22.07.2017
Катар в 2015 году был признан Международным валютным фондом самым богатым государством в мире. Имеет независимую политику и стремится быть посредником в многочисленных конфликтах в Заливе
Несмотря на некоторую раздражительность ведущих арабских государств Персидского залива ирано-катарские отношения на протяжении многих лет развивались в духе взаимопонимания и дружбы.
В 1972 году установлены дипломатические отношения между двумя странами и официально открыты посольство Катара в Тегеране в 1973 году, Посольство Исламской Республики Ирана в Дохе в 1974 году.
Первые политические контакты начались еще во времена Шаха Мохаммед Реза Пехлеви в 1969 году, тогда Катар и Иран подписали первое между соглашение о демаркации морских границ.
В отличии от своих коллег Саудовской Аравии и ОАЭ, членов ССАГПЗ, Катар всегда воздерживался от критики внутренней и внешней деятельности Ирана. В последние годы Катар также провел ряд встреч на высоком уровне с официальными лицами Ирана для обсуждения соглашений по вопросам безопасности и экономического развития.
Между странами тесные политические и экономические связи. Оба государства являются членами ОПЕК и Движения неприсоединения и Организации исламского сотрудничества.
Наиболее тесные отношения сложились в нефтяной и газовой промышленности. Большая часть месторождения нефти Катара связана с Ираном. Иран и Катар совместно контролируют крупнейшее месторождение газа в мире. Катар занимает 13% от общего объема доказанных запасов газа в мире. Катар производит 650 млн. куб. м газа в сутки от своего сегмента в совместной области. Иран в свою очередь производит 430 млн. куб. м газа с месторождения. Активно сотрудничают в транспортном секторе морских перевозок.
В мае 1989 года между Тегераном и Дохой прошли тяжелые переговоры по определению зон влияния и добычи на трети газового резервуара в северной области Катара при иранских водах. В итоге стороны пришли к соглашению — использовать газоносные поля совместно.
В 1991 году после окончания второй войны в Персидском заливе бывший эмир Катара Хамад бен Халифа приветствует участие Ирана в мерах по обеспечению безопасности в Персидском заливе, но из-за сопротивления со стороны других государств Персидского залива не форсирует эти заявления действиями. Тем не менее, Катар продолжает поддерживать сотрудничество в области безопасности с Ираном в рамках двусторонних отношений.
Одним из крупнейших планов Катара по обеспечению себя водой был план для переноса воды по трубам из Каруна в Иране в Катар по дну Персидского залива. Однако внутренние силы как в Иране, так и в Катаре не дали ходу этому проекту.
Особую позицию придерживался Катар и во время переговоров по иранской ядерной программе. В феврале 2010 года во время сессии вопросов и ответов на Исламском Всемирном форуме в Дохе шейх Хамад бен Джасем бен Джабер Аль Тани премьер-министр признал, что если иранская программа «ядерной гонки в регионе будет поднята, это будет гонка где подпортят здоровье и все остальные».
В целом, позиция Дохи по Ирану всегда было неоднозначной и, в отличие от других государств залива, именно Катар занимал более мягкую позицию в отношении Ирана: 2007 год — требование не спешить с решением «ядерного дела» Ирана; 2009 год — заявление о стремлении консультироваться с Ираном по отдельным сферам; 2010 год — заявление об отказе использовать военную базу США против Ирана; 2015 год — поддержка «ядерной сделки» Ирана в ООН.
На сегодня, несмотря на оказываемое давление как на Катар, так и на Иран, основным вектором двусторонних отношений является совместная экономическая деятельность. Являясь членами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Катар и Иран около добывают 50% запасов нефти и газа в мире, а также совместно владеют и используют крупнейшее в мире газоконденсатное месторождение Южный Парс-Северный купол.
Турецко-катарские отношения. Дипломатические отношения между Государством Катар и Турецкой Республикой установлены в 1972 году. Посольства Катара в Анкаре и Турции в Дохе были открыты 1979 году. В 2008 году начало работу Генеральное консульство Катара в Стамбуле.
Следует отметить, что политический диалог достаточно активен как по межгосударственным вопросам и сотрудничеству, так и в рамках решения региональных и международных проблем. С 2010 года образована совместная политическая комиссия в отношении сирийского кризиса и политической ситуации в Египте.
Не секрет, что Катар и Турция имеют схожие позиции по сирийскому кризису и образовали единый блок в поддержку самих повстанческих групп. На этом фоне активно сотрудничают спецслужбы двух государств.
Что касается египетского кризиса, то Турция и Катар выступают против президента Абдель-Фаттах аль-Сиси. Комментируя беспорядки на Ближнем Востоке в ходе совместной пресс-конференции в Катаре в декабре 2014 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «вместе с Катаром, будем всегда стоять с угнетенными людьми во всем мире».
15 сентября 2014 года был создан турецко-катарский Стратегический совет высокого уровня в рамках развития торговых отношений и инвестиционной деятельности между обеими странами.
На фоне разгоревшегося кризиса между Анкарой и Москвой, 2 декабря 2015 Турция и Катар подписали меморандум о взаимопонимании по экспорту газа из Катара (в то время в России было принято решение наложить экономические ограничения на Турцию. Анкара в свою очередь подписала с Дохой предварительный меморандум о взаимопонимании по импорту сжиженного природного газа в Турцию из Катара в долгосрочной перспективе и на регулярной основе. Эрдоган также объявил об отмене виз гражданам Катара посещающим Турцию).
Сейчас Катар переживает трудное время, при этом стремится сохранить дружеские и устойчивые отношения как с Ираном, так и Турцией, которые со своей стороны также придерживаются союзнических договоренностей.
Заручившись поддержкой администрации Трампа, главный игрок в компании травли Катара Эр-Рияд полностью осознает все свои действия. На саммите в Эр-Рияде президент США Д.Трамп ярко обозначил антииранскую риторику, а также признал за Саудией лидерство в этом направлении. Эр-Рияд и начал с Катара, обвинив его в финансировании терроризма, поскольку погрешности Катара перед Саудией и союзниками было много, в том числе и фактор заигрывания с Ираном.
Насколько долго саудиты и союзники смогут «осаждать» Катар — неизвестно, но то, что его «голыми руками» не взять — однозначно. Турция и Иран будут до конца поддерживать Катар во всем, как на политической плоскости, так и на экономической.
Говоря о Трампе и Катаре, стоит добавить, что у Трампа отдельные счёты с этим государством. Именно Доха поддерживала и финансировала через разные фонды президентскую кампанию Х.Клинтон, а теперь этот «кошелёк» демократов надо прибрать к рукам.
Блокада Катара в определенном смысле продиктована со стороны Соединенных Штатов. Вся эта ситуация также может каким-то образом сказаться и на Турции. Если ранее союз Катара, Турции и Ирана был в определенной степени скрыт от глаз, то сейчас этот союз вышел на свет. Эти три страны будут думать над новыми решениями перед новыми вызовами.
(авт.Бабур Дауренбек)
23.07.2017 в 15:42 -