KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Китайская альтернатива

Китайская альтернатива

23.03.2023

В то время, когда глобальное присутствие Китая углубляется, его активность на Ближнем Востоке резко возросла, что свидетельствует о том, что Китай полон решимости установить всестороннее партнерство с арабским миром. Это событие создало основу для экономического роста и укрепления связей Китая с различными странами региона. Сегодня растущее доминирование Китая на Ближнем Востоке указывает на то, что Китай не только стал ключевым игроком в экономике, но и укрепляет оборонное сотрудничество между арабскими государствами.

Китай создает союзы, продвигает торговлю и помогает странам справляться с кризисами в трудные времена, тем самым используя широкий спектр внешнеполитических инструментов для построения прочных отношений на всем Ближнем Востоке. Форум сотрудничества между Китаем и арабскими государствами (CASCF), образованный в 2004 году, является примером взаимовыгодного сотрудничества, равно как и Шанхайская организация сотрудничества.

Растущий интерес Китая к Ближнему Востоку можно объяснить его растущей зависимостью от импорта нефти. Китай в значительной степени зависит от Ближнего Востока для удовлетворения большинства своих потребностей в нефти, которые необходимы для подпитки его требовательной экономики. Саудовская Аравия является основным поставщиком нефти в Китай, за ней следуют Ирак, ОАЭ и Кувейт. Поскольку внутренних запасов нефти и газа Китая недостаточно для удовлетворения его постоянно растущих потребностей, регион Персидского залива превратился в важнейший источник этого критически важного товара.

Что касается России, то поставки нефти оттуда в Китай также растут, но не есть проблемы. Несмотря на то, что в январе-феврале текущего года экспорт нефти в Китай достиг 1,94 млн баррелей в сутки (+23,8 %) и Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в КНР, потеснив Саудовскую Аравию, дальнейший рост экспорта упирается в инфраструктурные ограничения. Необходимо расширять мощности трубопроводов в восточном направлении. Подобные проекты по определению долгосрочными, а какова будет роль нефти через 10–15 лет, четкого представления нет. Китай не готов брать на себя лишние обязательства. А для значительных инфраструктурных расходов в России не самое лучшее время.

Наряду с этим, происходит некоторое ослабление роли США на Ближнем Востоке, которое связано со следующими факторами.

Во-первых, США сейчас сталкиваются с рядом внутренних проблем и вызовов, таких как пандемия COVID-19, экономический спад, расовые противоречия, политические разногласия и т.д. Все это отнимает много времени и ресурсов американской администрации и приводит к снижению интереса к международным вопросам, включая регион Ближнего Востока.

Во-вторых, зависимость США от поставок нефти из региона постепенно снижается, что связано с развитием технологий собственной нефтяной и газовой промышленности, а также с повышением энергоэффективности экономики страны.

В-третьих, внешнеполитические акценты Вашингтона смещаются в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, в регионе наблюдается недоверие к политике США после проведения операций в Ираке и Афганистане. Конфликты на Ближнем Востоке остаются нерешенными десятилетиями.

В то же время, Китай является крупной страной с разнообразными и сложными внутренними проблемами и противоречиями, представляющими серьёзные угрозы национальной безопасности. Вот некоторые из них.

  1. Экономические проблемы. Китай — одна из самых быстрорастущих экономик в мире, но этот рост основывается на экспорте и низких зарплатах рабочих, что приводит к увеличению неравенства доходов и бедности внутри страны. Снижается экономический рост, появляются проблемы с долгами.
  2. Китай столкнулся с серьезными демографическими проблемами, в том числе старением населения и неравномерным распределением населения по территории, разрывом в развитии и доходах между городом и деревней.
  3. Экономический рост Китая сталкивается с серьезными экологическими проблемами, включая загрязнение воздуха и воды, деградацию почвы и потерю биоразнообразия.
  4. Национальные противоречия. В Китае проживает множество этнических групп, народов и национальностей. Некоторые из которых испытывают дискриминацию и неравенство. Имеют место центробежные тенденции субъектов КНР – ТАР, СУАР, Внутренняя Монголия и т.д.
  5. Политические противоречия. Китай является авторитарной страной с ограниченными свободами граждан и цензурой СМИ, что вызывает конфликты между правительством и гражданским обществом. Нарастает конфликт между производственными силами и производственными отношениями, регулируемыми Коммунистической партией Китая.
  6. Геополитические противоречия. Китай активно расширяет свой влияние в мире, что вызывает напряжение в отношениях с другими странами, особенно в регионе Южно-Китайского моря и Тайване.

При этом внутренние проблемы и противоречия Китая представляют гораздо большую опасность для Пекина, чем внешние угрозы. Их преодоление является серьёзным вызовом для военно-политического руководства страны. Однако, очевидно, что основой успешного ее решения является непрерывный рост экономики страны. При этом критически важно для Пекина удерживать ежегодный рост ВВП страны на уровне не менее 5%. В противном случае могут возникнуть серьезные риски сохранения стабильности государства.

В данном контексте шаги, предпринимаемые Пекином в последнее время в Ближневосточном регионе, видятся логически обоснованными и предсказуемыми.

Китай продолжает свою программу экономических реформ и повышения уровня открытости экономики насколько это возможно. Расширяет доступ иностранных инвесторов к внутреннему рынку, повышает уровень потребления внутри страны для снижения зависимости от экспорта и диверсифицирует импорт, главным образом, поставок углеводородов для стремительно растущей экономики.

Двигаясь в этом направлении Пекин последовательно наращивает свое присутствие в регионе, увеличив объем торговли на более чем 300 миллиардов долларов США. В том числе активно продвигая инициативу «Один пояс, один путь». Китай воспользовался возможностью, созданной сокращением присутствия США в регионе, закрывая глаза на соблюдение прав человека и не выдвигая требований по улучшению условий жизни внутри страны. Что благоприятно сказывается на сотрудничестве со многими странами региона.

Ранее, Китай не брал на себя ответственность в качестве гаранта безопасности в регионе, часто сосредотачиваясь лишь на малозначительных усилия по борьбе с пиратством, поддержании мира и посредничестве в конфликтах, где также участвуют другие субъекты, например, в Афганистане. За что часто подвергался критике со стороны США.

Однако в последнее время ситуация постепенно меняется. Стабильность в регионе, за которую теперь никто не отвечает, жизненно важна для национальных интересов Китая. Пекин начинает работать над созданием новой архитектуры безопасности.

Важно отметить, что мирное соглашение между Ираном и Саудовской Аравией укрепляет доверие азиатской сверхдержавы на Ближнем Востоке и поможет ее усилиям по укреплению региональных экономических связей и связей в сфере безопасности. Это также подтверждается тем фактом, что Пекин уже завершил несколько инфраструктурных проектов в регионе.

Более того, высокопоставленный китайский дипломат Ван И в своем выступлении в январе 2022 года отметил, что на Ближнем Востоке нет вакуума власти и что будущий ход событий должен решаться странами региона. Такие заявления, предоставляющие свободу действий странам Ближнего Востока, помогли укрепить роль Китая как державы, которая придерживается заявленного им принципа невмешательства, что имеет решающее значение для его целей расширения.

Пекинский договор показывает, что странам региона больше не нужно полагаться на какое-либо участие Запада в решении своих проблем. В этом плане Китай идет российским путем астанинского формата с участием Турции и Ирана, в рамках которого сирийский кризис пытались урегулировать без оглядки на Запад.

При этом Китай обладая несравненно большими финансовыми и техническими возможностями, чем Россия, до недавнего времени ограничивался экономической экспансией в регионе, избегая прямого политического участия в ближневосточных процессах.

На фоне ослабления позиций США и России, КНР вполне может заполнить возникающие пробелы. В том числе и в военно-технической сфере.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что Китай используя широкий спектр внешнеполитических инструментов для построения прочных отношений на всем Ближнем Востоке будет пытаться организовать свой, «пекинский формат», постепенно становясь альтернативой России на Ближнем Востоке.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока