04.08.2016
Создание и сама деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) является одним из убедительных свидетельств формирования не только многополярной структуры международных отношений, но и некоего независимого сообщества как форума интернациональных сил, оппонирующего проявлениям мировой гегемонии и диктата США.
В период юбилея – 15-летия со дня образования Организации, процессы расширения ШОС и в количественном и качественном отношениях явно выходят за ее фактические границы, распространяя принципы «Шанхайского духа» – доверие, взаимовыгодное сотрудничество, ненасилие, гуманитарная и экономическая кооперация всех народов и государств – на различные континенты и охватывая целые цивилизации. Это означает, что на 2-ой Дорожке ШОС мировое сообщество может говорить на одном языке – языке народной дипломатии ШОС, на котором и формируется новое качество взаимоотношений.
Достигнутая степень влиятельности ШОС сегодня доказывает плодотворность 15-летних усилий государств-членов Организации по строительству этой международной структуры и ее механизмов. Опыт, полученный ШОС, подтверждает, что проблемы, связанные с обеспечением безопасности в Евразии — это проблемы, решаемые не в одиночку, а широким международным сообществом, представленным на Сочинском Международном форуме.
Участники Сочинского форума выступают за разработку принципов нового «движения неприсоединения» – модели 2016 г. на основе «Шанхайского духа» и взаимного доверия как ответ на вызовы и угрозы терроризма и глобальной гегемонии.
С их точки зрения ключевыми и для ШОС, и для всех государств Евразии являются вопросы глобальной безопасности. Формирующиеся в этой сфере вызовы включают как классические подходы на основе одиозной политики «сдерживания», так и относительно новые методы, применяемые различными деструктивными силами в условиях нарастающего мирового геополитического противостояния. На фоне кризисных явлений в мировой экономике и проблем в сфере безопасности пространство Евразии уже сейчас испытывает на себе «ударные волны» мировых экономических и геополитических столкновений. Составной частью этой проблемы, которая с каждым годом становится все более серьезной, является рост террористической угрозы и джихадистского радикализма. При этом наиболее значимым становится транзит политической нестабильности с Ближнего и Среднего Востока на соседние регионы.
Участники Сочинского форума единодушны во мнении о том, что главной задачей государств на пространстве Евразии является поиск и безотлагательная реализация механизмов защиты этого пространства и парирования множащихся угроз. Именно поэтому необходимо существенно расширить поле действия общественной (народной) дипломатии по сдерживанию как старых вызовов и угроз, так и новых – в лице так называемого «Исламского государства» и других радикальных (террористических) организаций. В такой деятельности гражданское общество и экспертное сообщество как его составная часть, может играть не меньшую роль, чем уже действующие военно-политические структуры.
Участники Сочинского форума обращают особое внимание на экономические проблемы стран Евразии, затрагивающие формирование финансовой среды, инфраструктуры, путей коммуникации и транспортных коридоров, что обсуждается как в рамках евразийской интеграции, так и на глобальном уровне. Серьезного внимания требуют и вопросы, связанные с использованием новых технологий, природопользованием и обеспечением сохранности окружающей среды. Несмотря на имеющиеся различия экономических моделей государств на пространстве Евразии, они едины в понимании необходимости развития производительных сил и повышения производительности труда, а также подъема эффективности использования трудовых ресурсов.
Участники Сочинского форума отметили, что спектр экономических проблем в странах ШОС, ЕАЭС и БРИКС требует не только всестороннего научного исследования, выработки обоснованных решений и программ развития, но и максимально широкого их обсуждения в гражданском сообществе. В связи с этим интересен опыт Общественной палаты РФ, которая инициировала проведение Сочинского Международного форума в составе 327 делегатов из России и 25 иностранных государств. В результате удалось выйти за рамки научных исследований путем масштабного включения общественных сил в евразийскую интеграцию. Уверены, что на пространстве Евразии подобные организации могут выступить в качестве площадок для возможного диалога различных представителей гражданского общества.
Участники Сочинского форума считают целесообразным разработать стратегию и тактику развития «Большой Евразии». При этом стратегия должна базироваться на определении ее целей, основной идеи и концепции развития. Это позволит определить тактику достижения поставленных целей, то есть инструментарий, сроки, и необходимые ресурсы (материальные, кадровые, интеллектуальные, финансовые и другие).
Необходимо также совместить крупные экономические проекты, которые сейчас реализуются на территории Евразии, включая ЕАЭС, китайскую инициативу «Экономический пояс «Шелкового пути», а также проекты с участием других стран ШОС, АСЕАН и объединения БРИКС. На базе этого возможно создание единых транзитных транспортных коридоров, логистических и коммуникационных хабов; формирование преференциальных зон торговли товарами и услугами; создание конкурентных технологий «зеленой экономики»; обеспечение системы маркетингового, правового и информационного сопровождения предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса. При этом особую роль приобретают такие новые финансовые институты, как Евразийский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Азиатский банк развития и Новый банк развития БРИКС.
Далее, применительно к ШОС, которая является базисом для формирования «Большой Евразии», участники Сочинского форума из государств-членов Организации обратили внимание на сложность решения экологических проблем и их капиталоемкость. По их мнению, ШОС может стать площадкой формирования интеграционных проектов экологического взаимодействия стран-участниц по защите биологического разнообразия, сохранения окружающей среды и развития «зеленых технологий» (биотехнологии и возобновляемая энергетика). В связи с этим заслуживает внимания совместный с Общественной палатой РФ проект реализации модели ноосферного развития будущего человечества на примере российского проекта «Республика Алтай – территория ноосферного развития».
Помимо этого, на базе ШОС возможна мобилизация финансовых, кадровых и интеллектуальных ресурсов с целью обеспечения стабильного оптимального роста и развития стран участниц Организации, используя, в том числе возможность создания Банка развития ШОС для аккумуляции временно свободных денежных средств, их последующего инвестирования на межгосударственном, национальном и частном уровнях. Это может включать финансирование и кредитование национальных экономик и международных проектов и программ, интенсификацию взаимных платежей и расчетов в национальных, коллективных, резервных и иных валютах (например, криптовалюты), а также функциональную и институциональную интеграцию стран в рамках экономического партнерства.
И наконец, на основе изучения ценностных систем дружественных цивилизаций и выстраивания в соответствии с этим культурной политики государств, входящих в состав Организации, а также с учетом мировых трендов актуализировать вопросы этнокультурного взаимодействия и реализовать проект «культурный пояс ШОС». В его рамках целесообразно обеспечить присутствие культуры дружественных стран в информационном поле друг друга, прежде всего в области массовой культуры, а не только на уровне интеллектуалов и узкопрофильных специалистов.
Учитывая вышеизложенное, представители Международного форума рекомендовали придать ему постоянно действующий характер и присвоить название «Сочинский форум евразийской интеграции» (Москва, 24.06.2016 г.).
Нет комментариев