KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Касым-Жомарт Токаев: Идеологическая модернизация – от консерватизма к прогрессу

Касым-Жомарт Токаев: Идеологическая модернизация – от консерватизма к прогрессу

15.04.2017

Программа духовной модернизации Главы государства – это документ, требующий всестороннего осмысления и обсуждения с точки зрения его претворения в жизнь

Глава государства предложил уникальную программу идеологической модернизации нашего общества. Речь идет о конкретных направлениях духовного развития народа Казахстана. Президент абсолютно прав в том, что уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические.

Только в период «голощекинской» кампании насильственной коллективизации казахский народ лишился половины своей численности. В истории человечества эта трагедия заняла особое место как чудовищное преступление. Был нанесен огромный ущерб демографии нашего народа, его национальным устоям и традициям. В то же время в ХХ веке Казахстан добился заметных успехов, в числе которых индустриализация, здравоохранение, образование, наука.

Тем не менее мы должны ясно понимать, что модернизация усилила социально-экономический потенциал Казахстана как территории. А подлинная национальная модернизация началась только после обретения Казахстаном Независимости на основе долгосрочной стратегии Главы государства. Потенциал каждой нации в мире прямо связан с умением извлекать уроки из истории, способностью обретать полезный опыт.

Например, в XV веке Китаю принадлежала половина валового внутреннего продукта всего мира. Однако, взяв курс на изоляцию от остального мира, превратившись в Поднебесную империю, Срединное государство, Китай отстал в индустриальном развитии от европейских государств и в конечном итоге стал жертвой их агрессии. Затем, в XIX–XX веках эта страна испытала на себе все тяготы гражданских войн.

Учитывая уроки истории, Китай своевременно приступил к реализации стратегии «открытых дверей» («кайфан чжэнцэ»), осуществил рыночные реформы, привлек иностранные инвестиции и технологии, провел кампанию «раскрепощения сознания» и добился впечатляющих успехов в экономическом развитии. Глава государства как выдающийся реформатор призывает наш народ кардинально пересмотреть свое мировоззрение. «Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания», – убежден Президент.

Эпоха перемен поставила перед нами весьма актуальный вопрос: будет ли наш будущий успех основан только на экономической и технологической трансформации? Очевидно, что нет. Нам нужна конкурентоспособная культура, уходящая своими корнями в глубь истории и национальных традиций. Идея модернизации общественного сознания в полной мере соответствует требованиям времени. Благодаря духовному обновлению, своего рода идеологической платформе Третьей модернизации, наша страна обретет новый облик в мировом сообществе государств. Императивом нынешнего сложного времени является то, что без идеологической модернизации крупных успехов в экономических реформах достичь уже невозможно.

Ведущие американские компании в последнее время стали приглашать специалистов с гуманитарным образованием. Это не случайно, ведь именно этим людям предстоит заглянуть за горизонты будущего развития мира. Поэтому конкретная задача Главы государства воспринимается как ответ на веление времени: «Начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания». Впервые за 25-летнюю историю нашего государства Президент предметно высказался на такую актуальную тему, как сохранение духовного «кода нации».

Он призывает, с одной стороны, вспомнить традиции предков, а с другой – в соответствии с требованиями нынешней рациональной эпохи стать прагматиками. И тут же дает бесподобно четкое определение современного прагматизма: «точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее». Нужно также обратить особое внимание на то, как Глава государства трактует задачу расширения горизонта национального самосознания.

Первое: никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе: чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации. Другими словами, нам предстоит обеспечить преемственность между прошлым и будущим, мы должны взять самое лучшее и отбросить все устаревшее. При этом Президент высказал принципиальную мысль: «Никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории».

Приступая к реализации Третьей модернизации, наш народ должен явить миру новый облик передовой нации, идущей в ногу с истинным прогрессом, справедливо гордящейся своими историческими истоками, культурными традициями, но не страдающей пороками ксенофобии. Это будет не «сомнительная идеология», а открытое мировоззрение, ставящее во главу угла современный прагматизм. Казахстан всегда был против революционных катаклизмов. Наш путь – это эволюционный переход от экономики к политике, продуманная стратегия поэтапных реформ. Такой подход обеспечил феноменальный успех трансформации казахстанского общества. В условиях глобализации важнейшей тенденцией является стремление овладеть мировыми языками, прежде всего английским языком. Надо признать, что наша молодежь не сможет приобщиться к лучшему мировому опыту и передовым достижениям, если не приступит к изучению английского языка, ставшего «лингуа франка», то есть языком глобальных коммуникаций. Нам надо решительно поддержать и предложение Президента перейти на латинский алфавит казахского языка. Это по сути цивилизационный выбор.

В сфере образования будет реализована не имеющая аналогов в мировой практике программа: на казахский язык будет переведено с различных языков 100 лучших учебников. Это придаст мощный импульс вхождению Казахстана в мировое образовательное пространство. Особое значение будет иметь проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Казахстан представит миру лучшие образцы своей культуры, что повлечет за собой ее конкурентоспособность на международном уровне. Мы должны знать и почитать не только героев славного исторического прошлого, но и в должной мере ценить наших выдающихся современников. На это нацелен президентский проект «100 новых лиц Казахстана».

Поскольку основным принципом концепции духовной модернизации является гармонизация прошлого и будущего, нужно иметь в виду следующее: приобщаясь к мировым достижениям, мы обязаны сохранить нашу национальную идентичность. Поэтому Президент предложил принять программу «Туған жер», которая перейдет в более широкую установку – «Туған ел».

Данная концепция имеет принципиальное значение, поскольку национальная идентичность – категория более устойчивая и консервативная, нежели экономический прогресс. Модернизация культуры предполагает и развитие цивилизованной политической культуры, укрепление общественных институтов. Президент призывает правильно усвоить горькие уроки XX века – века революций, войн и катаклизмов. Наши традиции не должны обрастать мишурой в виде дорогостоящих атрибутов «ярмарок тщеславия».

Порой грустно и смешно наблюдать за согражданами, празднующими свадьбы и юбилеи с помпой, но зачастую в кредит, по ложному принципу «мы не хуже других». А состоятельные граждане должны показывать пример скромного поведения, бережливости, внедрять культуру благотворительности. В развитых странах принято вести скромный образ жизни, вкладывать средства в саморазвитие, образование детей, путешествия и собственную старость. Не это ли прагматизм и реалистичный подход к планированию жизни? Нам нужно взять на вооружение именно такой образ жизни.

Бережное отношение к экологии, вежливое общение между собой, милосердие – казалось бы, азбучные истины, признаваемые всем обществом, но пока плохо воспринимаемые на индивидуальном уровне. Не воспитав в себе высокую мораль и культуру прагматизма, мы не сможем привить их детям, будущему поколению. И это тоже вопрос цивилизационного выбора. Мир постоянно меняется, появляются новые научно-технические достижения, новые производства и технологические процессы, но именно культура и национальные традиции не подвержены переменам.

Программа духовной модернизации Главы государства – это документ, требующий всестороннего осмысления и обсуждения с точки зрения его претворения в жизнь. Здесь не должно быть места формализму, кампанейщине и начетничеству. Речь идет о будущем нашей нации, ее духовном благополучии.

По сути, это идеологическая основа экономической, технологической модернизации Казахстана в противоречивую эпоху потрясений, катаклизмов, но и прогресса и развития. Мы, казахская нация, пройдя через духовную модернизацию, займем достойное место в цивилизованном мире. Это наш исторический выбор. Он зиждется на стратегических установках Главы государства.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока