14.03.2016
На современном этапе главными потенциальными противниками Саудовской Аравии являются Иран и Израиль. Ранее таковым считался Ирак, но эта опасность перестала существовать с падением режима Саддама Хусейна в 2003 г. Также беспокойна граница с Йеменом. Йеменская шиитская группировка «Хуситы» ведет вооруженную борьбу с Саудовской Аравией и ее союзниками.
Значительную военную опасность для королевства также представляет Иран, борющийся с Саудовской Аравией за лидерство в регионе и имеющий более крупную армию. Эта опасность может перейти в военную угрозу из-за высокого уровня противостояния исламистских режимов Ирана и КСА. Внутреннюю угрозу национальной безопасности представляют террористические организации (в первую очередь «Аль-Каида») и шиитская оппозиция.
Оборонная политика Саудовской Аравии основана на следующих постулатах: Главный упор на внутренней безопасности и стабильности. Использование дипломатии и внешней помощи для обеспечения защиты королевства от враждебных соседей. Использование сил дружественных государств для сдерживания внешних угроз при ограничении влияния этих государств на КСА.
Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) имеет лишь символические возможности и значение. Использование дублирующих сил друг друга для обеспечения внутренней безопасности.
Руководство Саудовской Аравии считает, что добиться намеченных геополитических целей оно сможет путем использования помощи союзников, операций спецслужб и дипломатии, нефтяных и финансовых ресурсов страны, поддержанных значительным военным потенциалом, основой которого должны быть современные вооруженные силы. Затраты на ВС постоянно растут достигнув уровня мировых держав и позволяя закупать самые современные вооружения.
Военную политику КСА определяет король, министр обороны (наследный принц) и другие принцы: командующий национальной гвардии, министры иностранных и внутренних дел, президент службы общей разведки.
Саудовская Аравия, в сравнении с другими странами, претендующими на региональное лидерство (Турция, Иран и Египет) по своим военным возможностям находится на четвертом месте, хотя она имеет самый большой военный бюджет и территорию, а вооружение ее ВС самое современное. Однако страна стоит на четвертом месте по численности населения и ВС, а боеспособность их оценивается невысоко. Претензиям на региональное лидерство способствует преимущественно суннитское арабское население и статус хранителя веры и святынь ислама, но мешает чрезмерная зависимость от США в военном отношении.
Стратегическими параметрами являются сосредоточение приоритетов военных сил на воздушной мощи и ПВО наземного базирования; обороне со стороны северной части Персидского залива, прибрежных регионов Персидского залива и Красного моря. Координация действии флотов Персидского залива и Красного моря. Наземные силы в основных базах на критических границах с Йеменом и Ираком дополнены базами ВВС. Это по мнению саудовских стратегов обеспечивает стратегическую мобильность, которая частично компенсирует ограниченную численность войск.
Система безопасности Королевства включает службу общей разведки (СОР), которая координирует действия формирований разведки и контрразведки ВС, МВД и НГ. ВС имеют объединенное командование военной разведки, которому подчиняются разведывательные формирования видов ВС (СВ, ВВС, ПВО, ВМС). Другие военные формирования включают подразделения контрразведки и разведки королевской гвардии, нескольких батальонов спецназа, батальонов военной полиции и управление контрразведки НГ.
Военизированные формирования МВД включают: Службу общей безопасности СОР, Управление общественной безопасности в составе специальных сил по борьбе с терроризмом (30 тыс. чел.), полицейских сил (95 тыс. чел,) и сил безопасности нефтепромыслов (10 тыс. чел.). Специальные силы безопасности (10 тыс. чел). Пограничников в составе сил контрразведки пограничной охраны (22,5 тыс. чел.) и береговой охраны (7,5 тыс. чел.), а также разведывательного отдела сил безопасности моджахединов (5 тыс. чел.). Разведывательные управления агентства по борьбе с наркотиками (20 тыс. чел.), департамента эмиграции и паспортов (7,5 тыс. чел,) и главной службы тюрем (15 тыс. чел.). Главное управление гражданской обороны (25 тыс. чел.). Одни только силы МВД (без службы общей безопасности СОР) насчитывают 247,5 тыс. чел., что вдвое больше, чем у ВС (124,5 тыс. чел.) и в 2,5 раз больше, чем у НГ (100 тыс. чел).
Главный упор в оборонной политике делается на обеспечение внутренней безопасности и стабильности. Для этого используются многочисленные и частично дублирующие друг друга силы безопасности и внутренней разведки. Правящий режим опасается внутренней угрозы больше, чем внешней, и своей армии больше всего, чем войск противника. Именно поэтому силы безопасности больше вооруженных сил и национальная гвардия королевства крупнее и лучше оснащена, чем его сухопутные войска. Все это свидетельствует о том, что Саудовская Аравия фактически является полицейским государством. Радикальные и террористические организации Антитеррористический отряд Саудовской Аравии. Данная организация была обучена французскими военными и является совершенно немногочисленной — всего 120 человек. Однако Саудовская Аравия поддерживает терроризм лишь за пределами своих границ. Несмотря на приведенные выше факты, руководители Саудовской Аравии официально не только отрицают свою причастность к терроризму, но и заявляют о его недопустимости. На территории самого королевства религиозный экстремизм и терроризм действительно активно преследуются. К примеру, Королевство тратит на спецслужбы в стране порядка 8 млрд. долл.
В борьбе с терроризмом участвуют силы МВД, НГ, спецназ СВ. В МВД главную роль в этом играет служба общей безопасности, которая действует в тесном контакте с американским ФБР. Террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», действительно вели борьбу с режимом. Например, 12 мая 2003 г. 4 смертника взорвали себя в Эр-Рияде. В результате погибло 34 человека, еще 200 человек получили ранения. В ответ к 2004 г. силы безопасности разгромили 7 террористических ячеек из 9, действующих в королевстве, захватили 24 т взрывчатки, 300 поясов шахидов, 300 гранатометов, 1020 единиц стрелкового оружия. Затем 21 апреля 2004 г. автомобиль смертника взорвался рядом со зданием службы общей безопасности. В результате 10 человек погибли, а 125 были ранены. Совершались покушения на руководителей саудовских спецслужб – подполковника Ибрагима аль-Далеха и генерал-майора Абд аль-Азиза аль-Хувейрини. Однако в настоящее время террористические организации в стране, в основном, уничтожены, хотя остались более серьезные угрозы национальной безопасности. Борьба с шиитами Шиитская оппозиция борется за права шиитов, которые подвергаются дискриминации в КСА, и это создает угрозу королевству. Шииты составляют 8% населения страны (св. 2 млн. чел., по другим данным до 3 млн. чел.), причем они сосредоточены преимущественно в Восточной провинции, где находятся главные нефтяные месторождения королевства. Среди них много квалифицированных специалистов, которые, в основном, обслуживают нефтепромыслы. Дискриминация шиитов ограничивает возможности их карьерного роста, создает непреодолимые сложности в поступлении на военную службу и органы безопасности, в судебные и административные органы. В высших эшелонах власти, среди министров и дипломатов нет ни одного шиита. Их рассматривают как «пятую колонну» Ирана.
Суннитско-шиитское противостояние в Саудовской Аравии началось в 1979 г., когда в Восточной провинции прошли массовые антиправительственные демонстрации с требованиями обеспечения прав и свобод шиитов. Когда в Иране произошла «исламская революция», размах демонстраций усилился, что насторожило правящую династию. В 1987 г. в Мекке произошло ожесточенное столкновение, в котором погибло 400 паломников-шиитов. Большая часть шиитской интеллигенции покинула королевство и начала вести пропаганду против режима. В 1995 г были проведены аресты среди шиитских деятелей по обвинению в поддержке антиправительственных выступлений в Бахрейне, а в 1996 г – шиитов, обвиненных во взрыве на военной базе США в г. Хобар. Король Абдалла сделал несколько попыток организовать межконфессиональный форум, но существенных результатов не достиг.
В 2011-2013 гг. шиитские антисаудовские выступления были наиболее ожесточенными. Они жестоко разгонялись полицией, были многочисленные жертвы. Иранская пропаганда постоянно провоцирует протесты шиитов, а иранские агенты действуют в их рядах. Шиитская оппозиция будет создавать угрозу стабильности и безопасности королевства до тех пор, пока шиитов королевства не уравняют в правах с суннитами, но это маловероятно.
Свою лепту в социальную напряженность вносят экспатрианты, составляющие 27% населения, также представляют потенциальную опасность для режима, поскольку являются бесправней рабочей силой, которая со временем осознает свое униженное положение, Безработные (20% работоспособного населения) уже сейчас опасны для режима, так как это, в основном, молодежь, среди которой террористические организации легко вербуют новобранцев.
Внешняя политика страны основывается на нормы шариата. Это новый джихад, священная война исламистов-суннитов против немусульман, против мусульман, не являющихся исламистами (и даже против исламистов иной ветви ислама – шиитов и других течении), конечной целью которого является создание всемирного суннитского исламистского халифата.
В настоящее время Саудовская Аравия не имеет военных сил, необходимых для достижения этой цели вооруженным путем. Она не может самостоятельно обеспечить даже свою безопасность. Но королевство действовало и продолжает действовать для достижения своих целей, используя иные средства. Идеология ваххабизма требует: «с неверными истинные мусульмане обязаны воевать везде и непрерывно, языком, руками и деньгами». В наше время это осуществляется посредством дипломатии, поддерживаемой обещанием выгодных преференций, помощи зарубежных союзников, использования тайных операций спецслужб, «благотворительных фондов», «нефтяного оружия» и многого другого.
Саудовская дипломатия для достижения своих целей или склонения к своей позиции часто использует обещание выгодных преференций. Главный стратегический союзник США. Также важными союзниками являются Великобритания и Франция, близкими союзниками – страны ССАГПЗ и Пакистан, а также – Египет и Турция.
США и Саудовскую Аравию связывают особые отношения. Для США эти отношения очень важны, поскольку королевство играет уникальную роль в арабском и исламском мире, владеет крупнейшими на планете запасами нефти и занимает выгодное стратегическое положение. Обе страны разделяют общие интересы, и они тесно консультируются по вопросам региональной безопасности, нефтяного экспорта и импорта, развития экономики и ближневосточного мирного процесса Саудовская Аравия является сильным партнером США в борьбе с терроризмом, а также в военной, дипломатической и финансовой сфере.
Саудовские власти тесно сотрудничают с правоохранительными органами США в интересах национальной безопасности. США являются крупнейшим торговым партнером Саудовской Аравии, а королевство является одним из крупнейших экспортных рынков США на Ближнем Востоке. Наличие надежных источников нефти из Саудовской Аравии имеет большое значение для процветания США. Королевство является одним из ведущих источников нефти для США, поставляя туда более 1 миллиона баррелей в день.
Хотя королевство в области безопасности во многом зависит от американской поддержки и поставок вооружений, можно говорить о подчинении ряда направлений внешней политики Штатов (в сферах энергетики, безопасности, экспорта оружия) развитию отношений с Саудовской Аравией. В банках США лежит до 1,5 трлн. долл. саудовского происхождения. Приблизительно столько же арабских средств вращается на рынке ценных бумаг США. Если в королевстве решат вывести эти деньги из ослабленной американской экономики, то это окажет на нее катастрофическое воздействие. Недостаточную надежность Эр-Рияда как союзника Вашингтона подтверждают и кризисы в отношениях между королевством и США, которые случались ранее.
Необходимо отметить, что действия Саудовской Аравии по обеспечению национальной безопасности, защите экономических интересов и достижению геополитических целей осуществляются разными методами, и в т.ч. самыми неблаговидными. При этом используется: Дипломатия с обещанием выгодных преференций (предоставление финансово-экономической и политической помощи, крупных заказов вооружений и др.). Помощь зарубежных союзников и в первую очередь – США (экономическая, политическая, военная). Разведка для финансирования, подготовки, снабжения и вооружения исламистских боевиков и наемников, антиправительственных и террористических организаций в других государствах для дестабилизации режимов и их смены.
«Образование» мусульманской молодежи других стран в духе ваххабизма и салафизма. «Благотворительные» организации и фонды, которые финансировали исламских террористов по всему миру.
«Нефтяное оружие» (резкое изменение цены нефти путем изменения объема ее добычи). Вооруженная интервенция, при наличии большого превосходства в силах.
Руководство королевства официально выдвинуло грандиозный геополитический проект «воссоздания суннитского арабского халифата» во главе с Саудовской Аравией, прообразом которого служит ССАГПЗ в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Омана, Катара и Бахрейна, который по планам должен стать ядром этого будущего «халифата».
Активно озвучивается идея принять в свои ряды Египет, а ранее оглашались планы по принятию туда Иордании и Марокко. Обсуждается возможное участие в ССАГПЗ Сирии и Ливана, если в будущем к власти там придут суннитские группировки, которые поддерживаются Саудовской Аравией.
Это не личные фантазии отдельных представителей властной верхушки Королевства, а отражение воли династии аль-Саудов и саудовской религиозной элиты, обладающей мощнейшей религиозной властью над суннитами-исламистами части мусульманского мира. Они мечтают в XXI-м веке воплотить идеи Ислама по всему миру, даже не исключен насильственный путь. Одним из основных векторов новой исламской экспансии являются страны Центральной Азии и Казахстан.
Можно отметить, что наибольшую тревогу в ближайшие десятилетия для Саудовской Аравии представляет не Иран, не шиитская оппозиция и не «Аль-Каида», а консервативная и архаичная система королевской власти. Каждый новый монарх смертельно боится собственного народа, своей армии и более всего – своих многочисленных братьев и племянников. Не исключено, что молодая когорта аль-Саудов попытается сместить путем тихого дворцового переворота самого Короля и его старую гвардию.
Сама же Саудовская Аравия представляет серьезную опасность для других стран, причем не столько мощью своих вооруженных сил, сколько традиционной для бедуинов коварной и вероломной дипломатией, использованием военной машины США и тайных операций спецслужб. Не нужно забывать, что Саудовская Аравия всегда стояла у истоков и продолжает поддерживать радикальные исламские движения во всех уголках земного шара.
01.06.2017 в 23:15 -