KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Иракский Курдистан на карте региона – экономические шаги нового игрока

11.06.2016

Государственное образование в составе Ирака — Иракский Курдистан — все чаще привлекает к себе внимание политиков и экономистов. Сейчас Иракский Курдистан обладает правами широкой автономии, де-факто полунезависим с 2006 года.

Анализ ситуации в регионе показывает, что большинство граждан иракской автономии стремится к независимости. Подтверждением этого является интервью главы региона Масуд Барзани, прозвучавшее в марте 2016 года порталу Al-Monitor. В нем отмечено: «…референдум о независимости Иракского Курдистана может пройти до октября 2016 года. У региона осталось два варианта развития — стать обычной провинцией Ирака или пойти на референдум о независимости» (23 марта, РИА Новости).

Как видится, основным рычагом возможной полноценной независимости Курдистана выступают нефтяные запасы автономии.

2 декабря 2014 года правительство Иракского Курдистана заключило соглашение с Багдадом о разделе доходов от продаваемой нефти. Согласно договоренности, вся добываемая в курдской автономии нефть направляется в Турцию, где её продает иракская государственная компания. За это Багдад отчисляет Эрбилю 17% своих доходов, а также ежемесячно передает $1 млрд. на выплаты работникам местных государственных органов и социальных служб, а также на содержание вооруженных сил — «Пешмерги» (в переводе с курдского «опережающие смерть»).

Следует отметить, что по уровню безопасности это самый безопасный регион (по данным, с 2003 года на этой территории не был убит или похищен никто из солдат коалиции). К тому же, построенный в 2014 году нефтепровод в Турцию позволил курдам самостоятельно экспортировать нефть и привел к настоящему экономическому буму в Курдистане.

В этой связи с 2003 года экономика успешно развивается и привлекает рабочих из других районов Ирака. При этом правительство продолжает получать часть доходов от экспорта нефти.

Продажи нефти в обход центру доходили до 600 тыс. баррелей нефти в сутки (с 1 ноября по 17 января 2016 года 43% курдского экспорта предназначался европейскому потребителю, прежде всего в Италию, еще 17% нефти экспортируется в Кипр). 2015 год принес Иракскому Курдистану доходы от продажи нефти в размере $400 млн. в месяц.

Экономические показатели указывают на то, что в апреле 2016 года Иракский Курдистан экспортировал более чем 500 000 баррелей нефти в сутки (более 15 млн. баррелей нефти было экспортировано в порт Джейхан на турецкое западное побережье, что составило более $376 млн.). Экспорт увеличился почти на 50% по сравнению с предыдущими месяцами. Общая сумма доходов за первые четыре месяца т.г. составила более $1,887 млн.

В мае 2016 года 15,904,271 баррелей сырой нефти. От майского экспорта сырой нефти получено более $390,748 млн. Чистая сумма прибыли в мае составила $315 486,101 млн. К концу 2016 года планируется увеличить экспорт нефти до 1 млн. баррелей в сутки в том числе из обширных нефтяных месторождений в Киркуке.

На этом фоне руководство Иракского Курдистана планирует провести диверсификацию направления потоков нефти. По их оценкам, это позволит избежать зависимость страны-монополиста, которая может использовать маршрут поставки природных ресурсов в своих корыстных или политических целях.

Уже сегодня наблюдаются попытки представителей регионального курдского правительства в Тегеране возобновления переговоров по экспорту курдской нефти через Иран. Отмечается, что после снятия с Ирана санкций он рассматривается как идеальный вариант, в том числе для дальнейшего поиска новых рынков экспорта нефти.

Однако ряд зарубежных СМИ муссирует сообщения о небогатых запасах нефти, отмечая, что «согласно последним исследованиям в Иракском Курдистане запасы нефти не такие большие как предполагались». Отмечается, что, точно оценить уровень запасов и добычи представляется сложным — хотя бы в силу отсутствия четких границ самой автономии. Кроме того, когда речь идет, например, о запасах, не уточняется, геологические это запасы или извлекаемые.

Естественно, что мировые нефтяные компании, работающие в Иракском Курдистане, обеспокоены сложившейся ситуацией. При этом отмечается, что американские ExxonMobil и Chevron, ведущие разведку в регионе с 2012 года, так и не смогли ничего добыть. Турецкая «Genel Energy» в феврале т.г. признавалась, что в ее крупнейшем месторождении нефти оказалось вдвое меньше, чем ожидалось. По этой причине уже сейчас наблюдается постепенное сворачивание своей деятельности иностранными компаниями.

Наряду с этим, региональная компания «Gulf Keystone Petroleum» испытывает финансовые затруднения из-за низких цен на нефть. Общий долг властей Курдистана компаниям Genel Energy, Gulf Keystone Petroleum и норвежской DNO составляет около $1,7 млрд.

По официальным оценкам правительства Курдистана, запасы региона составляют 45 млрд. баррелей нефти (более 6 млрд тонн), и это легкая нефть с низкой себестоимостью добычи — около $2 за баррель, как в Саудовской Аравии и Кувейте. Впрочем, как раз последний факт вызывает сомнения у игроков нефтяного рынка.

Дело в том, что любое замедление добычи в Курдистане способно оказать влияние на мировой рынок, так как именно рост производства в регионе позволил нарастить общую добычу в Ираке в прошлом году на 20%, до 3,99 млн баррелей в сутки (по данным ОПЕК, в марте 2016 года Ирак добывал уже 4,19 млн баррелей в день, а ранее в январе — и вовсе 4,4 млн баррелей, что оказало давление на нефтяные котировки).

Власти Иракского Курдистана рассчитывают, что нефть главный ключ к полной самостоятельности. Но время показывает, что наличие только нефтяных запасов недостаточно для развития автономии. Существуют специфичные проблемы политического, инфраструктурного, траспортно-логистического характера. Среди них и финансовая задолженность автономии, которая продолжает расти (дефицит бюджета доходит до $717 млн.).

Наряду с этим, необходимо отметить существующие разногласия официального Багдада и Эрбиля. Пытаясь влиять на автономию, Багдад внес многие энергетические компании, сотрудничающие с Курдистаном, в черный список, а подписанные контракты между организациями и Правительством Курдистана не получают юридического согласия со стороны Ирака.

Для привлечения инвесторов Курдистан, в свою очередь, стал предлагать более выгодные условия сотрудничества инвестиционным компаниям, нежели Багдад, в том числе освобождение от налогов на 10 лет, таможенных пошлин, возможность полной репатриации прибыли.

В негативном ракурсе рассматривается недостаточность социальной политики, усложняющй микроэкономическое развитие (благополучие местного населения не рассматривается в качестве приоритетного курса развития). Причина, кстати и в том, что богатые природные ресурсы Курдистана (и сельское хозяйство, и промышленность, и нефтяная составляющая) находятся в частной собственности, в руках зарубежных инвесторов – нерезидентов (это компании, которые приезжают в Курдистан исключительно с целью получить прибыль и уехать — Genel Energy», «Gulf Keystone Petroleum» и «DNO»).

Таким образом, экономический успех Курдистана оценить довольно сложно: экономически регион пока растет и развивается, наращивая свою нефтяную составляющую и предлагая выгодные условия для зарубежных инвесторов, в то время как несущие микроэкономика и внутренняя политика – медленно развиваются.

Иракский Курдистан обладает с одной стороны роскошными высококлассным гостинично-ресторанным комплексом, торговыми центрами и базами отдыха, с другой стороны – общественный транспорт практически не развит, электричество на территории расселения жителей работает с перебоями, культурные учреждения практически отсутствуют. В районе, где местные жители зарабатывают около $1 в день, номер в том же местном отеле может стоить $350 за сутки.

Что поможет современному Курдистану выйти из финансовых сложностей и преодолеть трудности на пути к собственной независимости?

Учитывая современные экономические реалии, только поднятие цен на свою нефть. Бесспорно, что $30 за баррель не позволяют Курдистану обеспечивать нефтяные компании, развивать регион и справиться с долгами перед партнерами. Поднятие до $60 за баррель курдской нефти поможет вывести автономию на новый финансовой уровень, что позволит в дальнейшем провести референдум без глобальных препятствий и успешно существовать самостоятельно.

Кроме того, Правительству Курдистана стоит пересмотреть инвестиционные условия, особенно касающиеся налоговой политики для зарубежных компаний.

К тому же, через некоторое время достаточно актуален станет вопрос репатриации. Учитывая европейские настроения в отношении мигрантов из данной территориальной зоны, вероятнее всего, следует ожидать обратного возвращения жителей. В этой связи властям необходимо проработать адекватные меры по минимизации рисков в этом процессе.

На сегодня, несмотря на политические и экономические сложности, можно констатировать, что фактически автономия уже самостоятельна. Юридическую независимость, помимо указанных факторов, могут усложнять геополитические игры на Ближнем Востоке. Курды, в свою очередь, смело участвуют в региональной борьбе за право «быть полноценным независимым государством», используя все возможности, от прямого давления до дипломатических хитростей.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока