16.07.2022
Уровень коррупции в арабских монархиях Персидского залива, в том числе в Кувейте, невысокий. Тем не менее, проблема борьбы с коррупцией занимает важное место во внутренней политике Государства Кувейт. По уровню восприятия коррупции страны Персидского залива отличаются друг от друга. Согласно данным международной организации Transparency International по уровню восприятия коррупции в 2021 по Кувейту снизился до 43 инд.п.
Вопросы коррупции, начиная с 1990-х годов это главная тема, поднимаемая в парламенте Кувейта. В 1990 г. произошла агрессия Ирака против Кувейта. В 1992 г. вновь начал действовать парламент после освобождения Кувейта от оккупации. Период оккупации очень стимулировал все политические процессы в Кувейте, создал новую ситуацию в стране, способствовал активизации деятельности парламента. В парламентскую оппозицию входили и представители либеральных сил, и исламистские организации. Они стали выдвигать обвинения отдельным министрам, в том числе представителям правящей семьи, в хищениях, в превышении своих полномочий, во взяточничестве. То есть такая практика существовала уже давно. В 2011 в ходе массовых протестов в Кувейте главным требованием была отставка премьер-министра. Депутат парламента от оппозиции привел доказательства о переводе огромных сумм на счет премьер-министра через кувейтские посольства за границей. Эмир был вынужден отстранить премьер-министра. Хотя требования о его отставке оппозиция выдвигала с 2006 года. Это было длительное противостояние между правительством и парламентом. В Кувейте были министры, которых снимали с должностей, судили, но никто из них реального срока не получил, т.к. невозможно было собрать необходимое количество доказательств. Все осложняется и тем, что некоторые министры были представителями правящей семьи, и семья делала всё, чтобы замять это дело. До тюремного заключения дело не доходило.
В странах Персидского залива существуют шариатский суд и обычные суды: уголовные, гражданские. Шариатские суды обычно разбирают семейные проблемы, проблемы наследования и мелкие преступления (например, кражи). Все остальные преступления, а хищение государственных средств – серьезное преступление, разбирает уже обычный уголовный суд. И наказание такое же, как во многих странах: тюремное заключение. Общественное порицание очень сильное. Сейчас общество в монархиях Залива старается сделать всё, чтобы искоренить это явление, поэтому борьба с коррупцией приобретает всё более широкие масштабы во всех странах. Обвинение в коррупции – серьезное обвинение, т.к. человек тут же теряет положение в обществе: с ним не будут иметь ни деловых, ни личных отношений. Такое обвинение вызывает серьезное осуждение. Может быть, это сказывается и на том, что уровень коррупции, особенно по сравнению с другими странами, не такой высокий. Уровень коррупции даже сопоставим с европейскими странами. И для развивающегося мира – это исключительное явление. Возможно, что одна из причин – неприятие коррупции в обществе. Существуют наказания и за дачу взятки. Поставлены на один уровень и те, кто дает взятки, и те, кто получает. В монархиях Персидского залива распространено традиционное неприятие коррупции. Это связано и с исламскими законами. Такие явления, конечно же, существуют, но общество это не принимает, поэтому это не афишируется. Кроме того, в этих странах соблюдается одна из главных заповедей ислама – закят, требующая от каждого мусульманина отдавать на благотворительность пятую часть своего дохода. Расходы чиновников контролируются посредством деклараций о доходах, там также существует запрет совмещения государственной службы и предпринимательской деятельности. Ограничений по вывозу капитала нет. Часть зарплаты можно хранить в иностранных банках. Но незаконные переводы денег за границу расследуются. В Кувейте был поднят скандал в отношении депутатов, которые брали взятки. По санкции прокурора удалось проверить их личные счета за границей: сколько денег пришло, за какой период. Так удалось доказать факт коррупции. Неформальные практики наказания: отношение к взяточникам – коренным жителям или иммигрантам имеет различия. Если чиновник-иностранец будет обвинен в коррупции, то его постигнет более строгое наказание, чем местного чиновника. И за него не будут ходатайствовать представители правящей семьи, чтобы дело не дошло до суда. Поэтому иностранцы боятся брать взятки – можно потерять место. Имущество разоблаченных коррупционеров при обвинительном приговоре человек должен вернуть все похищенные средства в казну, если обвинение доказано и точные данные подтверждены. Распределение постов по родству в последнее время не распространено. Но за правящей семьей, как за институтом государственной власти, закреплены ключевые министерские посты: премьер-министра, министра обороны, иностранных дел, внутренних дел.
В Кувейте требовали создания выборного правительства, чтобы премьер-министром был глава той фракции, которая победила на выборах. Но для удовлетворения этого требования необходим слом всей существующей политической системы. Конечно, это будут очень серьезные изменения в стране.
Если раньше правительство воздерживалось от обсуждения вопросов коррупции и данная проблема поднималась только в частных средствах массовой информации, то теперь этот вопрос перестал быть табу и для правительственных кругов.
Стоит особо отметить, что отнюдь не последнюю роль в процессе борьбы с коррупцией в Кувейте играют такие органы, как Служба граждан и Агентство по оценке работы государственных институтов (Citizens Services and Government Bodies Assessment Agency).
Этими структурами был подготовлен доклад по коррупции в административной сфере, в котором говорилось о наиболее распространенных формах коррупции в стране и основных проблемах, связанных с коррупцией.
Во-первых, недостаточная ответственность политиков перед обществом. Во-вторых, отсутствие трудовой этики и сдерживающих механизмов. В-третьих, общественная система, в которой положение человека определяется не его собственными заслугами, а прочими факторами (например, близость к правящей элите). В-четвертых, слабый контроль над управляющими.
По мнению экспертов Transparency International, одна из особенностей Кувейта заключается в том, что, несмотря на существование органов, занимающихся контролем финансовых и криминальных аспектов в вопросе коррупции, органов осуществляющих мониторинг ответственности в административных вопросах не существует.
Эта задача изначально была возложена на Службу граждан и Агентство по оценке работы государственных институтов, однако вверенных им полномочий не достаточно для осуществления этой функции. Отсутствуют институционально закрепленные механизмы работы агентства, оно не может потребовать предоставить ему необходимые для расследования документы и допрашивать свидетелей.
Единственный доступный агентству инструмент – это возможность докладывать о деятельности конкретных официальных лиц или департаментов напрямую руководству.
В то же время, следует учитывать, что предпосылки для развития коррупции заложены в самой общественно-политической системе Кувейта.
Высокий уровень взаимозависимости в обществе, разросшийся бюрократический аппарат, большое количество норм – все это предоставляет государственным служащим монополию на принятие решений по наиболее важным вопросам.
Более жесткий контроль над управленцами позволил бы ограничить их влияние и возможности использования служебного положения в корыстных целях. Проблема заключается в том, что в борьбе с коррупцией ограничение деятельности чиновников одновременно ограничивает возможности функционирования государственного аппарата.
Примечательно, что в конституции страны заложены механизмы, позволяющие обеспечить ответственность властей перед гражданами. К примеру, в Кувейте существует Аудиторское бюро, задача которого заключается в том, чтобы контролировать расходы всех министерств и государственных учреждений. В парламенте также предусмотрен постоянный комитет по защите общественных финансовых средств, осуществляющий мониторинг деятельности правительства.
Однако некоторые специалисты говорят о неэффективности этих институтов в вопросах борьбы с коррупцией. Исследование парламентских комитетов, занимающихся расследованиями по вопросам коррупции, проведенное Кувейтским университетом, показало, что, несмотря на увеличение числа подобных комитетов, им так и не удалось добиться значительных успехов.
В обществе не развиты механизмы, позволяющие гражданам контролировать работу властей. Во многом это связано с отсутствие законов, предусматривающих свободный доступ населения к информации, позволяющей оценивать эффективность работы чиновников. Появление таких общественных институтов, как неправительственные организации, обычно выступающих в роли контролирующего и сдерживающего механизма для властей, так же затруднено. Согласно закону об общественных организациях, право выдачи лицензий для создания подобных организаций остается за правительством, которое также регулирует их деятельность и может их запрещать.
В то же время причины коррупции коренятся в самой общественно-политической системе Кувейта и обусловлены они сложившимися общественными связями, интересами влиятельных граждан, занимающих государственные посты, слабостью законодательной базы, особенностью политической культуры.
Противостоять этим факторам достаточно сложно, так как некоторые из них вытекают из многолетних традиций общественного развития. В этой связи, можно предположить, что, невзирая на усилия, предпринимаемые властями в данной области, в обозримом будущем вряд ли произойдут существенные изменения, и влияние неформальных связей в процессе принятия политических решений в Кувейте сохранится.