KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К политике Китая в Таджикистане

К политике Китая в Таджикистане

14.05.2017

В постсоветский период развитие отношений центрально-азиатских стран с Китайской Народной Республикой (КНР) складывались в зависимости от уровня обоюдной заинтересованности друг в друге. На протяжении всего этого времени межгосударственные и межправительственные контакты носили интенсивный характер и дополнялись взаимными систематическими визитами региональных делегаций. В результате, Китай превратился в ведущего торгово-экономического партнера в регионе.

Тем не менее наибольшая активность КНР проявляется к РТ. И все бы ничего, однако, как утверждают многие специалисты, усилия Пекина сосредоточены на получении доступа к природным ресурсам Таджикистана (прежде всего, драгоценным и редкоземельным металлам).

Как известно, основным инструментом проникновения Китая в таджикскую экономику стало широкомасштабное льготное кредитование и инвестирование.

Но следует особо отметить, что китайские бизнесмены очень избирательны в выборе инвестпроектов. Они не вкладывают капитал в производящие и перерабатывающие мощности, которые способны в будущем составить конкуренцию производителям из КНР. Предпочтительными направлениями кредитования являются горнодобывающий сектор экономики и инфраструктура Таджикистана.

Касательно кредитов, еще в начале 2000-х годов руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ (г.Екатеринбург) Д.С.Попов утверждал: «Пекин выделяет т.н. «дешёвые» кредиты на льготных условиях и на срок до 20 и более лет, которые на фоне труднодоступности ликвидных российских и западных финансовых ресурсов практически не имеют альтернативы. Возможность использовать их для быстрого решения насущных социально-экономических задач заставляет руководство Таджикистана постоянно наращивать долг перед Китаем. Этот путь развития экономики представляется глубоко порочным, поскольку лишь создаёт обманчивое впечатление быстрого роста основных макроэкономических показателей и ведёт к формированию долговой зависимости. Что же касается прямых инвестиций, то китайские банки и корпорации явно неохотно идут с ними в таджикскую экономику, практически полностью отдавая приоритет разнообразным кредитным схемам».

По истечению десятилетия ситуация не изменилась и, в итоге, на сегодня Китай является главным кредитором, что подтверждается и данными опубликованными в статье «Как Таджикистану откупиться от Китая?» (интернет-сайт «Stan Radar«, 16.01.2017г.): «Поднебесной страна задолжала в общей сложности почти $1,2 млрд. Это составляет более 52% от общего размера внешнего долга Таджикистана, который близится к $2,3 млрд.»

Несомненно, что усиление кредитной зависимости Таджикистана от Китая облегчает доступ китайских корпораций к природным богатствам и экономическим активам республики. Причем в РТ уже реализуется формула «инвестиции в обмен на природные ресурсы».

Одним из последних примеров этого является возведение китайской корпорацией ТВЕА Душанбинской ТЭЦ, строительство которой закончилось в декабре 2016 года (общая стоимость проекта $349 млн., из которых $17,4 млн. вклад таджикского правительства). Согласно условиям договора правительство РТ предоставляет Китаю лицензию на разработку месторождений редкоземельных и драгоценных металлов.

В частности, в 2014 году власти республики уже передали китайской компании ТВЕА право на проведение геологоразведочных работ на двух золоторудных месторождениях в Согдийской области (стоимостью около $30 млн.), а также права на разработку одного из угольных месторождений республики. А в 2016 году ТВЕА получила разрешение и начала разработку золоторудного месторождения «Восточная Дуоба» и «Верхний Кумарг».

Более того, по мнению представителей экспертного сообщества, в том числе эксперта по странам Центральной Азии А.Захватова, «Китай контролирует значительную долю мировых запасов редких металлов, используемых в наукоемкой и высокотехнологичной продукции — в компьютерной, бытовой и электронной технике. А также в солнечной энергетике, в космической технике и в производстве оружия».

Известно, что на сегодня геологическую разведку недр в РТ китайцы проводят совместно с таджикскими геологами. Причём специалисты из КНР активно пользуются советскими и таджикскими исследовательскими данными и сохранившейся инфраструктурой. Особой интерес для КНР представляет Памир.

По словам первого замначальника Главного управления геологии Таджикистана Р.Бахтдавлатова: «Горнорудная промышленность РТ в основном представлена китайскими компаниями. Действует такая система — берутся за основу советские данные и результаты работы, проделанной нашими учёными с 1992 года. И параллельно проводятся геологоразведочные работы. Китайцы пристально следят за любыми исследованиями коллег, касающимися оценки запасов драгоценных металлов на территории Памира.»

Справка: в массиве Памирских гор содержатся огромные запасы серебра, свинца, олова, полудрагоценных и драгоценных минералов. Особую ценность для горнорудной промышленности представляют месторождения около 20 редких металлов и редкоземельных элементов — бериллия, рубидия, цезия, лития, титана и тантала. В том числе радиоактивных — урана, актиния, радия, полония и ряда других.

Как заметили эксперты, именно кредитная политика является основным инструментом продвижения китайских интересов в Таджикистане. Причем китайский капитал в республике предпочитает вести работу с теми местными элитами, которые способны лоббировать интересы Пекина.

В этом контексте интересна позиция доцента кафедры международных отношений Евразийского университета им.Л.Гумилева (Казахстан) А.Ногаевой на одном из семинаров в декабре 2016 года, касающегося использования «мягкой силы» крупными державами в Центральной Азии и на Кавказе. Она отметила: «… улучшение странового имиджа посредством привлечения иностранных студентов — результат большой работы властей Китая. Она не дает быстрых результатов, но рассчитана на долгосрочную перспективу. Такая политика способствует возникновению лояльных к Китаю сил по всему миру. С «мягкой силой» у Китая все хорошо…».

В принципе, имея финансово-экономические рычаги давления на таджикское руководство, Пекин уже добился в январе 2011 года уступок от Душанбе (Соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», согласно которому КНР передано более 1 тыс. кв. км на территории Мургабского района на Восточном Памире, где сейчас работают добывающие китайские компании).

В этой связи необходимо уделить внимание следующему вопросу. Сложилось так, что военно-политическая роль в регионе отведена России, а «роль банкира, бизнесмена и спонсора» принадлежит Китаю (что, в принципе, как считают политологи, пока позволяет избежать конкурентной борьбы между Москвой и Пекином в Центральной Азии).

Однако, не исключено, что рост государственной задолженности, а также целенаправленная персональная работа с ведущими элитами, могут являться не только инструментами продвижения интересов Китая в Таджикистане, но и привести к трансформации политического курса Душанбе. Как видится, вложив немалые финансовые средства, КНР напрямую заинтересована оказывать содействие в сохранении стабильности политического режима в Таджикистане, «обеспечивая безопасность китайских предприятий и других экономических объектов в РТ».

По мнению эксперта Российского института стратегических исследований А.Куртова, «этот процесс уже наблюдается. Внешняя политика Таджикистана в определенной степени переориентируется на Китай, уменьшая связи с Россией».

Таким образом очевидно, что наращивая своё экономическое присутствие в Таджикистане, Китай получает доступ к активам таджикских предприятий и месторождениям полезных ископаемых. Причем усиление кредитной зависимости РТ от КНР создает для Душанбе новые и пока недооцененные риски, в том числе и в политической сфере. В этой связи экономические отношения двух стран нельзя назвать безоблачными и тем более равноправными.

Манабаев
15.05.2017 в 14:01 - Ответить

Думается, что в настоящее время Таджикистан довольно близко подошел к тому рубежу, за которым следует потеря экономической, а вслед за ней – и ограничение политической независимости страны.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока