KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К вопросу распространения религиозного экстремизма

К вопросу распространения религиозного экстремизма

15.12.2017

В последние два десятилетия тематика борьбы с терроризмом и экстремизмом является превалирующей и серьезно беспокоит общественное сознание не только центрально-азиатских, но и большинства государств мира.

Главными источниками указанных угроз по-прежнему выступают международные террористические организации, в частности «Исламское государство», пытающиеся внедрить свою агентуру в странах Центральной Азии. Их цель понятна: подорвать стабильность и спровоцировать хаос в этом стратегически важном регионе мира.

Судя по сообщениями средств массовой информации, весьма очевидны попытки внешних экстремистских и террористических сил сделать ставку на культивирование религиозного экстремизма среди населения, особенно среди духовно и политически неокрепшей молодежи.

В этой связи эксперты и официальные лица указывают на некоторые факторы, обуславливающие как распространение радикальной идеологии, так и вовлечение молодежи в ряды запрещенных организаций. Рассмотрим их на российском примере.

По экспертным оценкам, в трудовой миграции в России находится около 26% экономически активного населения Центральной Азии. Мигранты, прибывшие из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, представляют «благоприятную почву» для вербовщиков по нескольким причинам.

Так, трудовые мигранты, приехавшие из стран, в которых существует только один, а именно санкционированный сверху ислам, оказываются в России в условиях непривычной для них религиозной свободы. В этой ситуации многие из них просто теряются и не в состоянии самостоятельно определиться в нюансах идеологических направлений. Здесь то и появляются т.н. «братья», которые, прикрываясь религиозными идеями, оказывают влияние на окружающих лиц посредством различных бесед и специальной литературы, а зачастую оказывают финансовую и моральную поддержку. В итоге, молодые люди оказываются и на т.н. «идеологической игле», и материально зависимы.

Также имеются примеры, когда вербовщики действуют целенаправленно и жестко. С учетом психологического портрета обрабатываемого, а также складывающихся вокруг него обстоятельств, они прибегают к разным методам воздействия: обещают большие деньги за участие в джихаде, шантажируют и угрожают расправой. Одного убивают или калечат на глазах у других. У перепуганных мигрантов не остается другого выбора, кроме как присоединиться к экстремистами.

Таджикский политолог К.Бекмухамедов в качестве одной из причин радикализации мигрантов определяет слабую социальную интеграции иностранных рабочих в российское общество. С его слов, «в чувствительную группу входят люди, которые по различным причинам не смогли интегрироваться в российское общество. Столкнулись со сложностями, связанными с прохождением процедуры официальной регистрации в соответствующих органах России, а также со слабым знанием языка».

Наряду с этим все чаще говорится о пополнении отрядов религиозных экстремистов через тюрьмы. По разным оценкам, на сегодня в российских тюрьмах мусульмане составляют от 20% до 50% от общего числа заключенных. В основном это выходцы из Центральной Азии, которые подозреваются в совершении различных бытовых преступлениях.

Эксперты утверждают, что увеличение числа мусульман, отбывающих наказание в местах лишения свободы, привело к формированию тюремных джамаатов (общин), в которых проповедуется в том числе и радикальный ислам. В результате, в дополнение к «красным» зонам, которые полностью контролирует администрация, и «чёрным», где заключённые живут по т.н. воровским понятиям, появились «зелёные» лагеря, которыми негласно управляют исламисты.

По данным ФСИН РФ, в колониях и изоляторах функционирует 61 мечеть, более 230 молельных комнат. Только «официальных» мусульманских общин в пенитенциарных учреждениях насчитывается более 950, в них входят около 9 тыс. мусульман.

При этом тюремные джамааты нередко конфликтуют как с администрацией, так и с криминальными авторитетами. Например, в одной из тувинских колоний мусульмане отказались подчиняться криминальному авторитету. В отместку вор в законе и два десятка его подручных разгромили оборудованную в колонии мечеть и избили восьмерых находившихся в ней выходцев из Дагестана и Чечни. После этого на YouTube появились ролики с угрозами в адрес воров и призывами к «братьям по вере» перестать считаться с криминальными авторитетами. Сам вор в законе в разгар конфликта был в срочном порядке переведён в другую колонию, расположенную в Красноярском крае.

Журналист Г.Туманов в статье, посвященной тюремным джамаатам, отмечает, что ислам в российских тюрьмах действительно становится все популярнее. Принятие ислама может ненавязчиво предлагаться любому осуждённому, независимо от национальности. Многие видят в этом определённые блага: можно добиться свободного времени на молитвы, требовать открытия молельных комнат, перевода на особый режим питания.

Джамаат — это и физическая защита, и защита от унизительных обычаев. Фактически стать частью джамаата — единственный способ спастись в тюрьме и причем не только для мусульманина. При этом, как правило, если джамаат взял под защиту осуждённого, то заключённый оказывается под прессингом исламистов. При освобождении ему могут предложить начать бороться с неверными (к примеру, случай К. Присяжнюка, который был неонацистом, когда сел, а вышел уже радикальным исламистом, вступил в ИГИЛ и стал вербовщиком).

В этом контексте следует отметить, что лица, отбывающие наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, являются одной из самых сложных категорий осуждённых, плохо поддающихся коррекционному воздействию, так как имеют стойкие религиозно-националистические убеждения, низкий образовательный уровень.

За последние 20 лет практика терроризма и экстремизма характеризуется прогрессирующей эскалацией. Динамика этих процессов диктует необходимость выработки комплекса системных мер по противостоянию этим угрозам. К примеру, как положительный может быть рассмотрен опыт отправки таджикских, узбекских, кыргызских духовников в Россию для идеологической работы среди трудовых мигрантов. Для их адаптации можно использовать механизмы национальных диаспор, то есть усилить потенциал этнических землячеств и сообществ, что будет способствовать снижению радикализма в их среде. В этом же контексте должны быть проработаны меры, принимаемые государственными и правоохранительными органами. Однако следует учитывать, что борьба с радикализмом не должна стать борьбой с религией.

(автор Сана Зыкина)

 

 

Даниэла
22.12.2017 в 17:58 - Ответить

Религиозный экстремизм – явление не случайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма.

Гость
04.02.2018 в 15:28 - Ответить

Если спецслужбы эффективные экстремизма не будет, если они слабые то будет. Не надо тут других домыслов.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока