22.01.2025
Дипломатическим отношениям Казахстана и Афганистана уже более 30 лет – они были установлены 12 февраля 1992 года. Однако уже в апреле этого года республиканский режим в Кабуле пал, а сама страна, став Исламским Государством Афганистан, погрузилась в пучину гражданской войны. Кратко ситуацию того времени можно охарактеризовать как bellum omnium contra omnes (война всех против всех), такого хаоса доселе здесь не было. Далее последовали первый талибский Эмират, его свержение коалицией во главе с США и провозглашение Исламской Республики Афганистан.
Первая дипломатическая миссия Казахстана в Кабуле была открыта в сентября 2002 года, менее чем через год после начала Америкой операции «Несокрушимая свобода». В 2003 году она была преобразована в посольство. Именно с этого времени двусторонние отношения начали получать практическое наполнение.
Новой точкой отсчета казахстанско-афганских контактов стало 15 августа 2021 года, когда талибы захватили власть в Кабуле. Это стало серьезным испытанием для внешней политики Казахстана, однако Астана продемонстрировала дальновидность и прагматизм.
Казахстанское посольство, в отличии от большинства других стран, эвакуировано не было, дипломаты продолжили работать в новых условиях и начали устанавливать первые контакты с талибскими властями.
При этом Казахстан с самого начала занял ясную и понятную позицию и стал ее продвигать на различных уровнях.
Уже через месяц после захвата талибами Кабула президент Токаев на заседании ШОС в Душанбе (17 сентября) обратил внимание на ситуацию в Афганистане. Как было им заявлено, «Казахстан видит будущий Афганистан как подлинно независимое и единое государство, живущее в мире с собой и со своими соседями. В этот судьбоносный исторический момент многонациональный народ Афганистана не должен остаться наедине перед лицом беспрецедентных трудностей».
Чуть позднее, 22 сентября уже на полях Генассамблеи ООН казахстанский президент детализировал позицию своей страны и был одним из первых политиков, указавших на актуальную сегодня проблему «инклюзивности». Так, Касым-Жомарт Токаев указал, что Казахстан поддерживает призыв СБ ООН к образованию путем переговоров нового правительства, которое было бы инклюзивным и представительным. С его слов, «необходимо создать систему, основанную на консенсусе, в которой группы с различными ценностями или этническим, религиозным и гендерным происхождением могут сосуществовать в одной стране».
Для лучшего понимания и ретроспективной оценки действий Астаны на «афганском треке» следует привести другие тезисы, прозвучавшие из президентских уст в Нью-Йорке на момент, когда большинство в мире еще сомневалось в успехе талибской кампании.
«В целом Казахстан видит будущий Афганистан как подлинно независимое и суверенное государство, живущее в мире с собой и со своими соседями. Афганистан должен продолжать выполнять свои международные обязательства и обеспечить, чтобы его территория не превратилась в плацдарм для террористов, наркотрафика и торговцев людьми.
Невзирая на наши политические или личные убеждения, мы не должны сейчас бросать народ Афганистана на произвол судьбы.
Острая гуманитарная ситуация должна быть нашим главным приоритетом. Учреждения ООН и другие гуманитарные организации должны иметь немедленный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ.
Казахстан обеспечил временную передислокацию МООНСА и других отделений ООН в Афганистане. Мы готовы предоставить логистическую платформу для доставки гуманитарной помощи в Афганистан и внести собственный посильный вклад.
Казахстанская инициатива по созданию Регионального хаба ООН в Алматы может содействовать выполнению этой важнейшей миссии. Мы готовы тесно сотрудничать с ООН, соседями и организациями.
Будущая стабильность Афганистана зависит от его экономического развития. Афганистан — это не угроза, а возможность. Если страна будет единой и стабильной, то это сможет способствовать развитию Центральной Азии».
Данная позиция не была ситуативной – Казахстан и по настоящее время демонстрирует приверженность ей, достаточно изучить другие заявления из Астаны и ее практические меры на афганском направлении.
В целом политику Казахстана в отношении Афганистана можно охарактеризовать как взвешенную, прагматичную и основанную на современных реалиях. Основу казахстанского «рецепта» составляет базовый принцип невмешательства во внутренние дела, а также приверженность развитию добрососедских отношений с Афганистаном, независимо от существующего там политического режима.
Другими «ингредиентами» являются:
- Региональная парадигма, в которой Казахстан учитывает интересы других стран региона, в первую очередь, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, непосредственных соседей Афганистана. Здесь же стремление Астаны вовлечь Кабул в региональный диалог по широкому спектру вопросов и придать проблемам Афганистана внутрирегиональное измерение.
- Фокус на торгово-экономических отношениях, оказание гуманитарной и иной поддержки в интересах стабильности в Афганистане.
- Приверженность к решению вопросов безопасности дипломатическими и экономическими путями, в цивилизационном ключе в формате международного права и положений ООН.
Этот «рецепт» исключает трактовку о построении Астаной прямых политических отношений с Исламским Эмиратом Афганистан и реализации ею амбиций «средней державы»: Казахстан движется в контексте международных усилий по Афганистану, нейтрален в своей позиции, однако рассматривает эту страну как ключевой элемент безопасности и стабильности всей Центральной Азии.
Мнения других центральноазиатских республиках схожи и это дает свои результаты – к настоящему времени можно уверенно утверждать, что Центральная Азия избавилась от дискурса «террористической угрозы с юга», который на протяжении последних десятилетий являлся якорной идеологемой по Афганистану.
Казахстан показывает, что решение вопросов безопасности дипломатическими и экономическими путями, в цивилизационном ключе в формате международного права и положений ООН является бескомпромиссным вариантом. При этом Астана конечно же наращивает свой собственный политический потенциал в регионе и мире, а его позиция по отношению к современному Афганистану выгодно отличается от позиций других игроков на афганском треке.
Казахстан первым в регионе исключил талибов из списка запрещенных организаций и аккредитовал дипломатов ИЭА, тем самым запустив общий для Центральной Азии тренд на сближение с Афганистаном.
Казахстан также в 2024 году разрешил полноценное функционирование Генеральному консульству Афганистана в Алматы и аккредитовал афганского торгового атташе.
Наряду с этим, Астана вернула своего посла из Кабула и отправила туда поверенного в делах Газиза Акбасова, профессионального дипломата, ранее работавшего в Афганистане и Иране. В данном случае понижение дипстатуса не следует рассматривать как рецессию в отношениях. Прежний посол был аккредитован при республиканском режиме, а новый глава казахстанского посольства символизирует уже другую, талибскую страницу в отношениях двух стран. В этом также прослеживается прагматизм Астаны – она не делает явный реверанс в сторону Эмирата на фоне международных баталий вокруг признания талибов, а последовательно следует своей стратегии, тем более что «политических сбережений» ей пока хватает.
В настоящее время только две страны имеют аккредитованных талибами послов – Китай направил посла еще в сентябре 2023 года, а в конце октября 2024 года этот важный шаг сделал Ташкент. Было бы не по-соседски если бы Казахстан опередил в этом Узбекистан, интересы которого в сфере безопасности и экономики напрямую связаны с ситуацией в Афганистане (это к тезису об учете Казахстаном интересов соседей по региону).
Таким образом, на фоне очевидной пробуксовки инициатив ООН и отсутствия согласованной международной политики по Афганистану Казахстан выбрал путь практического взаимодействия с Кабулом и нацелен на поступательное развитие торгово-экономических отношений между с Афганистаном не зависимо от политического режима там сейчас и в будущем, его вовлечении во внутрирегиональные связи.
Между тем, экономический потенциал Афганистана и его инвестиционная привлекательность напрямую зависят от оказываемого на Кабул политического давления, в первую очередь со стороны Запада. Это является серьезным препятствием прежде всего для окружения Афганистана – пока он не является субъектом экономики, с которым можно работать в общемировых экономических стандартах и форматах.
Но начало положено и, что примечательно, все страны региона, несмотря на наличие отдельных противоречий, взяли курс на развитие торгового партнерства с Афганистаном. Для этого им не надо было принимать каких-либо совместных решений, все произошло естественным образом.
Казахстан, не имея общей с Афганистаном границы, занял важное место в этих отношениях и входит в десятку основных торговых партнеров Афганистана.
Количественные показатели торговли не столь велики, однако не стоит забывать, что Афганистан это одна из самых депрессивных экономик в мире и показатели товарооборота априори не могут быть высокими.
Взаимная торговля между странами за прошлый год составила $636,5 млн., показав снижение на 35,5% по сравнению с 2022 годом. В первую очередь, снизился экспорт казахстанской продукции на 37,1%. Согласно последним стандартным, товарооборот между Казахстаном и Афганистаном за январь-август 2024 года составил $330,7 млн., что на 22,1% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года ($424,5 млн.)
При этом практически не снизились показатели афганского экспорта в Казахстан: импорт в Казахстан из Афганистана за январь-август 2024 года снизился на 1,2% и составил $14,1 млн. Основными товарами импорта являются: минеральные и газированные воды, соки овощные и фруктовые, стеатит природный, тальк, виноград, ТНП из алюминия, драгоценные и полудрагоценные камни.
Определенно значимым событием стал казахстанско-афганского бизнес-форум, прошедший в октябре в Алматы. Несмотря на имевшиеся прогнозы о том, что стороны ограничены в торгово-экономических отношениях, этот форум показал стремление двух стран использовать все имеющиеся возможности для демонстрации обратного. Остановимся на ряде интересных моментов, характеризующие состояние и перспективы двусторонних торговых отношений.
Так, продвижение получило сотрудничество в области финансов. В ближайшее время ожидается открытие афганским Ghazanfar Bank своих корреспондентских счетов в казахстанском банке Zaman Bank, что откроет новые возможности для бизнеса, при том, что стороны не исключают возможности использования национальных валют во взаимных расчетах. Уже осуществлен пробный перевод из Афганистана $10 тыс. Одновременно начата работа по изучению вопроса открытия «Заман Банком» своих счетов в афганских банках.
Более того, афганская сторона попросила оказать техническую помощь по созданию финансовых рынков. Какие практические формы примет это сотрудничество пока не понятно, но Казахстану действительно накопил богатый опыт в этом. Свидетельством этого является проявляемый активный интерес со стороны зарубежных партнеров. Открыть свой банк намерен южнокорейский финансовый холдинг BNK Financial Group. Катарский инвестор выкупил Bereke Bank. Расширяет свое присутствие на казахстанском рынке Abu Dhabi Commercial Bank.
Другим направлением, где сторонам удалось достичь не только понимания, но и конкретных договоренностей является транспортно-логистическая сфера. Как для Казахстана, так и для Афганистана, с учетом их географического положения, участие в различных транспортных коридорах является стратегической задачей.
В этой связи на переговорах была обсуждена возможность создания четырехстороннего хаба «Афганистан-Иран-Казахстан-Туркменистан». Практическое начало было положено ранее на аналогичном форуме в Кабуле в апреле 2024 года, где к переговорам подключился Туркменистан. Тогда, по сути, был анонсирован новый транзитный маршрут в Афганистан через Центральную Азию: Китай – Казахстан – Туркменистан – Афганистан. Согласно официальной информации, три страны договорились совместно развивать транзит и транспортную инфраструктуру в Афганистане. Для этого будут созданы благоприятные и конкурентоспособные тарифные условия, что позволит обеспечить ускоренный пропуск контейнерных поездов из Китая через Казахстан и Туркменистан в Афганистан и далее в Пакистан, Индию и страны Ближнего Востока. Приводятся расчеты – например, срок доставки товаров по ускоренному маршруту из китайского Сианя до ж/д станций на туркмено-афганской границе сократится до 10–12 дней. Также со своей стороны Казахстан и Туркменистан подписали меморандум, предусматривающий участие казахстанской стороны в строительстве новой железной дороги в Афганистане по маршруту «Тургунди – Герат» протяженностью 115 км.
Результаты алматинского форума также продемонстрировали интерес афганцев к кооперации со странами Центральной Азии в других транспортных коридорах, в частности по направлению Китай-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан. Накануне форума афганская делегация и бизнесмены посетили сухой порт Khorgos Gate Way на казахстанско-китайской границе, который может служить логистическим хабом для афганских товаров.
Также на форуме стороны пришли к необходимости подписания межправительственного соглашения о международных автомобильных перевозках.
Значимую характеристику двусторонним отношениям придает оказываемая Казахстаном гуманитарная помощь.
С 2021 года в соответствии с решением правительства министерство здравоохранения Казахстана предоставило Афганистану гуманитарную помощь в размере около $3,5 млн. В основном это антибиотики и противовирусный препараты. В медицинских ВУЗах Казахстана на грантовой основе обучается 30 граждан Афганистана, еще 30 – на договорной основе.
Всего с момента прихода талибов к власти в Афганистан прибыло более 150 вагонов с гуманитарной помощью, основу которой составляют продукты питания, одежда и медикаменты.
В самом Афганистане политика Казахстана находит положительное восприятие и оценки сводятся к тому, что:
Казахстан является важным региональным партнером, обладающим достаточным политическим весом в международном сообществе;
Казахстан имеет успешный экономический опыт и потенциал для реализации значимых инфраструктурных проектов на территории Афганистана, в первую очередь, в сферах сельского хозяйства, энергетики, недропользования.
Конечно, талибы в условиях минимальных отношений с Западом крайне заинтересованы в привлечении деловых партнеров и внешних инвестиций, в развитии торговых связей, в строительстве инфраструктуры. Этим самым «Талибан» стабилизирует своей режим и создает условия для медленного экономического роста.
Однако, Казахстан, судя по всему, не спешит выстраивать особый формат двусторонних отношений с Афганистаном. Сейчас он основан на тесном торгово-экономическом сотрудничестве, пока имеющим возможности к расширению.
В свою очередь перспективы выхода Казахстана на стратегический уровень, а это, прежде всего, прямые долгосрочные инвестиции в афганскую экономику, связаны с вопросами международного признания, текущего статус-кво конечно же недостаточно. Кроме того, немаловажное значение имеют вопросы внутренней безопасности – талибы на деле пока не могут в нужной степени гарантировать ее.
Но все своим чередом – сейчас важным является то, что Казахстан и другие страны региона ориентированы на долгосрочный период и создают условия для построения в Афганистане адекватной финансово-экономической системы, его интеграции во внутрирегиональные связи.
Центр Анализа и прогнозирования Открытый Мир
Айдар Борангазиев
Нет комментариев