23.07.2018
С обретения независимости Узбекистан активно осуществлял преобразования вооруженных сил. В результате создана мобильная, полностью оснащенная современная армия, отвечающая всем требованиям современности. Кардинально пересмотрена система оперативно-стратегического управления, организационно-штатная структура, усовершенствована система взаимодействия родов войск, модернизирована боевая и учебная подготовка и социальная поддержка военнослужащих.
В составе Вооруженных сил Узбекистана служат примерно 70 тысяч человек, из них более 40 тысяч в сухопутных войсках. Территория республики разделена на четыре особых военных округа и оперативное региональное командование: Юго-западный (Карши), Восточный (Фергана), Центральный (Джизак), Северо-западный (Нукус) и оперативное командование (Ташкент). В военное время командующие округами подчиняют себе все силовые подразделения на его территории.
Семь высших военных учебных заведений предоставляют достаточный уровень подготовки командных кадров, превосходящий аналогичный уровень сопредельных государств. По данным Ташкента 90% военнослужащих – этнические узбеки. За последние годы срок срочной службы был снижен с полутора до одного года, и продолжается курс на профессиональную армию.
Узбекистан переориентировал армию на новые предполагаемые театры военных действий и угрозы. Коренным образом поменялся состав и дислокацию частей, создана принципиально новая организационно-штабная структура.
Согласно некоторым данным военный бюджет Узбекистана ежегодно варьируется в районе 90 миллионов долларов. Между тем, по другим источникам, расходы Узбекистана тратит на ВПК ежегодно порядка 4,4 миллиардов долларов.
В настоящее время в Узбекистане продолжается реализация программы по модернизации и переоснащению армии новейшим вооружением и техникой. Особый акцент делается на закупку средств противовоздушной обороны и вертолетов, бронетанкового вооружения, артиллерийских систем и средств связи, электроники военного назначения, смарт систем.
Во времена Каримова в силу его личных амбиций, стремясь достигнуть гегемонии в Центральной Азии, Узбекистан испортил отношения со всеми своими соседями. Череда взаимных претензий, наталкивало на мысль, что все это может закончиться военным путем.
Ситуация изменилась с приходом Шавката Мирзиёева. За короткое время ему удалось наладить отношения и устранить шероховатости с соседями. Как в экономическом, так и в политическом направлении Узбекистан наверстывает упущенное. Активное развитие находит и военное сотрудничество с Кыргызстаном и Туркменистаном.
Все же как показывают наблюдения главным вектором военного сотрудничества Узбекистан определил Казахстан. Узбекский Президент делает ставку на взаимовыгодное сотрудничество вместо соперничества.
Контакты Мирзиёева со своим казахским другом приобрели постоянный характер. Потепление отношении и степень доверия между двумя государствами находятся на своем пике.
Во время одной из первых официальных встреч Н.Назарбаевым были подписаны семь документов, касающихся стратегического партнерства, в том числе военного сотрудничества.
«Наши позиции по многим вопросам международной и региональной политики совпадают. Узбекистан и Казахстан чувствуют свою ответственность за состояние дел в нашем обширном регионе», — заявил Мирзиёев.
Он добавил, что крупные региональные проекты транспортно-коммуникационного и энергетического характера в Центральной Азии невозможны без взаимодействия между странами региона.
«Общность истории, языка и традиций, соседство наших народов предопределили тесное казахстанско-узбекское взаимодействие», — сказал на встрече с узбекским коллегой в Астане Н.Назарбаев.
В ответном слове Мирзиёев сказал, что отношения Казахстана и Узбекистана находятся на своем новом уровне развития.
«Узбекский народ почувствовал плечо настоящего друга и брата», — добавил он.
Военное направление контактов указывает на то, что два государства прекрасно осознают необходимость укрепления не только экономического сотрудничества, но и военного. Современные угрозы, возникающие порой даже от государств от которых этого ожидать было невозможно, дают повод искать более надежного союзника близкого по культуре и вере, единых тюркских корней. Для Казахстан и Узбекистана, народы которых являются родственными такой союз необходим как воздух.
Можно констатировать, что контакты военных оцениваются положительно казахско-узбекской общественностью, создавая тем самым дополнительно русло подпитывающее дружбу двух народов.
Визит Министра обороны Республики Узбекистан генерал-майор Абдусалом Азизова в РК тому яркий пример. В ходе визита состоялась встреча Министра обороны РК с главой оборонного ведомства Узбекистана, в рамках которой детально обсуждены перспективные направления двустороннего сотрудничества в сфере обороны. Также в рамках официального визита узбекская делегация посетила военные объекты МО РК, в частности, военно-инженерного института радиоэлектроники и связи, Военного института Сухопутных войск. Кроме того, в период пребывания главы оборонных ведомств приняли участие в совместных тактико-специальных учениях «Ерік дала» (стоить отметить первых за всю историю двусторонних отношений). Планируется, что подобные учения будут проводиться на регулярной основе.
Со своей стороны Министр обороны Казахстана посетил с официальным визитом Узбекистан.
Руководители оборонных ведомств обсудили перспективные направления двухстороннего сотрудничества, а также вопросы укрепления практического взаимодействия в сфере обороны в контексте оперативного реагирования на риски и угрозы безопасности в регионе.
Стороны подписали План военного сотрудничества. В документе прописаны мероприятия в рамках совместной оперативной и боевой подготовки войск и в области военного образования. Необходимо отметить, что подобный документ также заключен впервые за всю историю двусторонних отношений военных ведомств Казахстана и Узбекистана.
В рамках визита Министр обороны РК был принят президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, который отметил необходимость укрепления сотрудничества в сфере обороны во благо безопасности региона. В свою очередь, Сакен Жасузаков поблагодарил президента Узбекистана за теплый прием и передал наилучшие пожелания от президента Нурсултана Назарбаева. Глава оборонного ведомства подчеркнул заинтересованность и готовность к укреплению дальнейшего казахстанско-узбекистанского взаимовыгодного партнерства в военной и военно-технической сферах.
В ходе пребывания казахстанской делегации в Узбекистане было организовано посещение одной из воинских частей ВС РУ в г. Коканд. Узбекские военные продемонстрировали процесс организации повседневной деятельности и боевой подготовки личного состава, а также условия быта военнослужащих узбекской армии.
Таким образом, можно предполагать, что в настоящее время Казахстан и Узбекистан закладывает основу возможного военно-политического блока в Центральной Азии способной объединить в перспективе Кыргызстан, Туркмению и Таджикистан. Астана и Ташкент Государства региона прекрасно осознают, что геополитические игры в Центральной Азии, а также борьба за ее ресурсы продолжаться. Разобщенность и внутренние трения на руку некоторым государствам, у которых еще преобладает имперское и захватническое мышление. Это все мы видим в событиях новейшей истории, где заключенные обязательства и договора и гарантий великих держав, международные принципы перестают иметь свой вес, уступая место зеленым человечкам или умной ракете.
К слову следует отметить, что казахский президент всегда выступал за более тесное сотрудничество государств региона. Еще 2007 году Президент Н.Назарбаев предложил создать Центрально-Азиатский Союз. Проект представляющий политико-экономического объединение, которое предложил создать казахский лидер должен был стать аналогом Европейского Союза в Центральной Азии и послужить экономическому росту и придать политический вес Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркмении и Узбекистану выступающим единым фронтом на международной арене.
Реализация проекта не зашла дальше подписания «Договора о вечной дружбе» между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией, а также планов об образовании зон приграничной торговли. Проект был по умолчанию свёрнут в связи с отсутствием поддержки со стороны одиозного президента Узбекистана Ислама Каримова.
Есть мнение, что этот проект должен быть реанимирован, а инициировать его должен Казахстан при поддержке Узбекистана. Благо отношения между государствами благоприятствуют этому.
Нет комментариев