KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Китай и Центральная Азия: основные направления развития сотрудничества в сфере экономики и энергетики

05.09.2016

Ю.Гусев — научный сотрудник Аналитического центра Института международных исследований МГИМО

В последнее десятилетие Китай осуществляет ряд значимых проектов в странах Центральной Азии. Хотелось бы рассмотреть некоторые из них подробно.

Казахстан. Астана является ключевым партнером Пекина в Центральной Азии в плане альтернативного Ближнему Востоку источника снабжения нефтью. Для Казахстана после прокладки нефтепроводов в Китай эта страна стала вторым по важности покупателем сырья после ЕС.

Однако китайские интересы в Казахстане намного шире чисто «нефтяной» тематики. 12 июня 2010 г. в ходе государственного визита председателя КНР Ц.Ху в Астану стороны подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и контракт на куплю-продажу концентратов природного урана между компаниями Казатомпром и CGNPC. Разовый контракт предусматривает поставку 650 тонн урана в Китай.

Во время визита председателя КНР Ц.Си в Казахстан в сентябре 2013 г. он и президент Казахстана Н.Назарбаев подписали Совместную декларацию о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства.

В декларации, в частности, отмечалось, что «страны намерены на основе принципов взаимной выгоды и обоюдного выигрыша расширять и углублять энергетическое сотрудничество, обеспечивать долгосрочную безопасную и стабильную эксплуатацию общих проектов, таких, как разведка нефтегазовых промыслов, добыча и транспортировка нефти и газа». Также было определено, что Китай и Казахстан ускоряют процесс расширения первой очереди китайско-казахстанского газопровода (линия С) и строительство второй очереди газопровода (Бейнеу-Базой-Чимкент), модернизацию и реконструкцию комплекса по производству ароматических углеводородов в Атырау, строительство битумного завода в Актау. Указывалось на то, что стороны поощряют и поддерживают сотрудничество между предприятиями двух стран в таких новых проектах, как разведка и освоение нефтегазовых промыслов, переработка нефти и увеличение экспорта энергоресурсов в Китай.

14 декабря 2014 г., выступая на закрытии Второй сессии китайско-казахстанского совета предпринимателей премьер Госсовета КНР К.Ли сказал, что Китай занимает лидирующие позиции в мире по производству стали, цемента, стекла, оборудования для электроэнергетики и др. Кроме того, китайская продукция отличается оптимальным соотношением цены и качества и высокой конкурентоспособностью. Китай поддерживает инвестиции отечественных предприятий в экономику Казахстана, содействует реализации масштабного инфраструктурного строительства и реализации экономической программы Казахстана «Нур жол».

15 декабря 2014 г. во время рабочего завтрака премьер Госсовета КНР К.Ли и его казахстанский коллега К.Масимов достигли предварительного консенсуса по рамочному соглашению о сотрудничестве на сумму 18 млрд. долл. Данное соглашение касается строительства инфраструктуры, скоростных автомагистралей и жилых массивов.

После визита китайского премьера Китай и Казахстан совершили очередной прорыв в сотрудничестве: 26 декабря 2014 г. в Пекине состоялись переговоры министра по инвестициям и развитию Казахстана А.Исекешева и руководителя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Ш. Сюй. По итогам переговоров был определен ряд наиболее перспективных для реализации проектов в горной металлургии, химии и нефтехимии, производстве строительных материалов, машиностроении, а также легкой промышленности, туризма, транспортной инфраструктуры и электроэнергетики.

В конце марта 2015 г. Китай и Казахстан подписали 33 контракта о сотрудничестве на сумму 23,6 млрд. долларов США после визита в Китай премьер-министра Республики Казахстан К.Масимова.

Были подписаны соглашения, в том числе те, которые касаются сотрудничества по стали, цветным металлам, листовому стеклу, нефтеперерабатывающей промышленности, гидроэнергетики и автомобилестроения.

К.Ли также призвал к расширению сотрудничества в таких областях, как железнодорожное строительство, ядерная энергетика, сельское хозяйство.

К.Масимов высоко оценил потенциал «хорошего старта» в сотрудничестве, сказав, что это доказывает, что новый режим взаимодействия имеет широкие перспективы и будет примером для всего региона. Он отметил, что Казахстан готов к дальнейшему углублению всестороннего стратегического партнерства с Китаем и укреплению обмена и сотрудничества во всех областях.

Узбекистан. Сотрудничество Китая с Узбекистаном касается, прежде всего, сферы китайских инвестиций в промышленность этой страны, а также – торговли узбекскими природными ресурсами.

В июне 2012 г. Узбекистан и Китай заключили более 30 соглашений в области экономики, инвестиций, финансов на общую сумму в 5,3 млрд. долл. Данные соглашения касаются таких сфер экономики, как углеводородная промышленность, хлопок, уран, газ, редкие металлы, производство химической продукции, электроника, информационные технологии, фармацевтика и строительные материалы. В сентябре 2012 г. состоялся визит китайского вице-премьера Л.Ху в Узбекистан, который проходил в рамках официального турне в Конго, Танзанию, Киргизию и Узбекистан. Во время визита китайского вице-премьера президент Узбекистана И.Каримов подписал закон «О ратификации Договора о долгосрочном соседстве, дружбе и сотрудничестве стран-членов ШОС». Обе стороны также подписали двусторонние соглашения на сумму в 535 млн. долл. Кроме того, в августе 2012 г. Узбекистан начал поставлять Китаю газ на регулярной основе, и к концу 2012 г. объемы поставок составили до 4-5 млрд. кубометров. К 2016 г. объемы китайского законтрактованного газа планируются на уровне не менее 25 млрд. кубометров в год.

В мае 2011 г. компания CGNPC Uranium Resources и Госкомгео Узбекистана подписали рамочное соглашение с целью освоения месторождений урана на Бозтауской площади в Центральных Кызылкумах (Узбекистан). Отмечается, что по итогам проведения исследований CGNPC планирует приступить к строительству добывающего комплекса и начать добычу урана в Узбекистане во второй половине 2014 г.

А в середине июня 2015 г. Узбекистан и Китай подписали Протокол о расширении взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках реализации инициативы строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Документ в приморском г. Жичжао провинции Шаньдун (Восточный Китай) подписали министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Э.Ганиев и заместитель министра коммерции КНР Ш.Чжун. В Жичжао в этот день прошли третье заседание Межправительственного комитета по сотрудничеству и Бизнес-форум Узбекистана и Китая.

Протокол предусматривает, что Узбекистан и Китай в рамках совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» будут всецело применять действующий механизм двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также углублять и расширять взаимовыгодное сотрудничество в торговой, инвестиционной, финансовой, транспортной и других сферах.

Главный упор будет делаться на увеличении торговли основными товарами, осуществлении проектов инфраструктурного строительства, реконструкции промышленных объектов и создании промышленных парков.

Киргизия. В рамках китайского сотрудничества с Центральной Азией Киргизия является ключевым торгово-логистическим узлом распределения продукции КНР. Масса китайских товаров, предназначенных не только для Центральной Азии, но и для России проходит через киргизские оптовые рынки, типа Дордоя. По некоторым экспертным оценкам доля этой торговли в ВВП Киргизии составляет от 30 до 50%. Таким образом, китайское торговое влияние на эту страну сопоставимо с российским (до 30% ВВП республики дают также перечисления от мигрантов, работающих в России).

Однако китайское влияние в Киргизии не ограничивается только сферой торговли. Китай проявляет определенную заинтересованность к вопросам строительства гидроэлектростанций (ГЭС) и поставок электроэнергии из Киргизии. Тем не менее, проектная активность Китая в гидроэнергетической отрасли Киргизии пока не выходит за рамки обсуждений «планов на будущее», а наиболее перспективным проектом является лишь проект по строительству ГЭС на реке Нарын 11 .

Растет также и инвестиционное сотрудничество, особенно, в сфере создания инфраструктуры для транзитной торговли. В начале 2013 г. с инициативой совместного развития приграничных регионов Киргизии и Китая выступил премьер Госсовета КНР Ц.Вэнь. По его мнению, Китаю нужно более активно развивать экономические отношения с Киргизией. Ц.Вэнь, в частности, предложил поощрять китайские предприятия, которые инвестируют в экономику Киргизии. Он назвал Киргизию важным партнером в Центральной Азии, с которым КНР связывают перспективные проекты. Один из них — строительство железной дороги, которая пройдет по югу Киргизии и свяжет Китай с Узбекистаном. Эта магистраль, как предполагается, значительно сократит время грузоперевозок между КНР и Европой.

Ц.Вэнь также предложил в скорейшем порядке согласовать и подписать программы развития приграничных районов Китая и Киргизии, что поможет увеличить масштабы торговли между Киргизией и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Развитию сотрудничества, по его мнению, также будет способствовать активизация связей таможенных структур в областях гидроэнергетики, сельского хозяйства и безопасности.

В июне 2014 г. Киргизия и Китай условились запустить в эксплуатацию газопровод, по которому в КНР в 2016 году начнутся поставки газа из Туркмении. Договоренности об этом подписаны во время визита президента Киргизии А.Атамбаева в Шанхай. Проект оценили в 1,5 млрд. долл. Пропускная способность газопровода, как утверждают официальные источники, составит 30 млрд. кубометров газа в год. Протяженность транзитной ветки — 215 км. На территорию Киргизии газопровод протянут со стороны Таджикистана — в районе населенного пункта Карамык. Далее труба пройдет по Чон-Алайскому району Ошской области до села Нур у китайской границы.

17 марта 2015 г. Киргизия предложила Китаю полностью профинансировать строительство железной дороги Кыргызстан — Китай. Об этом сообщил министр транспорта и коммуникаций К.Султанов в эфире «Первого радио».

Предварительный маршрут прохождения железнодорожной магистрали Кыргызстан — Китай по территории Киргизской Республики.

По его словам, ранее в 2012 г. было завершено технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги, но, из-за дороговизны проекта переговоров не было.

В феврале 2015 г. делегация во главе с К.Султановым съездила в Китай для встречи с министром транспорта КНР, вице-президентом Экспортно-импортного банка КНР.

Киргизская сторона предложила создать кыргызско-китайскую компанию, кыргызская сторона обязуется выделить землю под строительство, а китайская финансирует строительство железной дороги и инфраструктуры.

«В то же время Кыргызстан не дает никаких гарантий. Наше предложение китайская сторона хорошо приняла, на прошлой неделе встретился с представителями КНР, они сообщили, что в мае-июне дадут ответ и переговоры продолжатся. На сегодня эксперты китайской стороны изучают наше предложение», — сказал К.Султанов.

Таджикистан. Китай превращается в основного инфраструктурного инвестора и торгового партнера Таджикистана. Темпы роста китайского влияния в этой стране, начинающего вытеснять традиционное российское влияние, впечатляют.

В середине сентября 2014 г. между Китаем и Таджикистаном было подписано 16 новых документов о сотрудничестве. Среди основных документов следующие: Совместное коммюнике между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о дальнейшем расширении стратегического партнерства; Программа сотрудничества между Таджикистаном и Китаем на 2015-2020 гг.; Соглашение между правительствами Таджикистана и Китая об экономическом и техническом сотрудничестве (выдача гранта в размере 300 млн. юаней); Рамочное соглашение между министерством финансов Республики Таджикистан (РТ) и министерством коммерции КНР о выдаче Таджикистану внешнего льготного кредита; Меморандум о продвижении создания «Экономического плана шелкового пути» между Госкомитетом по развитию и реформам КНР и министерством экономического развития и торговли РТ; Соглашение между правительством РТ и «Транс-таджик-газ пайплайн компании Лимитед» об основных направлениях сотрудничества; Кредитное Соглашение между «Таджиктрансгаз» и компанией «Транс-Азия Пайплайн»; Меморандум о сотрудничестве между «Международной компанией о ресурсах Тачен» СУАР КНР и министерством промышленности и технологий РТ по проекту «Промышленная зона Таджикистана и Китая».

В начале июня 2015 г. в посольстве Таджикистана в Китае состоялся очередной круглый стол, посвященный обсуждению широкого круга вопросов, связанных с включением Республики Таджикистан в проекты строительства «Экономического пояса шелкового пути», в котором приняли участие руководители подразделений Государственного комитета по делам реформ и развития КНР и Банка развития Китая.

Открывая круглый стол, посол Республики Таджикистан в КНР Р. Алимов отметил, что президент Таджикистана Э. Рахмон назвал инициативу председателя КНР Ц.Си «Один пояс, один путь» актуальной и открывающей новые возможности для расширения торгового-экономического сотрудничества, укрепления взаимосвязанности и совместного развития.

По мнению посла, строительство «Пояса» позволит успешней решать вопросы подъема национальных экономик, стимулировать развитие региональной экономики и экономическую интеграцию. К очевидным плюсам «мегапроекта» Р.Алимов отнес перспективы дальнейшего расширения масштабов инвестиционного сотрудничества, особенно в области инфраструктуры, энергетики, освоения минеральных ресурсов, производства и переработки продукции сельского хозяйства. Он отметил, что «Возрождение Великого шелкового пути укрепит транзитный потенциал Таджикистана, увеличит объем трансграничных перевозок и, тем самым, через таджикский коридор «приблизит» страны Южной Азии и Персидского залива к Китаю».

В своем выступлении В.Цяо, заместитель директора Департамента развития западных территорий Госкомитета по делам развития и реформ КНР напомнил, что Таджикистан в числе первых подписал с Китаем соглашение о совместном строительстве «Экономического пояса шелкового пути». «Китай готов повысить уровень взаимосвязанности с Таджикистаном, укреплять сотрудничество по ведущим производственным отраслям. Инвестиции Китая будут направлены на инфраструктурное строительство и производственные отрасли с тем, чтобы создать новые точки для экономического роста», — заявил он.

Состоялся углубленный обмен мнениями о приоритетных направлениях сотрудничества в деле строительства «Экономического пояса шелкового пути». К их числу отнесены укрепление инфраструктурной взаимосвязанности, многовекторные инвестиции, передача передовых технологий для новых производств и аграрного сектора и др.

Конструктивные предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии, лягут в основу проекта Плана совместных действий Таджикистана и Китая, который будет представлен правительствам двух стран для обсуждения и последующего принятия.

Туркменистан. Для Туркменистана КНР твердо превратилась в основного покупателя природного газа (а торговля этим сырьем – основа всей туркменской экономики). С этой ключевой позиции Китай давно вытеснил российский «Газпром». Ещё в декабре 2009 г. была введена в строй первая ветка магистрального газопровода «Туркменистан-Китай», а в конце 2011 г. введена в строй вторая ветка, в результате чего пропускная способность газопровода возросла до 40 млрд. кубометров газа в год. Более того, с апреля 2012 г. некоторую часть газа по газопроводу Туркменистан-Китай начал экспортировать и Узбекистан. Идет постоянное «расширение» этой газовой магистрали.

27 июля 2012 г. в Пекине состоялось второе заседание Комитета по сотрудничеству между Китаем и Туркменистаном, на котором сопредседательствовали вице-премьер Госсовета КНР, председатель комитета с китайской стороны Ц.Ван и заместитель премьер-министра Туркменистана, председатель комитета с туркменской стороны Б.Ходжамухаммедов. Ц.Ван назвал Туркменистан важным и надежным поставщиком природного газа в Китай, а Китай долгосрочным и стабильным рынком экспорта природного газа для Туркменистана. Он выразил готовность своей страны прилагать совместно с Туркменистаном усилия для всестороннего содействия энергетическому сотрудничеству. В частности, на встрече было высказано намерение гарантировать введение в эксплуатацию линии с китайско-туркменского газопровода, совместно продвигать проект разработки газового месторождения на правом берегу реки Амударья и месторождение Южного Иолотаня, а также — активно реализовать соглашение о дополнительной поставке из Туркменистана в Китай газа объемом в 25 млрд.кубометров год.

В апреле 2015 г. в г. Ланьчжоу, административном центре китайской провинции Ганьсу (Китай) состоялся форум «Туркмено-китайский диалог: транспортное сотрудничество во имя устойчивого развития».

Участие в форуме в Транспортном Университете Ланьчжоу приняли высокопоставленные сотрудники правительства провинции, ответственные работники посольства Туркменистана в Китае, туркменские эксперты в сфере транспорта, специалисты университета, представители СМИ.

На форуме обсуждалась консолидация усилий в транзитно-транспортном секторе, значимая роль совершенствования управления границами и обеспечения безопасности, правовые аспекты. Дискуссии и презентации позволили участникам ознакомиться с предложениями по диверсификации транспортных связей Туркменистана и Китая.

Обсуждалось развитие культурно-экономических отношений между странами в рамках концепции «Нового Шелкового пути», рассматривался железнодорожный вариант этого пути из Китая в Туркменистан, а также китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог.

Как подчеркивали выступавшие, Ланьчжоуский Диалог станет шагом реализации инициатив президента Туркменистана Г.Бердымухамедова по созданию архитектуры нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную Азию, Каспийский, Черноморский и Балтийский регионы, Средний и Ближний Восток, Южную и Юго-восточную Азию.

Было обсуждено расширение сотрудничества в транспортной сфере с учетом реализуемых Туркменистаном масштабных проектов. На базе Туркменистана на пересечении важнейших торговых путей континента «Север-Юг» и «Восток-Запад» создается международный транзитно-транспортный узел, прокладываются и проектируются тысячи километров железных дорог и автобанов, строятся и модернизируются морские и воздушные гавани. Транзит через территорию Туркменистана интересен и для китайских партнеров для транспортировки их товаров в Европу.

Местом проведения форума Ланьчжоу выбран как ключевой транспортный узел региона, город находится в центре северо-запада Китая. Именно здесь начинается путь в Среднюю Азию из Китая, где когда-то пролегал 1600-километровый торговый коридор для караванов Великого Шелкового пути. Транспортный Университет Ланьчжоу более чем с 50-летней историей, выпускает инженеров и менеджеров для автомобильных и железных дорог.

Таким образом, мы видим, что Китай активно разрабатывает и кредитует различные проекты в странах Центральной Азии, особенно в сфере энергетики и транспорта, а это, в свою очередь, очень сильно привязывает их к нему.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока