KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К портрету современного джихадиста

К портрету современного джихадиста

01.07.2017

Анализ интернет-ресурсов показывает, что религия по-прежнему остается неотьемлемой частью духовной жизни обществ и стран. При этом в последнее время идет активный выброс материалов в глобальное информационное пространство, содержащих пропаганду экстремизма и терроризма, побуждающих молодых людей к антиобщественным деяниям.

В частности, депутат нижней палаты парламента Таджикистана Дж.Маджидзода при обсуждении поправок в закон РТ «Об оперативно-розыскной деятельности» на заседании сессии 7 июня т.г. отметил, что «порядка 90 тыс. сообщений получают пользователи Интернета в Таджикистане от экстремистских и террористических организаций с призывом о присоединении к ним». По его словам, в Таджикистане количество пользователей Интернета достигает 3 млн. человек и 80% из них имеют доступ к нежелательным сайтам.

Вместе с тем, со слов директора исполкома региональной антитеррористической структуры ШОС Е.Сысоева, «правоохранительные органы стран Шанхайской организации в 2016 году заблокировали доступ почти к 100 тыс. интернет-ресурсов, которые разместили около 1 млн. документов террористическо-экстремистского характера».

На этом фоне в экспертном сообществе возрастает обеспокоенность угрозой религиозной радикализации молодежи, как наиболее восприимчивой части общества, с еще только формирующимся мировоззрением и характерными для ее возраста бескомпромиссностью и безапелляционностью суждений.

Между тем, эксперты признают, что меняющиеся глобальные тренды, возникновение новых рисков и вызовов влияют на нарастание напряженности в религиозной сфере За последние несколько лет изменилось отношение к вере, восприятие принципов религии, а также жизненная философия религиозного человека. Беспрецедентным явлением сегодня становится то, что «вновь утвердившиеся в вере» мусульмане сознательно ищут собственной смерти. Столь методичный выбор смерти — недавнее явление.

По наблюдениям таджикского эксперта профессора М.Олимова, в Таджикистане ислам является основой конфессионального самосознания молодежи. По данным соцопросов, 99,5% молодых граждан республики считают себя мусульманами. Правда, лишь 32% из них регулярно исполняют основные предписания шариата, включая 5-кратный намаз и пост. При этом, вопреки стереотипам, наиболее религиозной является не сельская, а городская и даже более того столичная молодежь: высокообразованные семейные мужчины, но с низкими и средними доходами. Наименее религиозны девушки в возрасте от 14 до 19 лет. Максимализм молодых людей проявляется в том, что 42,2% из них признают лишь одну возможную трактовку ислама, а 16% допускают в отдельных случаях применение религиозно мотивированного насилия и тактику смертников.

Сегодня гибель террориста является не простой вероятностью неудачных последствий его действий это центральная часть его плана. Та же увлеченность смертью наблюдается среди джихадистов, примыкающих к «Исламскому государству» (ИГ). Террористы-смертники воспринимают самоубийство как конечную цель своей миссии.

По оценкам немецких экспертов в апреле т.г., от 2000 до 4000 тысяч выходцев из пяти центральноазиатских республик сражаются в Сирии на стороне «Исламского государства». По их утверждению, таджики, например, широко представлены в категории смертников боевиков ИГ. Так, из 186 террористов-смертников, подорвавших себя в Сирии и Ираке с декабря 2015 до ноября 2016 года, 28 были выходцами из Таджикистана — больше, чем из любой другой страны. Для справка: по 17 – граждане Саудовской Аравии и Марокко; 14 из Туниса; 13 из России; 11 из Египта; по 7 из Китая и Ирана; по 4 из Узбекистана и Турции; по 2 из Казахстана и Афганистана.

Кто эти новые радикалы и джихадисты?

На взгляд автора, достаточно интересная точка зрения заложена в размещенной 24.04.2017г. в интернете статье, которая является отредактированной выдержкой из книги Оливье Руа «Джихад и смерть: обращение Исламского государства к миру» (Jihad and Death: The Global Appeal of Islamic State), опубликованной издательством Hurst.

В частности, Оливье Руа считает, что «современный джихадизм — есть молодежное движение, которое не только складывается независимо от религии и культуры отцов, но и коренится в более широкой молодежной культуре. Этот аспект современного джихадизма крайне важен.

Наставниками первого поколения джихадистов выступали Бен Ладен, Рамзи Юсеф и Халед Шейх Мохаммед. Однако начиная с 1995 года стала формироваться новая формация джихадистов — известная на Западе как «доморощенные террористы».

Те, кто совершают теракты в Европе, не являются жителями сектора Газа, Ливии или Афганистана. Они необязательно живут за чертой бедности, подвергаются унижениям или менее других интегрированы в общество. Тот факт, что 25% джихадистов являются новообращенными, показывает, что связь между радикалами и их «народом» также является во многом мнимым конструктом.

Чтобы проследить жизненный путь террористов, нет необходимости предпринимать кропотливый сбор материалов на местах. Все данные и профили доступны. Характерная черта заключается в том, что почти все радикалы, которые, пожив вполне светской жизнью, с регулярными походами в клубы, употреблением алкоголя, мелкими правонарушениями, внезапно возвращаются к религиозным обрядам либо поодиночке, либо в небольших группах. Состав группы всегда один и тот же: братья, друзья детства, приятели, которые познакомились в тюрьме или в тренировочном лагере.

Новые радикалы в большинстве своем глубоко погружены в молодежную культуру: они посещают ночные клубы, «клеят» девочек, курят и пьют. Согласно собранной базе данных, у примерно 50% джихадистов во Франции за плечами есть история мелких преступлений. Аналогичная цифра наблюдается в Германии и Соединенных Штатах. Их стиль в одежде также соответствует современной молодежной моде: марки, бейсболки, капюшоны, иными словами, уличная одежда. В своих музыкальных предпочтениях они тоже идут в ногу со временем: любят рэп и клубную музыку. Зачастую боевые спортивные клубы в общественной жизни джихадиста оказываются важнее мечетей.

Тюрьма усиливает многие факторы, которые подпитывают современную радикализацию: поколенческий аспект; бунт против системы; распространение упрощенной версии салафизма; формирование сплоченной группы; поиск достоинства, связанного с соблюдением нормы; и новое толкование преступления как законного политического протеста.

Собственно в религиозной среде они никогда и не жили. Отношения с местной мечетью у них складывались весьма неоднозначные: либо они появлялись там эпизодически, либо их исключили за проявление неуважения к местному имаму.

Они не располагают необходимой религиозной культурой — и, что самое важное, мало об этом заботятся. Они не становятся радикалами потому, что неправильно истолковали тексты или стали объектами манипуляции. Они — радикалы потому, что таков их собственный выбор, потому что радикализм их притягивает. Эти радикально настроенные молодые люди читали тексты на французском или английском языке, циркулирующие в интернете, труды на арабском языке им не знакомы.

Самой радикальной чертой людей этой новой формации по сравнению с предыдущими поколениями революционеров, исламистов и салафитов является их ненависть к существующим обществам, будь оно западное или мусульманское. Эта ненависть воплощается в погоне за собственной смертью при совершении массового убийства. Они убивают себя вместе с миром, который отвергают».

Очевидно, что с данным профилем так называемых вновь обращенных радикалов нельзя не согласится. Их мировоззренческие установки весьма противоречивы, поскольку разнообразная, поверхностно усвоенная информация, складывается в их головах в своеобразный винегрет.

Мировоззрение определяет выбор путей, которыми человек предпочитает идти, и определяет устремленность его за пределы этого мира с его страданиями и удовольствиями, его жизнью и смертью. Сформированное мировоззрение определяет не только мировосприятие, окружающей человека действительности, но и направление его активности.

Однако джихадизм имеет очень узкую социальную и политическую базу он не мобилизует массы, а лишь привлекает к себе тех, кто предпочитают заключать договор со смертью.

Вероятно, по этой же причине уничтожению подвергаются инфраструктуры, памятники мирового исторического наследия и места отправления культа в разных уголках мира.

Как видится, преследуемые террористические цели никак не связаны с религией и духовностью. Это огромный механизм, созданный для захвата власти, порождения террора и хаоса в цивилизованных странах, демонстрации насилия и жестокости как метода запугивания и подчинения завоеванных территорий. При этом отмечается следующая тенденция — джихад становится «формой трудовой миграции».

Между тем, террористические акты уже не ставят общества на колени — они только провоцируют ответную реакцию. И этот тип терроризма сегодня уносит больше жизней молодых мусульман.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока