KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Куда отправляются казахские миротворцы?

Куда отправляются казахские миротворцы?

03.08.2018

В первой половине 1970-х годов напряженность в районе вдоль израильско-ливанской границы возросла, особенно после передислокации палестинских вооруженных элементов из Иордании в Ливан. Активизировались диверсионные операции палестинцев против Израиля и ответные удары Израиля по палестинским базам в Ливане. 11 марта 1978 года в результате рейда диверсантов в Израиль было убито и ранено значительное количество жителей Израиля; ответственность за этот рейд взяла на себя Организация освобождения Палестины (ООП). В ответ ночью с 14 на 15 марта израильские войска вторглись в Ливан и за несколько дней оккупировали всю южную часть страны, за исключением города Тир и его окрестностей.

15 марта 1978 года правительство Ливана заявило в Совете Безопасности решительный протест в связи с израильским вторжением, отметив, что оно не имеет отношения к палестинской диверсионной операции. 19 марта Совет принял ряд резолюции в которых он призвал Израиль немедленно прекратить свои военные действия и вывести свои войска со всей ливанской территории. Он также постановил незамедлительно создать Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ). Первые подразделения ВСООНЛ прибыли на место 23 марта 1978 года.

В июне 1982 года после ожесточенной перестрелки в южном Ливане и через израильско-ливанскую границу войска Израиля вновь вторглись на территорию Ливана, достигли Бейрута и окружили его. На протяжении трех лет ВСООНЛ оставались в тылу у израильских войск, а роль ВСООНЛ сводилась к обеспечению защиты местного населения и предоставлению по мере возможности гуманитарной помощи. В 1985 году Израиль частично вывел свои войска, однако сохранил контроль над районом в южном Ливане, в котором остались Израильские силы обороны (ИДФ) и ливанские силы де-факто (ДФФ) — так называемая «Армия южного Ливана» (АЮЛ).

В течение многих лет Совет Безопасности сохранял свою приверженность принципам территориальной целостности, суверенитета и независимости Ливана, а Генеральный секретарь продолжал предпринимать усилия, с тем чтобы убедить Израиль покинуть оккупированный район. Несмотря на создавшуюся тупиковую ситуацию, Совет Безопасности неоднократно продлевал мандат ВСООНЛ по просьбе правительства Ливана и по рекомендации Генерального секретаря.

17 апреля 2000 года Генеральный секретарь получил от правительства Израиля официальное уведомление о том, что к июлю 2000 года оно выведет свои силы из Ливана. Начиная с 16 мая, то есть гораздо раньше, чем ожидалось, в условиях обмена огневыми ударами ИДФ/ДФФ начали покидать свои позиции. 25 мая правительство Израиля уведомило Генерального секретаря о передислокации сил Израиля. 16 июня Генеральный секретарь доложил Совету Безопасности, что израильские силы выведены из Ливана на линию, определенную Организацией Объединенных Наций; ДФФ были расформированы, и все задержанные лица освобождены из тюрьмы Эль-Хиам.

После ухода Израиля положение в районе операций ВСООНЛ оставалось в целом спокойным. Ливанская армия, жандармерия и полиция установили в оставленном районе блокпосты для контроля за движением и поддержания правопорядка. ВСООНЛ осуществляли ежедневное наблюдение за линией вывода, патрулировали этот район и вместе с ливанскими властями оказывали гуманитарную помощь местному населению.

В своем докладе от 20 июля 2000 года Генеральный секретарь констатировал, что обстановка в южном Ливане резко изменилась и что спустя более двух десятилетий пушки замолчали. При этом он предостерег, что обстановка в израильско-ливанском секторе, несмотря на огромные положительные сдвиги, все еще далека от мира и возможность серьезных инцидентов сохраняется.

До июля 2006 года ситуация в районе оставалась относительно спокойной, несмотря на многочисленные мелкие нарушения линии вывода (так называемой «голубой линии»), включая нарушения морского и воздушного пространства, а также случаи нарушения режима прекращения огня, часть которых носила серьезный характер. Основное внимание в рамках операций ВСООНЛ по-прежнему уделялось «голубой линии» и прилегающим районам, где Временные силы пытались поддерживать режим прекращения огня путем патрулирования, наблюдения с опорных пунктов и налаживания тесных контактов со сторонами. Миссия продолжала оказывать гуманитарную помощь местному населению. Активизировалась деятельность по разминированию и обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов в южной части Ливана.

Однако, как об этом уже не раз свидетельствовал опыт последних лет, после продолжительных периодов затишья вдоль «голубой линии» часто происходят вспышки боевых действий. В ходе одного из таких инцидентов были убиты и получили ранения военные наблюдатели Организации Объединенных Наций. Напряженность между сторонами никогда значительно не уменьшалась. Враждебная риторика была обычным явлением, и по-прежнему сохранялась угроза стабильности.

Новая вспышка боевых действий на израильско-ливанской границе произошла 12 июля 2006 года, когда «Хезболла» осуществила запуск нескольких ракет с ливанской территории через «голубую линию» в сторону позиций ИДФ и в район израильского города Зарит. Одновременно боевики «Хезболлы» пересекли «голубую линию», вошли на территорию Израиля, напали на израильский патруль, взяв в плен двух израильских солдат, убили трех солдат и ранили еще двух.

После этого нападения был открыт интенсивный огонь с обеих сторон «голубой линии». «Хезболла» наносила удары по позициям ИДФ и израильским городам к югу от «голубой линии». Израиль отвечал огнем c земли, воздуха и моря. Помимо обстрела с воздуха позиций «Хезболлы», ИДФ наносила многочисленные удары по мостам и дорогам в южных районах Ливана в пределах и за пределами зоны операций ВСООНЛ.

С началом конфликта между Израилем и «Хезболлой» Генеральный секретарь поддерживал регулярные контакты с премьер-министрами Ливана и Израиля, а также соответствующими субъектами и другими заинтересованными лицами. Он неоднократно призывал к немедленному прекращению боевых действий в интересах гражданских лиц с обеих сторон.

Новая вспышка боевых действий кардинальным образом изменила контекст, в котором действовали ВСООНЛ. Силы оставались на занятых позициях и продолжали играть активную и конструктивную роль в рамках своего мандата. В условиях жестких ограничений, связанных с продолжающимся насилием, рискуя жизнью, миротворцы ВСООНЛ осуществляли военное наблюдение, оказывали гуманитарную и медицинскую помощь населению. В июле и августе в результате ожесточенных столкновений получили ранения 16 и трагически погибли пять сотрудников ООН.

11 августа 2006 года Совет Безопасности после интенсивных переговоров принял резолюцию в которой содержался призыв к полному прекращению боевых действий в ходе продолжающейся месяц войны, в том числе на основе «немедленного прекращения «Хезболлой» всех нападений и немедленного прекращения Израилем всех наступательных военных операций» в Ливане, и призыв к Израилю и Ливану поддержать постоянное прекращение огня и долговременное урегулирование кризиса. В резолюции 1701 Совет постановил увеличить численный состав ВСООНЛ (примерно с 2 тыс. военнослужащих перед самым началом войны до санкционированного уровня в 15 тыс. военного персонала) и расширил их первоначальный мандат. Кроме того, Совет впервые постановил включить оперативное морское соединение в состав операции ООН по поддержанию мира.

После прекращения боевых действий, постепенного вывода сил ИДФ и развертывания ливанских войск были дислоцированы первые элементы расширенных ВСООНЛ. Операция проводилась в предельно сжатые для миротворческих операции такой сложности сроки: к 15 сентября прибывшие в район операции батальоны из Италии, Испании и Франции присоединились к уже находившимся на местах контингентам из Ганы и Индии.

Оперативное и эффективное развертывание ВСООНЛ в расширенном составе и ежедневная деятельность, которую осуществляют Силы с этого времени, помогли создать в южном Ливане новую обстановку в военно-стратегической сфере и в области безопасности.

В целом события второй Ливанской войны 2006 года доказало низкую эффективность миротворцев ООН в предотвращении региональных конфликтов.

В общей сложности, в период с 1978 года по 28 февраля 2014 в Ливане погибли 303 миротворцев.

После войны 2006 года: южные районы Ливана должны были быть демилитаризованы при содействии «голубых касок», «Хезболла» — разоружена силами ливанской армии. Сейчас реальность совсем иная: израильтяне оценивают ракетный потенциал «Партии Аллаха» в 200 тысяч единиц; лишь изредка израильским ВВС удается уничтожить грузы с оружием, которое Иран пересылает через Ирак и Сирию своему союзнику в Ливане. «Хезболла» сегодня намного сильнее, чем она была в 2006 году, и Иран хочет использовать мощь ливанских шиитов и свое собственное военное присутствие в Сирии, чтобы ослабить Израиль. Пока тому способствуют внешние обстоятельства, которые могут оказаться скоротечными.

Уязвимость Израиля перед ракетной угрозой не может быть секретом ни для «Хезболлы», ни для ее спонсоров в Тегеране. В Израиле, как и в любом другом государстве с современной экономикой, множество «мягких мишеней», то есть не поддающихся надежной защите критически важных промышленных объектов, в частности, электростанций, нефтегазовых хранилищ, водоочистных сооружений. Причем Израиль в силу малой территории не в состоянии, в отличие от прочих развитых государств, продублировать эти объекты, чтобы уменьшить свою уязвимость. Появление в Ливане высокоточных иранских ракет или создание там мощностей по производству таких ракет будет с большой вероятностью воспринято Израилем как экзистенциальная угроза и более чем достаточный повод начать боевые действия. От крупномасштабной войны соперников, таким образом, отделяет всего один выстрел в зоне патрулирования голубых касок.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока