KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Королевство Саудовская Аравия — желания и страхи

14.03.2016

На современном этапе главными потенциальными противниками Саудовской Аравии являются Иран и Израиль. Ранее таковым считался Ирак, но эта опасность перестала существовать с падением режима Саддама Хусейна в 2003 г. Также беспокойна граница с Йеменом. Йеменская шиит­ская группировка «Хуситы» ведет вооруженную борьбу с Саудовской Аравией и ее союзниками.

Значительную военную опасность для королевства также представляет Иран, борющийся с Саудовской Аравией за лидерство в регионе и имеющий более крупную армию. Эта опасность может перейти в во­енную угрозу из-за высокого уровня противостояния исламист­ских режимов Ирана и КСА. Внутреннюю угрозу национальной безопасности представ­ляют террористические организации (в первую очередь «Аль-Каида») и шиитская оппозиция.

Оборонная политика Саудовской Аравии основана на следующих постулатах: Главный упор на внутренней безопасности и стабиль­ности. Использование дипломатии и внешней помощи для обеспечения защиты королевства от враждебных соседей. Использование сил дружественных государств для сдерживания внешних угроз при ограничении влияния этих госу­дарств на КСА.

Совет сотрудничества арабских государств Персидско­го залива (ССАГПЗ) имеет лишь символические возможности и значение. Использование дублирующих сил друг друга для обес­печения внутренней безопасности.

Руководство Саудовской Аравии считает, что добиться намеченных геопо­литических целей оно сможет путем использования помощи союзников, операций спецслужб и дипломатии, нефтяных и финансовых ресурсов страны, поддержанных значительным военным потенциалом, основой которого должны быть современ­ные вооруженные силы. Затраты на ВС постоянно растут достигнув уровня мировых держав и позволяя закупать самые современ­ные вооружения.

Военную политику КСА определяет король, министр обо­роны (наследный принц) и другие принцы: командующий наци­ональной гвардии, министры иностранных и внутренних дел, президент службы общей разведки.

Саудовская Аравия, в сравнении с другими странами, претендующими на региональное лидерство (Турция, Иран и Египет) по своим воен­ным возможностям находится на четвертом месте, хотя она име­ет самый большой военный бюджет и территорию, а вооружение ее ВС самое современное. Однако страна стоит на четвертом месте по численности населения и ВС, а боеспособность их оценивается невысоко. Претензиям на региональное лидерство способствует преимущественно суннитское арабское население и статус хранителя веры и святынь ислама, но мешает чрезмер­ная зависимость от США в военном отношении.

Стратегическими параметрами являются сосредоточение приоритетов военных сил на воздуш­ной мощи и ПВО наземного базирования; обороне со стороны северной части Персидского залива, прибрежных регионов Пер­сидского залива и Красного моря. Координация действии флотов Персидского залива и Красного моря. Наземные силы в основных базах на критических гра­ницах с Йеменом и Ираком дополнены базами ВВС. Это по мнению саудовских стратегов обеспе­чивает стратегическую мобильность, которая частично компен­сирует ограниченную численность войск.

Система безопасности Королевства включает службу общей разведки (СОР), которая координирует действия формирований разведки и контрразведки ВС, МВД и НГ. ВС имеют объединенное командование военной разведки, которому подчиняются разведывательные формирования видов ВС (СВ, ВВС, ПВО, ВМС). Другие военные формирования включают подразделения контрразведки и разведки королевской гвардии, нескольких батальонов спецназа, батальонов военной полиции и управление контрразведки НГ.

Военизированные формирования МВД включают: Службу общей безопасности СОР, Управление общественной безопасности в составе специальных сил по борьбе с терроризмом (30 тыс. чел.), полицейских сил (95 тыс. чел,) и сил безопасности нефтепромыслов (10 тыс. чел.). Специальные   силы   без­опасности (10 тыс. чел). Пограничников в составе сил контрразведки пограничной охра­ны (22,5 тыс. чел.) и береговой охраны (7,5 тыс. чел.), а также разведыватель­ного отдела сил безопасности моджахединов (5 тыс. чел.). Разведывательные управ­ления агентства по борьбе с нарко­тиками (20 тыс. чел.), департамента эмиграции и паспортов (7,5 тыс. чел,) и главной службы тюрем (15 тыс. чел.). Главное управление гра­жданской обороны (25 тыс. чел.). Одни только силы МВД (без служ­бы общей безопасности СОР) насчиты­вают 247,5 тыс. чел., что вдвое больше, чем у ВС (124,5 тыс. чел.) и в 2,5 раз больше, чем у НГ (100 тыс. чел).

Главный упор в оборонной полити­ке делается на обеспечение внутрен­ней безопасности и стабильности. Для этого используются многочисленные и частично дублирующие друг друга силы безопасности и внутренней разведки. Правящий режим опасается внутренней угрозы больше, чем внешней, и своей армии больше всего, чем войск против­ника. Именно поэтому силы безопасности больше вооруженных сил и национальная гвардия королевства крупнее и лучше осна­щена, чем его сухопутные войска. Все это свидетельствует о том, что Саудовская Аравия фактически является полицейским государством. Радикальные и террористические организации Антитеррористический отряд Саудовской Аравии. Данная организация была обучена французскими военными и является совершенно немногочисленной — всего 120 человек. Однако Саудовская Аравия поддерживает терроризм лишь за пределами своих границ. Несмотря на приведенные выше факты, руководители Саудовской Аравии официально не толь­ко отрицают свою причастность к терроризму, но и заявляют о его недопустимости. На территории самого королевства рели­гиозный экстремизм и терроризм действительно активно преследуются. К примеру, Королевство тратит на спецслужбы в стране порядка 8 млрд. долл.

В борьбе с терроризмом участвуют силы МВД, НГ, спецназ СВ. В МВД главную роль в этом играет служба общей безопасности, которая действует в тесном контакте с американским ФБР. Террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», действительно вели борьбу с режимом. Например, 12 мая 2003 г. 4 смертника взорвали себя в Эр-Рияде. В результате погибло 34 человека, еще 200 человек получили ранения. В ответ к 2004 г. силы безопасности разгромили 7 террористических ячеек из 9, дей­ствующих в королевстве, захватили 24 т взрывчатки, 300 поясов шахидов, 300 гра­натометов, 1020 единиц стрелкового ору­жия. Затем 21 апреля 2004 г. автомобиль смертника взорвался рядом со зданием службы общей безопасности. В результате 10 человек погибли, а 125 были ранены. Совершались покушения на руководителей саудовских спецслужб – подполков­ника Ибрагима аль-Далеха и генерал-май­ора Абд аль-Азиза аль-Хувейрини. Однако в настоящее время террористические ор­ганизации в стране, в основном, уничтоже­ны, хотя остались более серьезные угрозы национальной безопасности. Борьба с шиитами Шиитская оппозиция борется за права шиитов, которые подвергаются дискриминации в КСА, и это создает угрозу коро­левству. Шииты составляют 8% населения страны (св. 2 млн. чел., по другим данным до 3 млн. чел.), причем они сосредоточе­ны преимущественно в Восточной про­винции, где находятся главные нефтяные месторождения королевства. Среди них много квалифицированных специалистов, которые, в основном, обслуживают нефтепромыслы. Дискрими­нация шиитов ограничивает возможности их карьерного роста, создает непреодолимые сложности в поступлении на военную службу и органы безопасности, в судебные и административные органы. В высших эшелонах власти, среди министров и дипло­матов нет ни одного шиита. Их рассматривают как «пятую колон­ну» Ирана.

Суннитско-шиитское противостояние в Саудовской Аравии началось в 1979 г., когда в Восточной провинции прошли массовые анти­правительственные демонстрации с требованиями обеспечения прав и свобод шиитов. Когда в Иране произошла «исламская революция», размах демонстраций усилился, что насторожило правящую династию. В 1987 г. в Мекке произошло ожесточен­ное столкновение, в котором погибло 400 паломников-шиитов. Большая часть шиитской интеллигенции покинула королевство и начала вести пропаганду против режима. В 1995 г были про­ведены аресты среди шиитских деятелей по обвинению в под­держке антиправительственных выступлений в Бахрейне, а в 1996 г – шиитов, обвиненных во взрыве на военной базе США в г. Хобар. Король Абдалла сделал несколько попыток организо­вать межконфессиональный форум, но существенных результа­тов не достиг.

В 2011-2013 гг. шиитские антисаудовские выступления были наиболее ожесточенными. Они жестоко разгонялись полицией, были многочисленные жертвы. Иранская пропаганда постоянно провоцирует проте­сты шиитов, а иранские агенты действуют в их рядах. Шиитская оппозиция будет создавать угрозу стабильности и безопасности королевства до тех пор, пока шиитов королевства не уравняют в правах с суннитами, но это маловероятно.

Свою лепту в социальную напряженность вносят экспатрианты, составляющие 27% населения, также пред­ставляют потенциальную опасность для режима, поскольку яв­ляются бесправней рабочей силой, которая со временем осоз­нает свое униженное положение, Безработные (20% работоспособного населения) уже сейчас опасны для режима, так как это, в основном, молодежь, среди которой террористические организации легко вербуют ново­бранцев.

Внешняя политика страны основывается на нормы шариата. Это новый джихад, священная война исламистов-суннитов против немусульман, против мусульман, не являющихся исламистами (и даже против исламистов иной ветви ислама – шиитов и других течении), конеч­ной целью которого является создание всемирного суннитского исламистского халифата.

В настоящее время Сау­довская Аравия не имеет военных сил, необходимых для достижения этой цели вооруженным путем. Она не может самосто­ятельно обеспечить даже свою безопасность. Но королевство действовало и продолжает действовать для достижения своих целей, используя иные средства. Идеология ваххабизма требует: «с неверными истинные мусульмане обязаны воевать везде и непрерывно, языком, рука­ми и деньгами». В наше время это осуществляется посредством дипломатии, поддерживаемой обещанием выгодных преферен­ций, помощи зарубежных союзников, использования тайных операций спецслужб, «благотворительных фондов», «нефтяного оружия» и многого другого.

Саудовская дипломатия для достижения своих целей или склонения к своей позиции часто использует обещание выгодных пре­ференций. Главный стратегический союзник США. Также важными союзни­ками являются Великобритания и Франция, близкими союзни­ками – страны ССАГПЗ и Пакистан, а также – Египет и Турция.

США и Саудовскую Аравию связывают особые отношения. Для США эти отношения очень важны, поскольку королевство играет уникальную роль в арабском и исламском мире, владеет крупнейшими на планете запасами нефти и занимает выгодное стратегическое положение. Обе страны разделяют общие инте­ресы, и они тесно консультируются по вопросам региональной безопасности, нефтяного экспорта и импорта, развития эконо­мики и ближневосточного мирного процесса Саудовская Ара­вия является сильным партнером США в борьбе с терроризмом, а также в военной, дипломатической и финансовой сфере.

Са­удовские власти тесно сотрудничают с правоохранительными органами США в интересах национальной безопасности. США являются крупнейшим торговым партнером Саудов­ской Аравии, а королевство является одним из крупнейших эк­спортных рынков США на Ближнем Востоке. Наличие надежных источников нефти из Саудовской Аравии имеет большое зна­чение для процветания США. Королевство является одним из ведущих источников нефти для США, поставляя туда более 1 миллиона баррелей в день.

Хотя королевство в области безопасности во многом зависит от аме­риканской поддержки и поставок вооружений, можно говорить о подчинении ряда направлений внешней политики Штатов (в сферах энергетики, безопасности, экспорта оружия) развитию отношений с Саудовской Аравией. В банках США лежит до 1,5 трлн. долл. сау­довского происхождения. Приблизительно столько же арабских средств вращается на рынке ценных бумаг США. Если в королев­стве решат вывести эти деньги из ослабленной американской экономики, то это окажет на нее катастрофическое воздействие. Недостаточную надежность Эр-Рияда как союзника Вашин­гтона подтверждают и кризисы в отношениях между королевст­вом и США, которые случались ранее.

Необходимо отметить, что действия Саудовской Аравии по обеспечению национальной безопасности, защите экономиче­ских интересов и достижению геополитических целей осуществ­ляются разными методами, и в т.ч. самыми неблаговидными. При этом используется: Дипломатия с обещанием выгодных преференций (предоставление финансово-экономической и политической помощи, круп­ных заказов вооружений и др.). Помощь зарубежных союзников и в первую очередь – США (экономическая, политическая, военная). Разведка для финансирования, подготовки, снабжения и вооружения исламистских боевиков и наемников, антиправи­тельственных и террористических организаций в других госу­дарствах для дестабилизации режимов и их смены.

«Образование» мусульманской молодежи других стран в духе вахха­бизма и салафизма. «Благотворительные» организации и фонды, которые финансировали исламских террористов по всему миру.

«Нефтяное оружие» (резкое изменение цены нефти пу­тем изменения объема ее добычи). Вооруженная интервенция, при наличии большого превосходства в силах.

Руководство королевства официально выдвинуло грандиозный геополитический проект «воссоздания суннитско­го арабского халифата» во главе с Саудовской Аравией, прообразом которого служит ССАГПЗ в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Омана, Катара и Бахрейна, который по планам должен стать ядром этого будущего «халифата».

Активно озвучивается идея принять в свои ряды Египет, а ранее оглашались планы по принятию туда Иордании и Марокко. Обсуждается возможное участие в ССАГПЗ Си­рии и Ливана, если в будущем к власти там придут суннитские группировки, которые поддерживаются Саудовской Аравией.

Это не личные фантазии отдельных представителей властной верхушки Королевства, а отражение воли династии аль-Саудов и саудовской религиозной элиты, обладающей мощнейшей религиозной властью над суннитами-исламистами части му­сульманского мира. Они мечтают в XXI-м веке воплотить идеи Ислама по всему миру, даже не исключен насильственный путь.  Одним из основных векторов новой исламской экспансии являются страны Центральной Азии и Казахстан.

Можно отметить, что наибольшую тревогу в ближайшие десятилетия для Саудовской Аравии представляет не Иран, не шиитская оппозиция и не «Аль-Каида», а консервативная и ар­хаичная система королевской власти. Каждый новый монарх смертельно боится соб­ственного народа, своей армии и более всего – своих многочисленных братьев и племянников. Не исключено, что молодая когорта аль-Саудов попытается сместить путем тихого дворцового переворота самого Короля и его старую гвардию.

Сама же Саудовская Аравия представляет серьезную опасность для других стран, причем не столько мощью своих вооруженных сил, сколько традиционной для бедуинов коварной и вероломной дипломатией, использованием военной машины США и тайных операций спецслужб. Не нужно забывать, что Саудовская Аравия всегда стояла у истоков и продолжает поддерживать радикальные исламские движения во всех уголках земного шара.

Аноним
01.06.2017 в 23:15 - Ответить

КСА поддерживает терроризм? Очень смешно… меньше смотрите Рен Тв с Игорем Прокопенко… может умнее станете, автор ничего не добился кроме разжигания ненависти и вражды между мусыльманами…

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока