22.01.2017
На протяжении многих десятилетий не утихает полемика касательно строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. В дискуссию вовлечены национальные, региональные и международные эксперты, поскольку переплетение политических, экономических, гидроэнергетических и экологических факторов обусловливают конфликт интересов ключевых государств Центральной Азии.
Тем не менее 29 октября 2016 года в Таджикистане дан старт строительству Рогунской плотины. Стоит отметить, что президент страны Э.Рахмон лично сел за рычаги бульдозера и перекрыл р.Вахш. Как отметили наблюдатели, «в этом жесте выражалась воля и стратегический характер стройки». Придав перекрытию масштабный публичный характер, руководство республики как бы давало понять всем, что обратного хода в реализации проекта не будет, что на этот раз оно твёрдо настроено довести начатое дело до его логического завершения.
Несомненно, реализация этого проекта обеспечит достижение энергетической безопасности Таджикистана и даст возможность существенно пополнить бюджет за счет продажи электроэнергии за рубеж и поэтому важна для руководства страны. Между тем «рогунский проект» имеет существенное значение не только для Душанбе. Его следует рассматривать на региональном и международном уровнях.
Справка: подготовка к строительству ГЭС была начата еще в 1976 году. Первое перекрытие Вахша состоялось 27 декабря 1987 года. К 1993-му высота перемычки достигла 40 м, был проложен 21 км тоннелей. После распада Советского Союза из-за отсутствия у Таджикистана нужных средств ГЭС была законсервирована. 8 мая 1993 года верховая строительная перемычка была размыта мощным паводковым потоком, тоннели и машинный зал были частично затоплены.
В 2012 году под патронажем Всемирного банка началась экспертиза проекта строительства Рогунской ГЭС, которая была завершена в 2014 году. В ТЭО говорится, что «место, выбранное под строительство Рогунской ГЭС, хотя и является сейсмологически сложным, подходит для строительства ГЭС».
Плотина должна стать самой высокой в мире (335 метров). После ее возведения будет образовано Рогунское водохранилище полным объемом 13,3 куб. км. Его планируется использовать в энергетических и в ирригационных целях. Согласно графику первый агрегат ГЭС заработает в конце 2018 года, а второй — в апреле 2019 года. Стоимость строительства оценивается в $2,2 млрд., первой очереди — $590 млн.
Буквально недавно строительство плотины являлось основной конфликтогенной предпосылкой таджикско-узбекского противостояния.
Так, с обретением независимости Таджикистан и Узбекистан сконцентрировались на решении собственных экономических проблем, руководствуясь исключительно национальными интересами. Причем сразу же обострились историческое соперничество и старые обиды. Все громче зазвучали декларации о восстановлении попранной в прошлом справедливости.
Немалую роль в этом играла личная взаимная неприязнь президентов РУ И.Каримова и РТ Э.Рахмона, которая усугубляла многочисленные объективные проблемы — спорные участки границы, диаметрально противоположные взгляды на водопользование, позиции в вопросах безопасности и т.д. При этом отмечается, что в отношении с соседями по региону покойный президент РУ стремился к модели поведения старшего брата. Однако никому уже не хотелось быть «младшим братом» и места общим интересам не оставалось. В результате энергетическая проблема стала одной из болевых точек в таджикско-узбекских отношениях.
В первой половине 2000-х годов ситуация с дефицитом электроэнергии в Таджикистане резко обострилась, что заставило власти серьёзно заняться вопросом создания возможностей по использованию своих гидроэнергоресурсов. С 2012 по 2014 годы Всемирным банком с привлечением экспертов из Франции, Италии, Германии, Швейцарии была проведена техническая и экологическая экспертиза современного проекта ГЭС. По ее результатам создание Рогунской ГЭС признано безопасным и экономически выгодным (в заключении экспертизы той же ГЭС, подготовленном известными европейскими компаниями Coyne & Bellier, Electroconsult и Energy & Water Economics, отмечается, в частности, что эта ГЭС сможет гарантированно работать 115 лет и сейсмоопасности не подвержена).
Однако Узбекистан с выводами комиссии не согласился, заявив, что никогда не поддержит этот проект. При И.Каримове Ташкент развернул широкую кампанию на региональном и международном уровнях против возведения ГЭС. На различных площадках проект стабильно подвергался критике, где указывались «опасные и непоправимые последствия рискованных шагов, предпринимаемых таджикской стороной, для региона Центральной Азии».
Помимо дипломатического давления Душанбе подвергся экономической и транспортной блокаде со стороны Узбекистана, в частности узбекская железная дорога отказалась пропускать грузы с материалами, предназначенными для строительства ГЭС, а временами и вообще все грузы.
Политологи связывали эти действия с тревогой Ташкента по поводу возможности Бишкека и Душанбе в одностороннем порядке контролировать сток рек, ставя расположенные ниже по течению реки страны в зависимое положение (использовать воду как средство политического давления). При этом Узбекистан планирует поставлять электроэнергию в Афганистан, поэтому в «рогунских» проблемах сказывается, похоже, и фактор конкуренции.
Как мы видим, сложился нездоровый климат межгосударственных отношений на региональном уровне, что, конечно, никоим образом не способствует предотвращению водного кризиса.
Тем временем в июле 2016 года национальная управляющая компания ОАО «Рогунская ГЭС» и Salini Impregilo S.p.A. подписали соглашение на $3,9 млрд., которые пойдут на проектирование, закупку оборудования и строительство плотины, тоннелей, водоводов, машинного зала ГЭС. Сразу же Узбекистан в письме к таджикскому руководству вновь указал на опасность техногенной катастрофы при строительстве Рогунской ГЭС.
Однако, несмотря на то, что осенью 2016 года Таджикистан развернул активное строительство Рогунской ГЭС какой-либо бурной реакции или агрессии со стороны Ташкента не отмечалось.
Более того, наблюдается таджикско-узбекская активизация. Первый контакт президента РТ Э.Рахмона с Ш.Мирзиёевым в качестве наиболее вероятного преемника на посту главы РУ состоялся в сентябре 2016 г. (в тот период Э.Рахмон прибыл в Ташкент на похоронные мероприятия по И.Каримову). Дальнейшими контактами на высшем уровне стали телефонный разговор 5 октября президента РТ Э.Рахмона с Ш.Мирзиёевым уже как с и.о. президента РУ и 5 декабря как с новым главой узбекского государства.
Немаловажен визит министра иностранных дел РУ А.Комилова в Душанбе, где с президентом РТ обсуждено конструктивное взаимодействие по гидроэнергетическому, транспортно-логистическому и гуманитарному направлениям. На встрече 16 ноября 2016 г. в Ташкенте А.Комилова с первым заместителем заместителя министра энергетики и водных ресурсов РТ С.Рахимзоды рассмотрен вопрос «рационального использования водно-энергетических ресурсов в центральноазиатском регионе».
С этого периода наблюдаются позитивные подвижки в таджикско-узбекских отношениях с перспективой их развития, поскольку стороны подтверждают готовность как к продолжению открытого и широкого диалога, так и, фактически, к поэтапному снятию препятствий на пути широкого сотрудничества.
Большинство политологов и наблюдателей, хотя не говорят о скорых прорывных решениях, но отмечают снижение накала в таджикско-узбекских отношениях. В таджикской прессе начали публиковать материалы об общих исторических, культурных корнях двух народов, о необходимости развития сотрудничества в различных сферах.
Более того, факт обсуждения водных вопросов в спокойном тоне, без публичного внимания, свидетельствует о желании найти точки взаимопонимания и серьёзности намерений выйти из состоянии открытого конфликта.
По мнению таджикского политолога И.Нарзиева, «до совместного строительства ГЭС еще не дошло, но надежды на улучшение отношений появились».
Руководитель Таджикского медиахолдинга «TAJINFO» М.Эгамзод считает, что завершение строительства Рогунского гидроузла должно превратиться из «яблока раздора» в инструмент укрепления дружбы между народами Таджикистана и Узбекистана.
В Душанбе 27-28 декабря 2016 года состоялось Четвертое заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан. После заседания директор Центра стратегических исследований при президенте РТ Х.Холикназар отметил «такой уровень взаимодействий и контактов, который налаживается сегодня, невозможно было представить раньше. К настоящему времени стороны достигли определённых успех по вопросам транспорта и смягчения визового режима. Достигнуты предварительные договорённости по вопросам возобновления воздушного сообщения и железнодорожного сообщения».
Говорить о серьезной оттепели в отношениях Узбекистана и Таджикистана пока сложно, но её знаки, действительно, есть. Ташкент перестал категорически критиковать таджикские энергетические проекты и проявляет желание вести переговоры, что, в свою очередь, открывает большие перспективы перед регионом в целом.
Ш.Мирзиёев, вступив в должность президента Узбекистана, в числе первоочередных задач во внешнеполитической сфере занялся «перезагрузкой» отношений с соседями по региону. В проекте указа президента Узбекистана Ш.Мирзиёева говорится о намерении в 2017 году активизировать переговоры по обустройству границ с соседями. Предусматривается возобновление процесса переговоров с Таджикистаном и Туркменистаном для обсуждения вопроса правового оформления несогласованной части госграницы.
Как видно, активизировавшийся конструктивный диалог дал первые плоды. Хочется надеяться, что этот тренд будет устойчивым и выведет отношения между двумя странами на уровень, отвечающий их коренным национальным интересам и, прежде всего, по наболевшей водной проблеме.
Но с другой стороны, мы говорим только об изменении позиции Узбекистана, а она сама по себе не гарантирует успех в решении сложного водно-энергетического вопроса региона. Поэтому следует быть осторожным с оценками. И тем не менее определенный оптимизм в отношении водной ситуации в Центральной Азии сохраняется – дело в том, что, как показывает исторический опыт, водные конфликты рано или поздно разрешаются. И путь к этому лежит через сотрудничество и экономическую интеграцию.