившейся ситуацией. При этом отмечается, что американские ExxonMobil и Chevron, ведущие разведку в регионе с 2012 года, так и не смогли ничего добыть. Турецкая «Genel Energy» в феврале т.г. признавалась, что в ее крупнейшем месторождении нефти оказалось вдвое меньше, чем ожидалось. По этой причине уже сейчас наблюдается постепенное сворачивание своей деятельности иностранными компаниями.
Наряду с этим, региональная компания «Gulf Keystone Petroleum» испытывает финансовые затруднения из-за низких цен на нефть. Общий долг властей Курдистана компаниям Genel Energy, Gulf Keystone Petroleum и норвежской DNO составляет около $1,7 млрд.
По официальным оценкам правительства Курдистана, запасы региона составляют 45 млрд. баррелей нефти (более 6 млрд тонн), и это легкая нефть с низкой себестоимостью добычи — около $2 за баррель, как в Саудовской Аравии и Кувейте. Впрочем, как раз последний факт вызывает сомнения у игроков нефтяного рынка.
Дело в том, что любое замедление добычи в Курдистане способно оказать влияние на мировой рынок, так как именно рост производства в регионе позволил нарастить общую добычу в Ираке в прошлом году на 20%, до 3,99 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК, в марте 2016 года Ирак добывал уже 4,19 млн баррелей в день, а ранее в январе — и вовсе 4,4 млн баррелей, что оказало давление на нефтяные котировки).
Власти Иракского Курдистана рассчитывают, что нефть главный ключ к полной самостоятельности. Но время показывает, что наличие только нефтяных запасов недостаточно для развития автономии. Существуют специфичные проблемы политического, инфраструктурного, траспортно-логистического характера. Среди них и финансовая задолженность автономии, которая продолжает расти (дефицит бюджета доходит до $717 млн.).
Наряду с этим, необходимо отметить существующие разногласия официального Багдада и Эрбиля. Пытаясь влиять на автономию, Багдад внес многие энергетические компании, сотрудничающие с Курдистаном, в черный список, а подписанные контракты между организациями и Правительством Курдистана не получают юридического согласия со стороны Ирака.
Для привлечения инвесторов Курдистан, в свою очередь, стал предлагать более выгодные условия сотрудничества инвестиционным компаниям, нежели Багдад, в том числе освобождение от налогов на 10 лет, таможенных пошлин, возможность полной репатриации прибыли.
В негативном ракурсе рассматривается недостаточность социальной политики, усложняющй микроэкономическое развитие (благополучие местного населения не рассматривается в качестве приоритетного курса развития). Причина, кстати и в том, что богатые природные ресурсы Курдистана (и сельское хозяйство, и промышленность, и нефтяная составляющая) находятся в частной собственности, в руках зарубежных инвесторов – нерезидентов (это компании, которые приезжают в Курдистан исключительно с целью получить прибыль и уехать — Genel Energy», «Gulf Keystone Petroleum» и «DNO»).
Таким образом, экономический успех Курдистана оценить довольно сложно: экономически регион пока растет и развивается, наращивая свою нефтяную составляющую и предлагая выгодные условия для зарубежных инвесторов, в то время как несущие микроэкономика и внутренняя политика – медленно развиваются.
Иракский Курдистан обладает с одной стороны роскошными высококлассным гостинично-ресторанным комплексом, торговыми центрами и базами отдыха, с другой стороны – общественный транспорт практически не развит, электричество на территории расселения жителей работает с перебоями, культурные учреждения практически отсутствуют. В районе, где местные жители зарабатывают около $1 в день, номер в том же местном отеле может стоить $350 за сутки.
Что поможет современному Курдистану выйти из финансовых сложностей и преодолеть трудности на пути к собственной независимости?
Учитывая современные экономические реалии, только поднятие цен на свою нефть. Бесспорно, что $30 за баррель не позволяют Курдистану обеспечивать нефтяные компании, развивать регион и справиться с долгами перед партнерами. Поднятие до $60 за баррель курдской нефти поможет вывести автономию на новый финансовой уровень, что позволит в дальнейшем провести референдум без глобальных препятствий и успешно существовать самостоятельно.
Кроме того, Правительству Курдистана стоит пересмотреть инвестиционные условия, особенно касающиеся налоговой политики для зарубежных компаний.
К тому же, через некоторое время достаточно актуален станет вопрос репатриации. Учитывая европейские настроения в отношении мигрантов из данной территориальной зоны, вероятнее всего, следует ожидать обратного возвращения жителей. В этой связи властям необходимо проработать адекватные меры по минимизации рисков в этом процессе.
На сегодня, несмотря на политические и экономические сложности, можно констатировать, что фактически автономия уже самостоятельна. Юридическую независимость, помимо указанных факторов, могут усложнять геополитические игры на Ближнем Востоке. Курды, в свою очередь, смело участвуют в региональной борьбе за право «быть полноценным независимым государством», используя все возможности, от прямого давления до дипломатических хитростей.
Нет комментариев