KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Итоговый документ Сочинского Международного форума «На втором треке. Роль гражданского общества и общественной дипломатии в дальнейшем развитии и расширении Шанхайской организации сотрудничества»

04.08.2016

Создание  и  сама  деятельность  Шанхайской  организации сотрудничества (ШОС) является одним из убедительных свидетельств формирования не только многополярной структуры международных отношений,  но  и  некоего  независимого  сообщества  как  форума интернациональных сил, оппонирующего проявлениям мировой гегемонии и диктата США.

В период юбилея – 15-летия со дня образования Организации, процессы расширения ШОС и в количественном и качественном отношениях явно выходят за ее фактические границы, распространяя принципы «Шанхайского духа» – доверие, взаимовыгодное сотрудничество, ненасилие, гуманитарная и экономическая кооперация всех народов и государств – на различные континенты и охватывая целые цивилизации. Это означает, что на 2-ой Дорожке ШОС мировое сообщество может говорить на одном языке – языке народной дипломатии ШОС, на котором и формируется новое качество взаимоотношений.

Достигнутая степень влиятельности ШОС сегодня доказывает плодотворность 15-летних усилий государств-членов Организации по строительству этой международной структуры и ее механизмов. Опыт, полученный ШОС, подтверждает, что проблемы, связанные с обеспечением безопасности в Евразии — это проблемы, решаемые не в одиночку, а широким международным сообществом, представленным на Сочинском Международном форуме.

Участники Сочинского форума выступают за разработку принципов нового «движения неприсоединения» – модели 2016 г. на основе «Шанхайского духа» и взаимного доверия как ответ на вызовы и угрозы терроризма и глобальной гегемонии.

С их точки зрения ключевыми и для ШОС, и для всех государств Евразии являются вопросы глобальной безопасности. Формирующиеся в этой сфере вызовы включают как классические подходы на основе одиозной политики «сдерживания», так и относительно новые методы, применяемые различными деструктивными силами в условиях нарастающего мирового геополитического противостояния. На фоне кризисных явлений в мировой экономике и проблем в сфере безопасности пространство Евразии уже сейчас испытывает на себе «ударные волны» мировых экономических и геополитических столкновений. Составной частью этой проблемы, которая с каждым  годом  становится  все  более  серьезной,  является  рост террористической угрозы и джихадистского радикализма. При этом наиболее значимым становится транзит политической нестабильности с Ближнего и Среднего Востока на соседние регионы.

Участники Сочинского форума единодушны во мнении о том, что главной задачей государств на пространстве Евразии является поиск и безотлагательная реализация механизмов защиты этого пространства и парирования множащихся угроз. Именно поэтому необходимо существенно расширить поле действия общественной (народной) дипломатии по сдерживанию как старых вызовов и угроз, так и новых – в лице так называемого  «Исламского  государства»  и  других  радикальных (террористических) организаций. В такой деятельности гражданское общество и экспертное сообщество как его составная часть, может играть не меньшую роль, чем уже действующие военно-политические структуры.

Участники Сочинского форума обращают особое внимание на экономические проблемы стран Евразии, затрагивающие формирование финансовой среды, инфраструктуры, путей коммуникации и транспортных коридоров, что обсуждается как в рамках евразийской интеграции, так и на глобальном уровне. Серьезного внимания требуют и вопросы, связанные с использованием новых технологий, природопользованием и обеспечением сохранности окружающей среды. Несмотря на имеющиеся различия экономических моделей государств на пространстве Евразии, они едины в понимании необходимости развития производительных сил и повышения производительности труда, а также подъема эффективности использования трудовых ресурсов.

Участники Сочинского форума отметили, что спектр экономических проблем в странах ШОС, ЕАЭС и БРИКС требует не только всестороннего научного исследования, выработки обоснованных решений и программ развития, но и максимально широкого их обсуждения в гражданском сообществе. В связи с этим интересен опыт Общественной палаты РФ, которая инициировала проведение Сочинского Международного форума в составе 327 делегатов из России и 25 иностранных государств. В результате удалось выйти за рамки научных исследований путем масштабного включения общественных сил в евразийскую интеграцию. Уверены, что на пространстве Евразии подобные организации могут выступить в качестве площадок для возможного диалога различных представителей гражданского общества.

Участники Сочинского форума считают целесообразным разработать стратегию и тактику развития «Большой Евразии». При этом стратегия должна базироваться на определении ее целей, основной идеи и концепции развития. Это позволит определить тактику достижения поставленных целей,  то  есть  инструментарий,  сроки,  и  необходимые  ресурсы (материальные, кадровые, интеллектуальные, финансовые и другие).

Необходимо также совместить крупные экономические проекты, которые сейчас реализуются на территории Евразии, включая ЕАЭС, китайскую инициативу «Экономический пояс «Шелкового пути», а также проекты с участием других стран ШОС, АСЕАН и объединения БРИКС. На базе этого возможно создание единых транзитных транспортных коридоров, логистических  и  коммуникационных  хабов;  формирование преференциальных  зон  торговли  товарами  и  услугами;  создание конкурентных технологий «зеленой экономики»; обеспечение системы маркетингового,  правового  и  информационного  сопровождения предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса. При этом особую роль приобретают такие новые финансовые институты, как Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Азиатский банк развития и Новый банк развития БРИКС.

Далее, применительно к ШОС, которая является базисом для формирования «Большой Евразии», участники Сочинского форума из государств-членов Организации обратили внимание на сложность решения экологических проблем и их капиталоемкость. По их мнению, ШОС может стать площадкой формирования интеграционных проектов экологического взаимодействия стран-участниц по защите биологического разнообразия, сохранения окружающей  среды и развития «зеленых технологий» (биотехнологии и возобновляемая энергетика). В связи с этим заслуживает внимания совместный с Общественной палатой РФ проект реализации модели  ноосферного  развития  будущего  человечества  на  примере российского проекта «Республика Алтай – территория ноосферного развития».

Помимо этого, на базе ШОС возможна мобилизация финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов с целью обеспечения стабильного оптимального роста и развития стран участниц Организации, используя, в том числе возможность создания Банка развития ШОС для аккумуляции временно свободных денежных средств, их последующего инвестирования на межгосударственном, национальном и частном уровнях. Это может включать финансирование и кредитование национальных экономик и международных проектов и программ, интенсификацию взаимных платежей и расчетов в национальных, коллективных, резервных и иных валютах (например, криптовалюты), а также функциональную и институциональную интеграцию стран в рамках экономического партнерства.

И наконец, на основе изучения ценностных систем дружественных цивилизаций и выстраивания в соответствии с этим культурной политики государств, входящих в состав Организации, а также с учетом мировых трендов актуализировать вопросы этнокультурного взаимодействия и реализовать проект «культурный пояс ШОС». В его рамках целесообразно обеспечить присутствие культуры дружественных стран в информационном поле друг друга, прежде всего в области массовой культуры, а не только на уровне интеллектуалов и узкопрофильных специалистов.

Учитывая вышеизложенное, представители Международного форума рекомендовали придать ему постоянно действующий характер и присвоить название «Сочинский форум евразийской интеграции» (Москва, 24.06.2016 г.).

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока