KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Король Марокко и его опыт противодействия распространению «арабской весны»

03.03.2016

Нынешний король Марокко Мухаммед Шестой взошел на престол 30-го июля 1999 года после смерти отца — Хасана Второго. Церемония провозглашения проходила с некоторой задержкой, поскольку молодой монарх должен был срочно жениться.

Дело в том, что, согласно традиции двора, королем может стать только женатый престолонаследник. Известно, что столь же экстренно вынужден был оформить брак и его отец Хасан перед восхождением на трон в 1961 году.

Марокканские власти официально опровергают подобные слухи, заявив, что они являются «фальсификацией, направленной на подрыв авторитета правящей династии.

21-го августа 1999 года Мухаммеду Шестому исполнилось 36 лет. В четыре года он начал обучаться в коранической школе при королевском дворце. В 1981 году, завершив среднее образование, он получил диплом бакалавра. Затем учился в Раббатском университете имени Мухаммеда Пятого на факультете юридических, экономических и социальных наук по специальности юриспруденция. Позднее продолжил образование во Франции, где в 1993 году защитил диссертацию на тему сотрудничества Европейского Союза и стран Магриба. Помимо родного арабского, владеет французским, английским и испанским языками.

В 1985 году будущий король был назначен на пост координатора бюро и служб генерального штаба марокканских вооруженных сил. В 1994 году ему было присвоено воинское звание «дивизионного генерала».

Мухаммед Шестой, согласно информации открытых источников, весьма скромный и очень осторожный человек. Любитель гольфа и «бодибилдинга». Однако, несмотря на увлечение спортом, является заядлым курильщиком.

Монарх принадлежит к Алауитской династии, которая правит Марокко с 1666 года, являясь высшей духовной властью — посредником между Всевышним и правоверными. Предки алауитов пришли из Хиджаза в 1266 году и считают себя потомками Пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы. Они поселились в одном из крупных оазисов Тафилалет (юго-восток страны за Атласским хребтом) и сотни лет вели уединенную жизнь, отличаясь набожностью, всеобщим уважением и почитанием.

Основателем династии стал в 1640 году Маулай ар-Рашид. Покойный отец действующего монарха был 17-м королем Марокко, считался 21-м потомком этой династии и 35-м потомком Пророка Мухаммеда. Бабушка нынешнего короля была берберской принцессой, на которой женился в 1926 году его дед — султан Мухаммед бен Юсуф.

Хасан Второй правил королевством 38 лет. В арабском мире политическим долголетием его превзошел король Иордании Хусейн, восседавший на троне без малого полвека. В руках марокканского монарха были сосредоточены все рычаги власти. Он одновременно являлся главой государства, верховным главнокомандующим и религиозным вождем мусульман-суннитов. За годы правления он запомнился репрессивными методами правления, которая охватывала все марокканское общество. Слежка, тюрьмы, пытки, высылки инакомыслящих — были при Хасане обычным явлением. В отдаленном сахарском районе страны, в Тазмамарте, был построен огромный тюремный комплекс, где в каторжных условиях содержаться политические узники.

Понимая, что серьезно болен, последние два года Хасан активно готовился к передаче власти своему старшему сыну Мухаммеду. Передав власть, он хотел быть уверенным в том, что политическая стабильность и созданная им система правления будет бесперебойно работать без него. Словом хотел подстраховать престолонаследника. Увы, увидеть, как модель правления работает без своего создателя королю не довелось.

Хасан Второй скончался 23 июля 1999 года, через несколько дней после своего семидесятилетия. От обычного сердечного приступа.

Мухаммед Шестой получил в наследство королевство, население которого составляет около 35 миллионов человек. Из них больше половины полностью неграмотны, а пятая часть не занята делом. 200-тысячная армия и хорошо отлаженный полицейский аппарат крепко держат страну под контролем, установленным покойным монархом. Еще ему досталось немало нерешенных проблем. Конфликт в Западной Сахаре, начатое Хасаном реформирование политической системы страны, слабая ресурсовая экономика и, конечно же, проблема соблюдения в королевстве прав человека.

В феврале 2011 года группа молодых марокканцев призвала своих соотечественников через социальные сети выйти 20 февраля на «мирную манифестацию» с требованиями проведения в стране «широкой политической реформы». Одновременно со светским протестным движением, ставшим известным под названием М20, «Движение 20 февраля», с требованием срочных демократических изменений выступила одна из самых влиятельных исламистских организаций Марокко «Справедливость и благочестие». Тысячи марокканцев вышли на улицы с лозунгами «Народ хочет перемен», «Долой коррупцию!» и призывами ограничить прерогативы монарха. Большинство шествий были мирными, но в ряде городов они привели к столкновениям с полицией. Общий результат по стране — разграблены или сожжены 33 государственных здания, 30 банковских учреждения, 50 магазинов и сотня автомобилей.

Главной из общественных проблем сами марокканцы считают «абсолютную власть короля». Найдется мало марокканцев, выступающих против монархии как таковой, но большинство из них — за режим, при котором исполнительная власть была бы передана правительству, сформированному по итогам свободных парламентских выборов. Следует отметить, что в марокканских реалиях, несмотря на новую конституцию и перемены в политической жизни, до сих пор осуществляется концепция «исполнительной монархии»: правительство исполняет волю короля, а парламент контролирует, насколько хорошо оно это делает. Среди других причин можно назвать «продворцовый» характер подавляющего большинства политических партий, слабость экономики, во многом основанной на ренте, безработицу, социальное неравенство, коррупцию и непотизм, ограничения свободы прессы, нарушения прав человека.

Казалось бы, был дан старт процессам смены власти, аналогичным тем, что привели к падению режимов в других арабских государствах. Однако никакого переворота в Марокко не произошло. Не пошатнулось и положение местной элиты, несмотря на почти полтора года демонстраций, самосожжений, массовых кровавых беспорядков в провинциальных городах, активизацию разнообразных протестных движений и оппозиционных групп; наконец, несмотря на победу исламистов на парламентских выборах.

Монархии Персидского залива, обеспокоенные распространением «Арабской весны», — Катар, Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты предоставили и продолжаю предоставлять Марокко финансовую подпитку. До сегодняшнего времени Марокко получило финансов в объеме 7 млрд долл.

Основной заслугой Короля Мухаммеда является, то что он незамедлительно принял экстренные меры по недопущению народных волнении. Была принята новая конституция, сформировано новое правительство, которое возглавило “Партия справедливости и развития”. Между королем и основными социально-политическими силами страны был установлен тесный диалог, где обсуждались все возникающие проблемы и пути их решения. Были сделаны послабления относительно свободы печати, свободы слова, свобода дискуссии на политические темы. Это происходило как в рамках политических и законодательных организаций, так и в рамках различных общественных и народных организаций. За всю долгую историю марокканской монархии основная ставка была сделана не на силовые методы, а на политический диалог.

Казалось бы ситуация в стране должна была приобрести положительные очертания. Однако как мы наблюдаем, модернизация конституции совсем не затронула изменения в марокканском парламентаризме. Все депутаты знают, что королевский дворец, как и раньше, остается центром принятия решений, и в иерархии реальной власти за ним всегда будет последнее слово. В такой ситуации совсем не имеет значения, какая партия находится во главе парламента. И совершенно не важно, на основе каких политических коалиций будет создано правительство. Ведь политические институты в условиях тотального контроля свыше и в дальнейшем будут оставаться послушными исполнителями воли короля. Такой парламент не имеет независимого политического пространства и подчиняется королевскому окружению.

Такая имитация изменений нужна Королю для получения твердой гарантии, что он и его дети будут править Марокко в ближайшие десятилетия. Именно это, а не настоятельные интересы страны является прерогативой королевских действий.

Существенным недостатком новой марокканской конституции является то, что она совсем не учитывает ожиданий многих молодых марокканцев относительно демократизации страны. К сожалению, в Марокко до сих пор на шкале между демократией и диктатурой нет никаких промежуточных слоев, которые могли бы дать надежду на реальное смягчение самодержавного правления.

Основа системы власти в Марокко не меняется. Поскольку не видно даже признаков движения к демократии, независимым политическим институтам и соблюдению гражданских прав. Попытки режима частично подлатать и подремонтировать эту систему в конечном итоге может лишь привести к еще большему ее искажению и уменьшению доверия к ее руководителям, которым будет не по силам придать ей эффективность.
Поэтому то, что сейчас власть пытается сделать в Марокко, по сути, не больше чем «профилактические меры», а не инициирование реформ. В дальнейшем ожидаемые изменения могут оказаться частью модели, которая доминирует сегодня в арабской политике, — проведение маневров без запуска реальных реформ. Эти изменения очень похожи на те, что происходят в Египте, когда продвижение к ожидаемой модели демократии оказалось ничтожными. Таким образом можно полагать, что Король только отсрочил время для «марокканской арабской весны» на неопределенное время.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока