KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Королевство Саудовская Аравия — желания и страхи

14.03.2016

На современном этапе главными потенциальными противниками Саудовской Аравии являются Иран и Израиль. Ранее таковым считался Ирак, но эта опасность перестала существовать с падением режима Саддама Хусейна в 2003 г. Также беспокойна граница с Йеменом. Йеменская шиит­ская группировка «Хуситы» ведет вооруженную борьбу с Саудовской Аравией и ее союзниками.

Значительную военную опасность для королевства также представляет Иран, борющийся с Саудовской Аравией за лидерство в регионе и имеющий более крупную армию. Эта опасность может перейти в во­енную угрозу из-за высокого уровня противостояния исламист­ских режимов Ирана и КСА. Внутреннюю угрозу национальной безопасности представ­ляют террористические организации (в первую очередь «Аль-Каида») и шиитская оппозиция.

Оборонная политика Саудовской Аравии основана на следующих постулатах: Главный упор на внутренней безопасности и стабиль­ности. Использование дипломатии и внешней помощи для обеспечения защиты королевства от враждебных соседей. Использование сил дружественных государств для сдерживания внешних угроз при ограничении влияния этих госу­дарств на КСА.

Совет сотрудничества арабских государств Персидско­го залива (ССАГПЗ) имеет лишь символические возможности и значение. Использование дублирующих сил друг друга для обес­печения внутренней безопасности.

Руководство Саудовской Аравии считает, что добиться намеченных геопо­литических целей оно сможет путем использования помощи союзников, операций спецслужб и дипломатии, нефтяных и финансовых ресурсов страны, поддержанных значительным военным потенциалом, основой которого должны быть современ­ные вооруженные силы. Затраты на ВС постоянно растут достигнув уровня мировых держав и позволяя закупать самые современ­ные вооружения.

Военную политику КСА определяет король, министр обо­роны (наследный принц) и другие принцы: командующий наци­ональной гвардии, министры иностранных и внутренних дел, президент службы общей разведки.

Саудовская Аравия, в сравнении с другими странами, претендующими на региональное лидерство (Турция, Иран и Египет) по своим воен­ным возможностям находится на четвертом месте, хотя она име­ет самый большой военный бюджет и территорию, а вооружение ее ВС самое современное. Однако страна стоит на четвертом месте по численности населения и ВС, а боеспособность их оценивается невысоко. Претензиям на региональное лидерство способствует преимущественно суннитское арабское население и статус хранителя веры и святынь ислама, но мешает чрезмер­ная зависимость от США в военном отношении.

Стратегическими параметрами являются сосредоточение приоритетов военных сил на воздуш­ной мощи и ПВО наземного базирования; обороне со стороны северной части Персидского залива, прибрежных регионов Пер­сидского залива и Красного моря. Координация действии флотов Персидского залива и Красного моря. Наземные силы в основных базах на критических гра­ницах с Йеменом и Ираком дополнены базами ВВС. Это по мнению саудовских стратегов обеспе­чивает стратегическую мобильность, которая частично компен­сирует ограниченную численность войск.

Система безопасности Королевства включает службу общей разведки (СОР), которая координирует действия формирований разведки и контрразведки ВС, МВД и НГ. ВС имеют объединенное командование военной разведки, которому подчиняются разведывательные формирования видов ВС (СВ, ВВС, ПВО, ВМС). Другие военные формирования включают подразделения контрразведки и разведки королевской гвардии, нескольких батальонов спецназа, батальонов военной полиции и управление контрразведки НГ.

Военизированные формирования МВД включают: Службу общей безопасности СОР, Управление общественной безопасности в составе специальных сил по борьбе с терроризмом (30 тыс. чел.), полицейских сил (95 тыс. чел,) и сил безопасности нефтепромыслов (10 тыс. чел.). Специальные   силы   без­опасности (10 тыс. чел). Пограничников в составе сил контрразведки пограничной охра­ны (22,5 тыс. чел.) и береговой охраны (7,5 тыс. чел.), а также разведыватель­ного отдела сил безопасности моджахединов (5 тыс. чел.). Разведывательные управ­ления агентства по борьбе с нарко­тиками (20 тыс. чел.), департамента эмиграции и паспортов (7,5 тыс. чел,) и главной службы тюрем (15 тыс. чел.). Главное управление гра­жданской обороны (25 тыс. чел.). Одни только силы МВД (без служ­бы общей безопасности СОР) насчиты­вают 247,5 тыс. чел., что вдвое больше, чем у ВС (124,5 тыс. чел.) и в 2,5 раз больше, чем у НГ (100 тыс. чел).

Главный упор в оборонной полити­ке делается на обеспечение внутрен­ней безопасности и стабильности. Для этого используются многочисленные и частично дублирующие друг друга силы безопасности и внутренней разведки. Правящий режим опасается внутренней угрозы больше, чем внешней, и своей армии больше всего, чем войск против­ника. Именно поэтому силы безопасности больше вооруженных сил и национальная гвардия королевства крупнее и лучше осна­щена, чем его сухопутные войска. Все это свидетельствует о том, что Саудовская Аравия фактически является полицейским государством. Радикальные и террористические организации Антитеррористический отряд Саудовской Аравии. Данная организация была обучена французскими военными и является совершенно немногочисленной — всего 120 человек. Однако Саудовская Аравия поддерживает терроризм лишь за пределами своих границ. Несмотря на приведенные выше факты, руководители Саудовской Аравии официально не толь­ко отрицают свою причастность к терроризму, но и заявляют о его недопустимости. На территории самого королевства рели­гиозный экстремизм и терроризм действительно активно преследуются. К примеру, Королевство тратит на спецслужбы в стране порядка 8 млрд. долл.

В борьбе с терроризмом участвуют силы МВД, НГ, спецназ СВ. В МВД главную роль в этом играет служба общей безопасности, которая действует в тесном контакте с американским ФБР. Террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», действительно вели борьбу с режимом. Например, 12 мая 2003 г. 4 смертника взорвали себя в Эр-Рияде. В результате погибло 34 человека, еще 200 человек получили ранения. В ответ к 2004 г. силы безопасности разгромили 7 террористических ячеек из 9, дей­ствующих в королевстве, захватили 24 т взрывчатки, 300 поясов шахидов, 300 гра­натометов, 1020 единиц стрелкового ору­жия. Затем 21 апреля 2004 г. автомобиль смертника взорвался рядом со зданием службы общей безопасности. В результате 10 человек погибли, а 125 были ранены. Совершались покушения на руководителей саудовских спецслужб – подполков­ника Ибрагима аль-Далеха и генерал-май­ора Абд аль-Азиза аль-Хувейрини. Однако в настоящее время террористические ор­ганизации в стране, в основном, уничтоже­ны, хотя остались более серьезные угрозы национальной безопасности. Борьба с шиитами Шиитская оппозиция борется за права шиитов, которые подвергаются дискриминации в КСА, и это создает угрозу коро­левству. Шииты составляют 8% населения страны (св. 2 млн. чел., по другим данным до 3 млн. чел.), причем они сосредоточе­ны преимущественно в Восточной про­винции, где находятся главные нефтяные месторождения королевства. Среди них много квалифицированных специалистов, которые, в основном, обслуживают нефтепромыслы. Дискрими­нация шиитов ограничивает возможности их карьерного роста, создает непреодолимые сложности в поступлении на военную службу и органы безопасности, в судебные и административные органы. В высших эшелонах власти, среди министров и дипло­матов нет ни одного шиита. Их рассматривают как «пятую колон­ну» Ирана.

Суннитско-шиитское противостояние в Саудовской Аравии началось в 1979 г., когда в Восточной провинции прошли массовые анти­правительственные демонстрации с требованиями обеспечения прав и свобод шиитов. Когда в Иране произошла «исламская революция», размах демонстраций усилился, что насторожило правящую династию. В 1987 г. в Мекке произошло ожесточен­ное столкновение, в котором погибло 400 паломников-шиитов. Большая часть шиитской интеллигенции покинула королевство и начала вести пропаганду против режима. В 1995 г были про­ведены аресты среди шиитских деятелей по обвинению в под­держке антиправительственных выступлений в Бахрейне, а в 1996 г – шиитов, обвиненных во взрыве на военной базе США в г. Хобар. Король Абдалла сделал несколько попыток организо­вать межконфессиональный форум, но существенных результа­тов не достиг.

В 2011-2013 гг. шиитские антисаудовские выступления были наиболее ожесточенными. Они жестоко разгонялись полицией, были многочисленные жертвы. Иранская пропаганда постоянно провоцирует проте­сты шиитов, а иранские агенты действуют в их рядах. Шиитская оппозиция будет создавать угрозу стабильности и безопасности королевства до тех пор, пока шиитов королевства не уравняют в правах с суннитами, но это маловероятно.

Свою лепту в социальную напряженность вносят экспатрианты, составляющие 27% населения, также пред­ставляют потенциальную опасность для режима, поскольку яв­ляются бесправней рабочей силой, которая со временем осоз­нает свое униженное положение, Безработные (20% работоспособного населения) уже сейчас опасны для режима, так как это, в основном, молодежь, среди которой террористические организации легко вербуют ново­бранцев.

Внешняя политика страны основывается на нормы шариата. Это новый джихад, священная война исламистов-суннитов против немусульман, против мусульман, не являющихся исламистами (и даже против исламистов иной ветви ислама – шиитов и других течении), конеч­ной целью которого является создание всемирного суннитского исламистского халифата.

В настоящее время Сау­довская Аравия не имеет военных сил, необходимых для достижения этой цели вооруженным путем. Она не может самосто­ятельно обеспечить даже свою безопасность. Но королевство действовало и продолжает действовать для достижения своих целей, используя иные средства. Идеология ваххабизма требует: «с неверными истинные мусульмане обязаны воевать везде и непрерывно, языком, рука­ми и деньгами». В наше время это осуществляется посредством дипломатии, поддерживаемой обещанием выгодных преферен­ций, помощи зарубежных союзников, использования тайных операций спецслужб, «благотворительных фондов», «нефтяного оружия» и многого другого.

Саудовская дипломатия для достижения своих целей или склонения к своей позиции часто использует обещание выгодных пре­ференций. Главный стратегический союзник США. Также важными союзни­ками являются Великобритания и Франция, близкими союзни­ками – страны ССАГПЗ и Пакистан, а также – Египет и Турция.

США и Саудовскую Аравию связывают особые отношения. Для США эти отношения очень важны, поскольку королевство играет уникальную роль в арабском и исламском мире, владеет крупнейшими на планете запасами нефти и занимает выгодное стратегическое положение. Обе страны разделяют общие инте­ресы, и они тесно консультируются по вопросам региональной безопасности, нефтяного экспорта и импорта, развития эконо­мики и ближневосточного мирного процесса Саудовская Ара­вия является сильным партнером США в борьбе с терроризмом, а также в военной, дипломатической и финансовой сфере.

Са­удовские власти тесно сотрудничают с правоохранительными органами США в интересах национальной безопасности. США являются крупнейшим торговым партнером Саудов­ской Аравии, а королевство является одним из крупнейших эк­спортных рынков США на Ближнем Востоке. Наличие надежных источников нефти из Саудовской Аравии имеет большое зна­чение для процветания США. Королевство является одним из ведущих источников нефти для США, поставляя туда более 1 миллиона баррелей в день.

Хотя королевство в области безопасности во многом зависит от аме­риканской поддержки и поставок вооружений, можно говорить о подчинении ряда направлений внешней политики Штатов (в сферах энергетики, безопасности, экспорта оружия) развитию отношений с Саудовской Аравией. В банках США лежит до 1,5 трлн. долл. сау­довского происхождения. Приблизительно столько же арабских средств вращается на рынке ценных бумаг США. Если в королев­стве решат вывести эти деньги из ослабленной американской экономики, то это окажет на нее катастрофическое воздействие. Недостаточную надежность Эр-Рияда как союзника Вашин­гтона подтверждают и кризисы в отношениях между королевст­вом и США, которые случались ранее.

Необходимо отметить, что действия Саудовской Аравии по обеспечению национальной безопасности, защите экономиче­ских интересов и достижению геополитических целей осуществ­ляются разными методами, и в т.ч. самыми неблаговидными. При этом используется: Дипломатия с обещанием выгодных преференций (предоставление финансово-экономической и политической помощи, круп­ных заказов вооружений и др.). Помощь зарубежных союзников и в первую очередь – США (экономическая, политическая, военная). Разведка для финансирования, подготовки, снабжения и вооружения исламистских боевиков и наемников, антиправи­тельственных и террористических организаций в других госу­дарствах для дестабилизации режимов и их смены.

«Образование» мусульманской молодежи других стран в духе вахха­бизма и салафизма. «Благотворительные» организации и фонды, которые финансировали исламских террористов по всему миру.

«Нефтяное оружие» (резкое изменение цены нефти пу­тем изменения объема ее добычи). Вооруженная интервенция, при наличии большого превосходства в силах.

Руководство королевства официально выдвинуло грандиозный геополитический проект «воссоздания суннитско­го арабского халифата» во главе с Саудовской Аравией, прообразом которого служит ССАГПЗ в составе Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Омана, Катара и Бахрейна, который по планам должен стать ядром этого будущего «халифата».

Активно озвучивается идея принять в свои ряды Египет, а ранее оглашались планы по принятию туда Иордании и Марокко. Обсуждается возможное участие в ССАГПЗ Си­рии и Ливана, если в будущем к власти там придут суннитские группировки, которые поддерживаются Саудовской Аравией.

Это не личные фантазии отдельных представителей властной верхушки Королевства, а отражение воли династии аль-Саудов и саудовской религиозной элиты, обладающей мощнейшей религиозной властью над суннитами-исламистами части му­сульманского мира. Они мечтают в XXI-м веке воплотить идеи Ислама по всему миру, даже не исключен насильственный путь.  Одним из основных векторов новой исламской экспансии являются страны Центральной Азии и Казахстан.

Можно отметить, что наибольшую тревогу в ближайшие десятилетия для Саудовской Аравии представляет не Иран, не шиитская оппозиция и не «Аль-Каида», а консервативная и ар­хаичная система королевской власти. Каждый новый монарх смертельно боится соб­ственного народа, своей армии и более всего – своих многочисленных братьев и племянников. Не исключено, что молодая когорта аль-Саудов попытается сместить путем тихого дворцового переворота самого Короля и его старую гвардию.

Сама же Саудовская Аравия представляет серьезную опасность для других стран, причем не столько мощью своих вооруженных сил, сколько традиционной для бедуинов коварной и вероломной дипломатией, использованием военной машины США и тайных операций спецслужб. Не нужно забывать, что Саудовская Аравия всегда стояла у истоков и продолжает поддерживать радикальные исламские движения во всех уголках земного шара.

Аноним
01.06.2017 в 23:15 - Ответить

КСА поддерживает терроризм? Очень смешно… меньше смотрите Рен Тв с Игорем Прокопенко… может умнее станете, автор ничего не добился кроме разжигания ненависти и вражды между мусыльманами…

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока