24.06.2016
На территории Казахстана признаки распространения салафитской идеологии стали наблюдаться в конце 1990-х годов. Именно в это время отмечается резкое увеличение выезда казахстанских юношей, в том числе бесконтрольного, в Саудовскую Аравию, Египет, Пакистан и другие исламские страны с целью постичь азы ислама, забытого их отцами.
В частности, в университете г.Медины на протяжении многих лет проходили и до сих проходят подготовку граждане Казахстана. Готовят казахских салафитов и в Мекке, а также за пределами Саудовской Аравии. Посольство Саудовской Аравии на тот период отправляло граждан Казахстана группами, обеспечивая проезд и проживание за счет принимающей стороны. Отправлялись даже с семьями, ограничений не было. При этом на период учебы назначалась достойная стипендия, а на каникулы дорога домой и обратно студентам оплачивалась исламскими религиозными заведениями.
Не секрет, что основной целью работы подобных образовательных центров является подготовка высококвалифицированных «ваххабитских» или «салафитских» проповедников, которые, получив диплом, отправляются «работать» на свою родину. Так, выпускники исламских учебных заведений в середине 2000-х начали прибывать в Казахстан и активно пропагандировать чуждую для казахского общества идеологию под названием салафизм. Сейчас мы можем наблюдать разделение исламского сообщества Казахстана на традиционалистов и салафитов.
Если кратко остановиться на термине «салафизм», то этот термин в Казахстане используется повсеместно относительно всех радикально настроенных граждан, придерживающихся и пропагандирующих жесткий ислам. По своей сути ваххабиты в Саудовской Аравии или, где бы то ни было, не называет себя «ваххабитами». Они почетно именуются «салафитами», а свое учение — «салафией». В арабском языке слово «салаф» значит «предок», «предшественник», «ранее бывший» и происходит от глагола «салафа», имеющего значение «быть раньше», «предшествовать». Слово «салафи» означает поддерживающий традиции предков.
Этим самоназванием ваххабиты хотят продемонстрировать связь своего учения с первым поколением мусульман, как бы воскрешая жизнедеятельность «праведных предков», взявших его непосредственно от Пророка и праведных халифов, который впоследствии был забыт и искажен последующими поколениями мусульман, снова впавшими в «язычество, политеизм» и «ересь».
Важнейшим элементом этой доктрины является специфическое представление о джихаде как непримиримой борьбе не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих идеи салафизма. Убеждение в том, что их противники — «неверные», даже если они формально являются мусульманами, оправдывает нетерпимость и жестокость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм всегда сплачивал и дисциплинировал салафитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому салафизм неистово поддерживает идеологию военной экспансии и силы. Логика, согласно которой оправдывается убийство иноверца и просто оппонента, легла в основу террористической деятельности современных так называемых «фундаменталистов».
Под этими лозунгами выпускники религиозных учебных заведений начали агрессивную пропаганду идей салафизма в Казахстане. Подкованные религиозно и морально они быстро начали распространять ваххабитские взгляды среди населения. Противостоять такому натиску обычным сельским и областным имамам-самоучкам было не под силу.
Недостаток авторитета традиционного мусульманского духовенства явился также негативным фактором. Зачастую муфтии и имамы не имели рычагов влияния на верующих, являясь не более чем «директорами мечетей» и никак не духовными пастырями, религиозными лидерами и авторитетами. Здесь сыграли роль казахская ментальность и противостояние разных, дискредитирующих друг друга религиозных структур и, часто встречающаяся недостаточная грамотность и порядочность к своим обязанностям со стороны имамов и муфтиев. Салафитские проповедники, зная неприглядные факты о представителях того или иного муфтията, легко использовали их себе на благо.
С 2000-х идет активное формирование ряда джамаатов. Основными центрами распространения салафизма стали Мангистауская, Атырауская и Актюбинская области. Салафизм распространяется, как правило, среди социально уязвимых слоев населения. Сейчас в каждом регионе Казахстана имеются последователи салафизма. Увеличилось как число его приверженцев, так и институциональный размах. При этом представители салафизма имеются во всех сферах казахстанского общества.
Позиции салафитов сильны и усилия их направлены на активную агитационную работу. Они ведут проповеди в мечетях. Не боятся религиозных дискуссий и споров. Собираются в строго определенных мечетях, самостоятельно организованных молельных помещениях и квартирах.
Агитационную работу начинают со своего родственного окружения. Скрепленные родственными узами салафитское братство практически непоколебимо. Начинают постепенно завлекать родственников, земляков, коллег по работе и т.д. Братству среди своих сторонников они уделяют особое исключительное значение. Подать руку помощи нуждающимся и обремененным первостепенный долг каждого из общества салафитов. Денежная помощь, и моральная поддержка вот основные их козыри. Следует отметить, что финансовые возможности у них очень сильны. Естественно, эти потоки поступают из за границы различными путями.
Салафиты существует автономно и практический не контактируют со своими единомышленниками в других городах. У них нет главы. Каждая ячейка является единым самодостаточным организмом со своим лидером. Этот факт делает трудным контроль за деятельностью салафитской группы и ее последующих действий. В целом движение состоит из расплывчатой массы местных проповедников.
Простота салафитской идеологии и легкость ее восприятия делает «целевой аудиторией» проповедников радикализма и мусульман-неофитов из других национальностей помимо казахов. Часто, только начав изучать ислам, молодые люди оказываются под влиянием именно простых, понятных и доступных салафитских идей.
Большинство казахстанских мусульман, подпавших под влияние салафитской идеологии, не имеют достаточного религиозного образования в духе исламского традиционализма, что делает их легкой «добычей» даже для самых неквалифицированных радикальных проповедников.
В агитационной деятельности отдают предпочтение личной нравственности человека и его благочестию, утверждая, что исламское государство не сможет существовать, если мусульмане не вернутся сначала к догматам «истинного» ислама.
У салафитов напрочь отсутствует традиция гражданского инакомыслия. Однако они проявляют настойчивое стремление внедриться во властные структуры, завлекая в свои ряды представителей государственного аппарата.
Следует отметить особую роль женщин в салафитских общинах. Наблюдения показывают, что женщины являются ярыми распространителями идей ваххабизма. Идет активное вовлечение девушек, особенно из неблагополучных семей и сельской местности. Они более устойчивы к контрпропаганде и более фанатичны. Жены террористов, которые были ликвидированы или заключены под стражу, никогда не каялись. Не исключено, что следующие террористические акты могут быть осуществлены вдовами.
Большинство казахских салафитов восприняли крайне ортодоксальные ультраконсервативные воззрения исламских теологов. Некоторые из них избегают политики, другие обращаются к джихаду. Наиболее радикальных казахских салафитов можно считать религиозными анархистами, отвергающими законность существования национальных государств и принятых законов и признающими только закон Бога.
Большинство нынешних казахских салафитов не столь примитивны, как их иногда порой представляют. Среди них немало людей состоятельных, пользующихся политическим влиянием, преисполненных религиозно-политическими амбициями. Нередко они испытывают комплекс неполноценности из-за неудовлетворенного политического и мессианского честолюбия. Рядом с ними располагаются фундаменталистские идеологи, конструирующие салафитские модели мироустройства, основанные на доминировании ислама.
Салафизм в Казахстане привлекателен для многих обездоленных мусульман, которые в повседневной жизни не согласны с реальностью и не довольны своим положением, не способны разрешить экономические трудности. Для них ислам — форма и норма социального протеста: с помощью ислама они мечтают добиться коренного перелома ситуации к лучшему в стране и в своем конкретном районе, в своем окружении.
В салафизме с казахским оттенком религия сливается с политикой, радикалы стремятся оказывать давление на внутреннюю политику государства и нередко для достижения своих политических целей используют «праведный» террор. Скрытно набирающий в Казахстане силу исламский радикализм далеко неоднороден. Исламских радикалов можно поделить на две части: искренне верящие в исламскую справедливость, в исламское государство; лицемерные прагматики, относящиеся к исламу как к инструменту достижения своих целей.
В случае дальнейшего распространения этой идеологии в Казахстане, риски дестабилизации только повышаются. Любая политическая нестабильность будет использована религиозными радикалами. Единственным способом противодействия радикализма является полный запрет салафитской идеологии на территории Казахстана.
30.05.2019 в 02:00 -