KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К ситуации в Мьянме

К ситуации в Мьянме

08.09.2017

По мнению политологов, резонансные межэтнические столкновения, происходящие в Мьянме, могут быть использованы отдельными государствами для реализации собственных политико-экономических планов в отношении этой страны.

Сразу отмечу, что в казахстанском обществе по-разному отнеслись к событиям в Мьянме. Мусульманское сообщество выступило с предложениями о протестах в защиту мусульман Мьянмы, аналогичные в Грозном и Турции. Однако, надо полагать, что Казахстан и его граждане не должны поддаваться на скоропалительные акции, которые могут подорвать его авторитет перед мировым сообществом и внести разлад в целостность и спокойствие государства. В этой связи позиция Казахстана по отношению к этой проблеме очень взвешенная и продуктивная.

Согласно Заявлению МИД РК, Казахстан выражает обеспокоенность в связи напряженной ситуацией в штате Ракхайн Мьянмы и выступает за разрешение конфликта исключительно мирным путем, осуждая недавние нападения, совершенные боевиками «Армии спасения рохинджей Аракана».

При этом подчеркивает, что межэтническая и межрелигиозная рознь, а также растущая проблема беженцев в приграничных с Мьянмой государствах, может послужить плодородной почвой для внутреннего и внешнего терроризма, и стать источником угроз для международного мира и безопасности.

Тем не менее попробуем проанализировать, что же все таки происходит в далекой Мьянме?

Расположенное в западной части полуострова Индокитай Республика Союз Мьянма до 1989 года официально именовалось Социалистической Республикой Бирма́нским Союзом, а сокращённо — Би́рмой (название «Бирма» имеет внешнее происхождение и внутри страны непопулярно). В 2010 году Мьянма сменила название страны, а также были изменены герб и флаг государства.

Страна с 1962 года находилась под управлением военных. В апреле 2008 года Государственный совет огласил новую конституцию Мьянмы. Её основной принцип — «дисциплинированная, процветающая демократия». По этой конституции четверть депутатских мест в парламенте Мьянмы резервируется за военными. Нынешний глава государства — Тхин Чжо — вступил в должность президента 30 марта 2016 года.

Республика Союз Мьянма — полиэтничная страна, в которой насчитывается более ста народностей. Население составляет примерно 60 млн. чел. Основные этносы: бирманцы 68%, шаны 9%, карены 7%, араканцы 4%, китайцы 3%, индийцы 2%, моны 2%, качины 1,5%, другие народности — 3,5%.  Конфессиональный состав населения: буддисты — 89%, христиане — 4%, мусульмане — 4%, анимисты — 1%, прочие — 2%.

Традиционные мусульмане, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы. С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов.

С бенгальцами рохинджа ситуация иная. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. Долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом.

Справка: рохинджа — этническая группа, компактно проживающая в штате Ракхайн. Этнически и лингвистически родственны, в отличие от остальных народов Мьянмы, народам Индии и Бангладеш. Оценочная численность в Мьянме по состоянию на 2012 год — 800 тысяч человек. По данным ООН, они являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в мире. Многие рохинджа живут в лагерях беженцев в соседнем Бангладеш, а также районах, расположенных вдоль тайско-мьянманской границы. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными иммигрантами.

У рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Ситуация начала накаляться с 2012 года. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

Весной 2014 года, после нападений на склады и офисы гуманитарных миссий ООН в штате Ракхайн, сотрудники этих организаций покинули Мьянму. Власти Мьянмы утверждают, что мусульмане заявляют о своём бедственном положении, чтобы «оказать давление на правительство Мьянмы через зарубежную прессу» и пытаются запретить использование самого термина «рохинджа», считая представителей этого народ бенгальцами.

По данным ООН, с января по март 2015 года около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов, что в два раза больше, чем за тот же период 2014 года. Власти Таиланда усилили контроль за маршрутами нелегального провоза людей.

В мае 2015 года Малайзия не разрешила очередной группе беженцев-рохинджа из Мьянмы и нелегальных мигрантов из Бангладеш (всего около 500 чел.) на судне высадиться на своей территории. Власти Малайзии заявили, что дали беженцам продовольствие, воду и топливо, после чего развернули судно обратно.

В конце мая 2015 года Малайзия и Индонезия объявили, что временно предоставят убежище 7-8 тыс. мигрантам из Мьянмы и Бангладеш.

9 октября 2016 года около 200 человек атаковали три мьянманских погранпоста. Девять пограничников были убиты. В ответ власти Мьянмы ввели войска в штат Ракхайн, на территории начались волнения среди рохинджа. В период с 9 октября по 2 декабря 21 тыс. рохинджа бежали в Бангладеш. Власти Бангладеш решили поселить беженцев на острове Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой, а затем депортировать обратно в Мьянму. По мнению властей, это позволит снизить социальную напряжённость, так как сведёт контакты между бангладешцами и рохинджа к минимуму.

Впервые идея переселения рохинджа на Тенгар-Чар была предложена в 2015 году, однако вызвала взрыв возмущения в правозащитном сообществе и в итоге так и не была реализована.

Еще в 1970-1980-х гг. военная хунта обвиняла рохинджа в сепаратизме. Теперь их удобно обвинить в том, что из-за них в стране есть риск появления ячеек террористической группировки Исламское государство.

Против рохинджа направлен поощряемый правительством буддистский национализм. Самым ярким примером тому, является деятельность националистического антиисламского Движения 969 во главе с монахом Ашином Вирату, который открыто призывает к уничтожению мусульман, указывая: «если мы будем проявлять слабость, то наша земля станет исламской». Его пропаганда привела к антимусульманским выступлениям в 2013 году. Вирату находился в тюрьме в качестве политзаключенного в 2003-2012 годах, и сразу после выхода он возглавил движение в поддержку инициативы президента Тейн Сейна (2011-2016) по насильственному переселению рохинджа в другую страну. От Вирату отрекся сам Далай Лама.

Как показывает изучение последних событий, наиболее значимый фактор, приведший к обострению ситуации вокруг рохинджа в 2016-2017 гг. имеет геополитическое происхождение.

Рохинджа, проживают в стратегически важном регионе на западе Мьянмы — это участок морского побережья, выходящий на Бенгальский залив. Для Китая это важнейший с точки зрения проведения торговых операций со странами Ближнего Востока и Африки коридор, позволяющий снизить зависимость от поставок через Малаккский пролив. Уже сейчас реализованы проекты нефте- и газопровода от города Куакпую (Ситтве), что в штате Ракхайн до китайской провинции Юннань. Нефть по трубопроводу в Китай идет из Саудовской Аравии, а газ поставляет Катар. Обе ближневосточные страны, также как и ОАЭ инвестировали значительные средства в данные инфраструктурные проекты, и теперь хотят чтобы они быстрее окупились.

Чтобы сгладить проблему рохинджа правительство Саудовской Аравии даже разработало план их переселения к себе, только бы ситуация в Мьянме была спокойной. Но этот план пока не реализован, только 400 тыс. рохинджа переселены в аравийскую монархию. В то же время, именно Эр-Рияд и Исламабад выступают спонсорами повстанческого движения ARSA, чтобы иметь рычаги давления как на Мьянму, так и на Китай. International Crisis Group подтверждает, что лидер движения Ата Улла имеет связи с частными лицами в Саудовской Аравии и Пакистане.

Для правительства Мьянмы существование ARSA тоже выгодно, ведь борьбу с ним можно использовать как козырь в торгах с Пекином по привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты. Также при Аун Сан Су Чжи Мьянма уже несколько тяготится братскими отношениями с Китаем, поскольку желает привлечь инвесторов с Запада.

В свою очередь в США очень высоко ценят стратегическое положение Мьянмы для оказания давления на Китай. Последний уже оказался плотно окружен союзниками Вашингтона, тут и Индия, и Вьетнам, и Южная Корея с Японией, и Вьетнам, и Таиланд. В общем Мьянма — это единственный друг для китайцев сейчас, и терять его нельзя.

В итоге, однозначно, что в Мьянме идет откровенный геноцид религиозного меньшинства – мусульман-рохинья. Активизация противостояния именно сейчас произошла в результате того, что мировое сообщество попустительствовало продолжавшемуся достаточно длительный период времени межэтническому конфликту. В результате он постепенно перерос в явный беспредел именно сейчас, когда «количество перешло в качество» и далее уже терпеть его стало невыносимо.

Вполне вероятно, что конкретно какое-либо государство не будет стоять за той или иной стороной конфликта в качестве его инициатора. А вот использовать его могли те, кому это выгодно. В «подливании масла в огонь» с использованием «грязных» технологий как спецслужб, так и крупных транснациональных компаний, вполне могут быть замешаны заинтересованные политические и экономические субъекты.

(авт. Х.Еркожин)

 

Влад
08.09.2017 в 18:39 - Ответить

Очаги межрелигиозной напряженности с каждым годом увеличиваются. Теперь зарождается буддистки терроризм.

Дамет
08.09.2017 в 18:44 - Ответить

Все всегда ругают МИД Казахстана, что всегда делает заявления (касаются те или иные события к стране или нет). Я думаю правильно — мировое сообщество знает нашу четкую позицию.

Sergei Anov
27.08.2018 в 20:07 - Ответить

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, рассказывает Пётр Козьма. Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники . . http://interpult-s.ru — Interpult Studio Interpult Studio — всегда эффективное продвижение

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока