04.04.2016
С середины 2000-х годов наблюдается устойчивая тенденция качественного и количественного роста военно-морского присутствия прикаспийских государств на Каспийском море, где находятся 7% мировых запасов углеводородов, или 20 млд. т нефти и газового конденсата.
Это прежде всего вызвано решимостью обеспечить защиту своих национальных и экономических интересов. Активное наращивание оборонного потенциала государств имеющих выход к Каспию, и прежде всего его морской составляющей вызывает обоюдную, пока еще сдержанную озабоченность сторон.
Как известно, Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан выходящие к Каспию, договорились по проблемам, которые существовали долгое время. Главами государств были определены базовые принципы конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Согласно этому документу каждая страна получила право на эксклюзивную добычу биоресурсов на расстоянии до 25 морских миль от своих берегов. Стороны обязались применять согласованные нормы и правила по воспроизводству и регулированию использования его биоресурсов.
Политический блок данного документа утверждает принцип «неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». Вместе с тем в ключевом вопросе разграничения дна Каспия прогресса не отмечено.
Самой протяженную береговую линию имеет Казахстан, она составляет 2320 км. Туркмениястан-1200 км. Азербайджан-955 км. Иран-724 км. Россия-695 км. Таким образом, мы видим, что Россия и Иран имеют самую короткую береговую линию. Однако этот факт, не мешает им иметь на Каспийском море сильный флот и разветвленную береговую военную инфраструктуру. Естественно, это прежде всего обусловлено реалиями существовавшими до распада Советского Союза. Тем не менее, Россия и Иран усиленно наращивают свое военное присутствие и в настоящее время.
В зоне Южного Каспия развернута относительно сильная группировка ВМС Ирана. Она включает командование ВМС Армии в зоне Каспийского моря, в состав которого переданы силы и средства расформированного ранее командования ВМС Корпуса стражей исламской революции. Командование флота в Бендер-Энзели объединяет все силы и средства на данном направлении. Вспомогательными пунктами базирования иранского флота являются: Бендер-Мешхер и Бендер-Пахлави.
Иран за последние пять лет также увеличил в Каспийском море число специальных военных морских подразделений.
Основной ударной силой дивизиона кораблей и катеров командования ВМС Ирана в зоне Каспийского моря являются несколько ракетных катеров местной постройки и один фрегат. Существуют более 50 единиц катеров для различных целей, которые могут переоборудоваться. Есть вероятность наличия трех сверх малых подводных лодок оборудованных торпедными аппаратами.
В угрожаемый период возможна переброска железнодорожным и автомобильным транспортом из зоны Персидского залива тяжелых ракетных катеров.
Естественно самый большой флот в Каспийском море принадлежит России. На побережье Каспия существуют две полностью оборудованные военные базы — в Баку (Азербайджан) и Астрахани (Россия). Он содержит несколько бригад авиации и береговой охраны, спецподразделения, развернутые в Махачкале.
Главными задачами флотилии, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
В настоящее время в состав флотилии входят ракетные сторожевики, малые ракетные и артиллерийские корабли, ракетные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.
2015 года флотилия приняла участие в операции в Сирии. На начало 2016 года Каспийская флотилия на 80% оснащена новыми кораблями и судами.
Наращивая мощь своей Каспийской флотилии, Россия стремится укрепить доминирующую военно-политическую роль в регионе, которую она попытается спроектировать и на экономическую плоскость. Имея безусловное превосходство в военно-морских силах, Россия (в дополнение к таким задекларированным целям, как борьба с терроризмом, распространением оружия массового поражения, наркотрафиком; укрепление региональной безопасности; оперативное реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций в прикаспийских странах) активизирует шаги по недопущению на Каспийское море судов под флагами внерегиональных государств.
Азербайджанские ВМС включают патрульные катера, спасательные лодки и малые подводные лодки. Кроме того, у Азербайджана есть подразделения морской пехоты. Персонал азербайджанского флота проходит подготовку в Турции и США. На территории Азербайджана при поддержке США размещены два РЛС охватывающие также Каспийское море (на севере и юге страны).
В связи с поэтапным перевооружением ВМС Турции и передачей выводимых из состава флота кораблей и катеров Азербайджану. Гонка вооружений на Каспии объективно будет способствовать повышению боеспособности и боеготовности ВС Азербайджана, повысит морально-боевой дух его военнослужащих, что может послужить дополнительным стимулом для попытки решения карабахского конфликта военным путем.
Относительно военного присутствия на Каспии Туркменистана и Казахстана можно сказать, что указанные государства самые слабые в Каспии. Флоты обеспечивают пограничное патрулирование и не имеют потенциала решать крупные боевые задачи.
На современном этапе медленную милитаризацию Каспийского моря нужно рассматривать и как следствие гораздо более глубоких геополитических процессов на всем Евразийском континенте.
Обусловлено это тем, что некоторым прикаспийским государствам удалось благодаря экспорту нефти и углеводородов сделать громадные накопления «нефтедолларов». Что в свою очередь дает возможность получать военно-техническую и организационно-образовательную помощью иностранных государств.
Главная же причина все же нерешенность проблемы определения статуса Каспийского моря. Она та и держит в напряжении и дает основание опасаться за будущее развитие событии. Ожидание начала «новой волны» энергоэкспортных и энерготранзитных проектов и обретение доминирующих позиции толкает некоторых лидеров сделать ставку в будущем на военное превосходство.
Вероятная эскалация ситуации вокруг Каспия может возникнуть в случае вмешательства в экономические и политические дела внекаспийских государств, так как все государства бассейна настроены решать возникающие проблемы путем может быть и долгих, но все же переговоров.
Как мы указывали, особую остроту проблеме придает не до конца урегулированный вопрос с суверенитетом над перспективными углеводородными месторождениями на шельфе Южного Каспия, что не снимает опасность его силового решения. Любой вооруженный конфликт в данном регионе будет иметь самые серьезные последствия.
Вооруженные силы прикаспийских государств не будут применены до того момента, как только Транскаспийские проекты, имеющие геополитическое или геоэкономическое значение, перейдут в стадию своей практической реализации. Также обострятся противоречия между каспийскими государствами по вопросу принадлежности спорных нефтяных и газовых месторождений. На ситуацию в регионе могут повлиять эскалация напряженности вокруг Ирана, азербайджанско-армянское противостояние.
Если вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном не будет отрегулирован должным уровнем в ближайшее время, пламя войны может добраться и до азербайджанских нефте-газовых объектов на Каспийском море. Армяне используют все имеющиеся возможности для нанесения максимального урона Азербайджану, активно используя тактическое ракетное вооружение и диверсионные группы. Последствия таких действии для экологии региона будут крайне негативными.
Нет комментариев