05.09.2016
Ю.Гусев — научный сотрудник Аналитического центра Института международных исследований МГИМО
В последнее десятилетие Китай осуществляет ряд значимых проектов в странах Центральной Азии. Хотелось бы рассмотреть некоторые из них подробно.
Казахстан. Астана является ключевым партнером Пекина в Центральной Азии в плане альтернативного Ближнему Востоку источника снабжения нефтью. Для Казахстана после прокладки нефтепроводов в Китай эта страна стала вторым по важности покупателем сырья после ЕС.
Однако китайские интересы в Казахстане намного шире чисто «нефтяной» тематики. 12 июня 2010 г. в ходе государственного визита председателя КНР Ц.Ху в Астану стороны подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и контракт на куплю-продажу концентратов природного урана между компаниями Казатомпром и CGNPC. Разовый контракт предусматривает поставку 650 тонн урана в Китай.
Во время визита председателя КНР Ц.Си в Казахстан в сентябре 2013 г. он и президент Казахстана Н.Назарбаев подписали Совместную декларацию о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства.
В декларации, в частности, отмечалось, что «страны намерены на основе принципов взаимной выгоды и обоюдного выигрыша расширять и углублять энергетическое сотрудничество, обеспечивать долгосрочную безопасную и стабильную эксплуатацию общих проектов, таких, как разведка нефтегазовых промыслов, добыча и транспортировка нефти и газа». Также было определено, что Китай и Казахстан ускоряют процесс расширения первой очереди китайско-казахстанского газопровода (линия С) и строительство второй очереди газопровода (Бейнеу-Базой-Чимкент), модернизацию и реконструкцию комплекса по производству ароматических углеводородов в Атырау, строительство битумного завода в Актау. Указывалось на то, что стороны поощряют и поддерживают сотрудничество между предприятиями двух стран в таких новых проектах, как разведка и освоение нефтегазовых промыслов, переработка нефти и увеличение экспорта энергоресурсов в Китай.
14 декабря 2014 г., выступая на закрытии Второй сессии китайско-казахстанского совета предпринимателей премьер Госсовета КНР К.Ли сказал, что Китай занимает лидирующие позиции в мире по производству стали, цемента, стекла, оборудования для электроэнергетики и др. Кроме того, китайская продукция отличается оптимальным соотношением цены и качества и высокой конкурентоспособностью. Китай поддерживает инвестиции отечественных предприятий в экономику Казахстана, содействует реализации масштабного инфраструктурного строительства и реализации экономической программы Казахстана «Нур жол».
15 декабря 2014 г. во время рабочего завтрака премьер Госсовета КНР К.Ли и его казахстанский коллега К.Масимов достигли предварительного консенсуса по рамочному соглашению о сотрудничестве на сумму 18 млрд. долл. Данное соглашение касается строительства инфраструктуры, скоростных автомагистралей и жилых массивов.
После визита китайского премьера Китай и Казахстан совершили очередной прорыв в сотрудничестве: 26 декабря 2014 г. в Пекине состоялись переговоры министра по инвестициям и развитию Казахстана А.Исекешева и руководителя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Ш. Сюй. По итогам переговоров был определен ряд наиболее перспективных для реализации проектов в горной металлургии, химии и нефтехимии, производстве строительных материалов, машиностроении, а также легкой промышленности, туризма, транспортной инфраструктуры и электроэнергетики.
В конце марта 2015 г. Китай и Казахстан подписали 33 контракта о сотрудничестве на сумму 23,6 млрд. долларов США после визита в Китай премьер-министра Республики Казахстан К.Масимова.
Были подписаны соглашения, в том числе те, которые касаются сотрудничества по стали, цветным металлам, листовому стеклу, нефтеперерабатывающей промышленности, гидроэнергетики и автомобилестроения.
К.Ли также призвал к расширению сотрудничества в таких областях, как железнодорожное строительство, ядерная энергетика, сельское хозяйство.
К.Масимов высоко оценил потенциал «хорошего старта» в сотрудничестве, сказав, что это доказывает, что новый режим взаимодействия имеет широкие перспективы и будет примером для всего региона. Он отметил, что Казахстан готов к дальнейшему углублению всестороннего стратегического партнерства с Китаем и укреплению обмена и сотрудничества во всех областях.
Узбекистан. Сотрудничество Китая с Узбекистаном касается, прежде всего, сферы китайских инвестиций в промышленность этой страны, а также – торговли узбекскими природными ресурсами.
В июне 2012 г. Узбекистан и Китай заключили более 30 соглашений в области экономики, инвестиций, финансов на общую сумму в 5,3 млрд. долл. Данные соглашения касаются таких сфер экономики, как углеводородная промышленность, хлопок, уран, газ, редкие металлы, производство химической продукции, электроника, информационные технологии, фармацевтика и строительные материалы. В сентябре 2012 г. состоялся визит китайского вице-премьера Л.Ху в Узбекистан, который проходил в рамках официального турне в Конго, Танзанию, Киргизию и Узбекистан. Во время визита китайского вице-премьера президент Узбекистана И.Каримов подписал закон «О ратификации Договора о долгосрочном соседстве, дружбе и сотрудничестве стран-членов ШОС». Обе стороны также подписали двусторонние соглашения на сумму в 535 млн. долл. Кроме того, в августе 2012 г. Узбекистан начал поставлять Китаю газ на регулярной основе, и к концу 2012 г. объемы поставок составили до 4-5 млрд. кубометров. К 2016 г. объемы китайского законтрактованного газа планируются на уровне не менее 25 млрд. кубометров в год.
В мае 2011 г. компания CGNPC Uranium Resources и Госкомгео Узбекистана подписали рамочное соглашение с целью освоения месторождений урана на Бозтауской площади в Центральных Кызылкумах (Узбекистан). Отмечается, что по итогам проведения исследований CGNPC планирует приступить к строительству добывающего комплекса и начать добычу урана в Узбекистане во второй половине 2014 г.
А в середине июня 2015 г. Узбекистан и Китай подписали Протокол о расширении взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках реализации инициативы строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Документ в приморском г. Жичжао провинции Шаньдун (Восточный Китай) подписали министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана Э.Ганиев и заместитель министра коммерции КНР Ш.Чжун. В Жичжао в этот день прошли третье заседание Межправительственного комитета по сотрудничеству и Бизнес-форум Узбекистана и Китая.
Протокол предусматривает, что Узбекистан и Китай в рамках совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» будут всецело применять действующий механизм двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также углублять и расширять взаимовыгодное сотрудничество в торговой, инвестиционной, финансовой, транспортной и других сферах.
Главный упор будет делаться на увеличении торговли основными товарами, осуществлении проектов инфраструктурного строительства, реконструкции промышленных объектов и создании промышленных парков.
Киргизия. В рамках китайского сотрудничества с Центральной Азией Киргизия является ключевым торгово-логистическим узлом распределения продукции КНР. Масса китайских товаров, предназначенных не только для Центральной Азии, но и для России проходит через киргизские оптовые рынки, типа Дордоя. По некоторым экспертным оценкам доля этой торговли в ВВП Киргизии составляет от 30 до 50%. Таким образом, китайское торговое влияние на эту страну сопоставимо с российским (до 30% ВВП республики дают также перечисления от мигрантов, работающих в России).
Однако китайское влияние в Киргизии не ограничивается только сферой торговли. Китай проявляет определенную заинтересованность к вопросам строительства гидроэлектростанций (ГЭС) и поставок электроэнергии из Киргизии. Тем не менее, проектная активность Китая в гидроэнергетической отрасли Киргизии пока не выходит за рамки обсуждений «планов на будущее», а наиболее перспективным проектом является лишь проект по строительству ГЭС на реке Нарын 11 .
Растет также и инвестиционное сотрудничество, особенно, в сфере создания инфраструктуры для транзитной торговли. В начале 2013 г. с инициативой совместного развития приграничных регионов Киргизии и Китая выступил премьер Госсовета КНР Ц.Вэнь. По его мнению, Китаю нужно более активно развивать экономические отношения с Киргизией. Ц.Вэнь, в частности, предложил поощрять китайские предприятия, которые инвестируют в экономику Киргизии. Он назвал Киргизию важным партнером в Центральной Азии, с которым КНР связывают перспективные проекты. Один из них — строительство железной дороги, которая пройдет по югу Киргизии и свяжет Китай с Узбекистаном. Эта магистраль, как предполагается, значительно сократит время грузоперевозок между КНР и Европой.
Ц.Вэнь также предложил в скорейшем порядке согласовать и подписать программы развития приграничных районов Китая и Киргизии, что поможет увеличить масштабы торговли между Киргизией и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Развитию сотрудничества, по его мнению, также будет способствовать активизация связей таможенных структур в областях гидроэнергетики, сельского хозяйства и безопасности.
В июне 2014 г. Киргизия и Китай условились запустить в эксплуатацию газопровод, по которому в КНР в 2016 году начнутся поставки газа из Туркмении. Договоренности об этом подписаны во время визита президента Киргизии А.Атамбаева в Шанхай. Проект оценили в 1,5 млрд. долл. Пропускная способность газопровода, как утверждают официальные источники, составит 30 млрд. кубометров газа в год. Протяженность транзитной ветки — 215 км. На территорию Киргизии газопровод протянут со стороны Таджикистана — в районе населенного пункта Карамык. Далее труба пройдет по Чон-Алайскому району Ошской области до села Нур у китайской границы.
17 марта 2015 г. Киргизия предложила Китаю полностью профинансировать строительство железной дороги Кыргызстан — Китай. Об этом сообщил министр транспорта и коммуникаций К.Султанов в эфире «Первого радио».
Предварительный маршрут прохождения железнодорожной магистрали Кыргызстан — Китай по территории Киргизской Республики.
По его словам, ранее в 2012 г. было завершено технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги, но, из-за дороговизны проекта переговоров не было.
В феврале 2015 г. делегация во главе с К.Султановым съездила в Китай для встречи с министром транспорта КНР, вице-президентом Экспортно-импортного банка КНР.
Киргизская сторона предложила создать кыргызско-китайскую компанию, кыргызская сторона обязуется выделить землю под строительство, а китайская финансирует строительство железной дороги и инфраструктуры.
«В то же время Кыргызстан не дает никаких гарантий. Наше предложение китайская сторона хорошо приняла, на прошлой неделе встретился с представителями КНР, они сообщили, что в мае-июне дадут ответ и переговоры продолжатся. На сегодня эксперты китайской стороны изучают наше предложение», — сказал К.Султанов.
Таджикистан. Китай превращается в основного инфраструктурного инвестора и торгового партнера Таджикистана. Темпы роста китайского влияния в этой стране, начинающего вытеснять традиционное российское влияние, впечатляют.
В середине сентября 2014 г. между Китаем и Таджикистаном было подписано 16 новых документов о сотрудничестве. Среди основных документов следующие: Совместное коммюнике между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о дальнейшем расширении стратегического партнерства; Программа сотрудничества между Таджикистаном и Китаем на 2015-2020 гг.; Соглашение между правительствами Таджикистана и Китая об экономическом и техническом сотрудничестве (выдача гранта в размере 300 млн. юаней); Рамочное соглашение между министерством финансов Республики Таджикистан (РТ) и министерством коммерции КНР о выдаче Таджикистану внешнего льготного кредита; Меморандум о продвижении создания «Экономического плана шелкового пути» между Госкомитетом по развитию и реформам КНР и министерством экономического развития и торговли РТ; Соглашение между правительством РТ и «Транс-таджик-газ пайплайн компании Лимитед» об основных направлениях сотрудничества; Кредитное Соглашение между «Таджиктрансгаз» и компанией «Транс-Азия Пайплайн»; Меморандум о сотрудничестве между «Международной компанией о ресурсах Тачен» СУАР КНР и министерством промышленности и технологий РТ по проекту «Промышленная зона Таджикистана и Китая».
В начале июня 2015 г. в посольстве Таджикистана в Китае состоялся очередной круглый стол, посвященный обсуждению широкого круга вопросов, связанных с включением Республики Таджикистан в проекты строительства «Экономического пояса шелкового пути», в котором приняли участие руководители подразделений Государственного комитета по делам реформ и развития КНР и Банка развития Китая.
Открывая круглый стол, посол Республики Таджикистан в КНР Р. Алимов отметил, что президент Таджикистана Э. Рахмон назвал инициативу председателя КНР Ц.Си «Один пояс, один путь» актуальной и открывающей новые возможности для расширения торгового-экономического сотрудничества, укрепления взаимосвязанности и совместного развития.
По мнению посла, строительство «Пояса» позволит успешней решать вопросы подъема национальных экономик, стимулировать развитие региональной экономики и экономическую интеграцию. К очевидным плюсам «мегапроекта» Р.Алимов отнес перспективы дальнейшего расширения масштабов инвестиционного сотрудничества, особенно в области инфраструктуры, энергетики, освоения минеральных ресурсов, производства и переработки продукции сельского хозяйства. Он отметил, что «Возрождение Великого шелкового пути укрепит транзитный потенциал Таджикистана, увеличит объем трансграничных перевозок и, тем самым, через таджикский коридор «приблизит» страны Южной Азии и Персидского залива к Китаю».
В своем выступлении В.Цяо, заместитель директора Департамента развития западных территорий Госкомитета по делам развития и реформ КНР напомнил, что Таджикистан в числе первых подписал с Китаем соглашение о совместном строительстве «Экономического пояса шелкового пути». «Китай готов повысить уровень взаимосвязанности с Таджикистаном, укреплять сотрудничество по ведущим производственным отраслям. Инвестиции Китая будут направлены на инфраструктурное строительство и производственные отрасли с тем, чтобы создать новые точки для экономического роста», — заявил он.
Состоялся углубленный обмен мнениями о приоритетных направлениях сотрудничества в деле строительства «Экономического пояса шелкового пути». К их числу отнесены укрепление инфраструктурной взаимосвязанности, многовекторные инвестиции, передача передовых технологий для новых производств и аграрного сектора и др.
Конструктивные предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии, лягут в основу проекта Плана совместных действий Таджикистана и Китая, который будет представлен правительствам двух стран для обсуждения и последующего принятия.
Туркменистан. Для Туркменистана КНР твердо превратилась в основного покупателя природного газа (а торговля этим сырьем – основа всей туркменской экономики). С этой ключевой позиции Китай давно вытеснил российский «Газпром». Ещё в декабре 2009 г. была введена в строй первая ветка магистрального газопровода «Туркменистан-Китай», а в конце 2011 г. введена в строй вторая ветка, в результате чего пропускная способность газопровода возросла до 40 млрд. кубометров газа в год. Более того, с апреля 2012 г. некоторую часть газа по газопроводу Туркменистан-Китай начал экспортировать и Узбекистан. Идет постоянное «расширение» этой газовой магистрали.
27 июля 2012 г. в Пекине состоялось второе заседание Комитета по сотрудничеству между Китаем и Туркменистаном, на котором сопредседательствовали вице-премьер Госсовета КНР, председатель комитета с китайской стороны Ц.Ван и заместитель премьер-министра Туркменистана, председатель комитета с туркменской стороны Б.Ходжамухаммедов. Ц.Ван назвал Туркменистан важным и надежным поставщиком природного газа в Китай, а Китай долгосрочным и стабильным рынком экспорта природного газа для Туркменистана. Он выразил готовность своей страны прилагать совместно с Туркменистаном усилия для всестороннего содействия энергетическому сотрудничеству. В частности, на встрече было высказано намерение гарантировать введение в эксплуатацию линии с китайско-туркменского газопровода, совместно продвигать проект разработки газового месторождения на правом берегу реки Амударья и месторождение Южного Иолотаня, а также — активно реализовать соглашение о дополнительной поставке из Туркменистана в Китай газа объемом в 25 млрд.кубометров год.
В апреле 2015 г. в г. Ланьчжоу, административном центре китайской провинции Ганьсу (Китай) состоялся форум «Туркмено-китайский диалог: транспортное сотрудничество во имя устойчивого развития».
Участие в форуме в Транспортном Университете Ланьчжоу приняли высокопоставленные сотрудники правительства провинции, ответственные работники посольства Туркменистана в Китае, туркменские эксперты в сфере транспорта, специалисты университета, представители СМИ.
На форуме обсуждалась консолидация усилий в транзитно-транспортном секторе, значимая роль совершенствования управления границами и обеспечения безопасности, правовые аспекты. Дискуссии и презентации позволили участникам ознакомиться с предложениями по диверсификации транспортных связей Туркменистана и Китая.
Обсуждалось развитие культурно-экономических отношений между странами в рамках концепции «Нового Шелкового пути», рассматривался железнодорожный вариант этого пути из Китая в Туркменистан, а также китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог.
Как подчеркивали выступавшие, Ланьчжоуский Диалог станет шагом реализации инициатив президента Туркменистана Г.Бердымухамедова по созданию архитектуры нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную Азию, Каспийский, Черноморский и Балтийский регионы, Средний и Ближний Восток, Южную и Юго-восточную Азию.
Было обсуждено расширение сотрудничества в транспортной сфере с учетом реализуемых Туркменистаном масштабных проектов. На базе Туркменистана на пересечении важнейших торговых путей континента «Север-Юг» и «Восток-Запад» создается международный транзитно-транспортный узел, прокладываются и проектируются тысячи километров железных дорог и автобанов, строятся и модернизируются морские и воздушные гавани. Транзит через территорию Туркменистана интересен и для китайских партнеров для транспортировки их товаров в Европу.
Местом проведения форума Ланьчжоу выбран как ключевой транспортный узел региона, город находится в центре северо-запада Китая. Именно здесь начинается путь в Среднюю Азию из Китая, где когда-то пролегал 1600-километровый торговый коридор для караванов Великого Шелкового пути. Транспортный Университет Ланьчжоу более чем с 50-летней историей, выпускает инженеров и менеджеров для автомобильных и железных дорог.
Таким образом, мы видим, что Китай активно разрабатывает и кредитует различные проекты в странах Центральной Азии, особенно в сфере энергетики и транспорта, а это, в свою очередь, очень сильно привязывает их к нему.
Нет комментариев