KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Муфтий компромисса между Россией и Турцией

Муфтий компромисса между Россией и Турцией

01.01.2018

Курултай Духовного управления мусульман (ДУМ) Казахстана избрал четвертого после 1991 года верховного муфтия республики – Серикбая Ораза, заместителя предыдущего муфтия, Ержана Маямерова. В своей речи Маямеров сказал, что лично рекомендовал Ораза своим преемником. Кандидатура каждого муфтия по умолчанию согласовывается со светскими властями страны.

Элемент сенсации кроется в том, что курултай, где избрали Ораза, официально анонсировался как внеочередной. Это означало, что утвержденный зимой 2013 года муфтий Ержан Маямеров уходит в отставку, что немало изумило казахстанцев. Маямеров в отличие от своего предшественника Абдасатара Дербисали не был замечен в компрометирующей звание муфтия любви к роскоши, в скандальных действиях или высказываниях. Сейчас Маямерову 45 лет – возраст «молодости» для муфтия. Проходила пока не подтвержденная, но и не опровергнутая официально информация, что столь быстрая отставка Маямерова была вызвана его приверженностью к хабашизму – околосуфийскому толку ислама из Эфиопии.

Каденция Маямерова оказалась самой короткой за историю ДУМ независимого Казахстана. Дербисали руководил ДУМ почти 14 лет, предшественник Дербисали Ратбек Нысанбаев – 10 лет. Первый муфтий независимого Казахстана Нысанбаев – духовный наставник избранного ныне муфтия.

Серикбаю Оразу 42 года. В 17 лет он выучился в Ташкенте на кари – чтеца Корана. До 21 года получал образование в каирском университете «Аль-Азхар» и Международном исламском университете Исламабада. В 2014 году в возрасте 39 лет окончил открывшийся в 2003 году в Алматы египетско-казахстанский исламский университет «Нур-Мубарак» по специальности «Религиоведение». К этому времени у Ораза был большой стаж работы в мусульманской сфере Казахстана. Он был главным имамом соборной мечети Астаны «Хазрет-Султан», главным имамом Костанайской области, специалистом по религиозным вопросам в администрации президента Казахстана.

Заочно нынешний муфтий выучился на юриста. «Это ему было нужно, чтобы как юрист оценивать распространение джихадистской идеологии в стране и давать этому правовую оценку, – сказал «НГР» профессор Евразийского национального университета имени Гумилева (Астана) Асылбек Избаиров. – Проблема экстремизма и терроризма усугубляется и в Казахстане, и за его пределами. В качестве выхода из ситуации Астана выбирает не усугубление противоречий между традиционалистами и салафитами, а нахождение точек соприкосновения, единой линии поведения по отношению к разным группам. В своих интервью и проповедях Ораз показывает, что казахские мусульмане – ханафиты и салафиты (представители разных богословско-правовых школ и систем убеждений. – ред.) – живут в одной стране, имеют одинаковые человеческие проблемы, и все по-своему стремятся к образу настоящего мусульманина. Его назначили муфтием, чтобы салафиты не воспринимали муфтият по примеру некоторых имамов – ханафитов. Эти имамы в своих проповедях сразу навешивают на салафитов обидные ярлыки: «короткоштанишники» (из-за обычая салафитов носить брюки не длиннее щиколотки. – ред.), «бородачи» и т.д. Такой путь ведет к конфликтам, а Ораз служит консолидации. Он стоял у истоков создаваемой в Казахстане центрально-азиатской школы мусульманского богословия, приглашал для этой работы муфтиев, в том числе из России».

Завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалиев в беседе с «НГР» уточнил, что центральноазиатская богословская традиция уходит в тюркский суфизм. «Суфизм обеспечивает умме (мусульманской общине. – «НГР») Казахстана поступательное и довольно устойчивое развитие, – считает эксперт. – Также при участии Ораза в Казахстане раскручивались такие позитивные бренды, как сайт традиционного понимания ислама «Азан.Kz». Университет «Нур-Мубарак» в Алматы, хоть и имеет египетские корни, за 14 лет своего существования способствовал созданию в Казахстане позитивной обстановки. Есть в стране поступательное развитие сугубо исламских экономических институтов. Начиная с 2010 года в Алматы работает действующий по шариатским нормам экономики банк с филиалами в Шымкенте и Астане. При участии Ораза, когда он еще не был муфтием, удалось снизить угрозу распространения джихадизма – самую острую для Казахстана в нулевые и последующие годы. Последний вызов такого рода – теракты в Актобе в июне 2016 года».

«Преемственность муфтиев друг другу и жесткий контроль деятельности муфтията со стороны государства обеспечивает светской власти и духовенству слаженную работу по решению остро стоящих вопросов, – продолжает Сафаргалиев. – Конечно, когда президент Нурсултан Назарбаев осенью с.г. объявил о полном переходе государственного языка на латиницу, высказывались опасения: партнер России по ЕАЭС, мол, повернулся к Турции и Западу, а значит против России. Но тяга к Турции для казахов нормальна, как для всех русских мира тяга к России. Все-таки большинство населения страны имеет тюркские корни. Личность Реджепа Тайипа Эрдогана (президент Турции. – «НГР») у казахов ассоциируется не с агрессивной идеологией пантюркизма, а с исламской составляющей».

По словам Избаирова, продвигаемый в Казахстане тюркский суфизм значительно отличается от кавказского: «У нас в прошлом были псевдосуфийские группировки, от которых правоверным был только вред. К примеру, у нас пытались подражать кавказскому Накшбандийскому тарикату. Серикбай Ораз ярый противник всего этого. Он сторонник классического суфизма, но подчеркивает: нельзя себя обманывать мыслью, что тарикаты устояли в первозданном виде до наших дней. Муфтий будет применять суфийское наследие, но не провозгласит себя шейхом. Не будет такого, как в Чечне, где Рамзан Кадыров ударился с головой в суфизм и за ним пошли все остальные чеченцы». «Думаю, то, что иногда считают в России турецким вектором развития ислама, это создаваемая у нас центральноазиатская школа богословия, – считает эксперт. – На нее будет делать ставку муфтий, а ближе всего, я думаю, он будет к вектору развития ислама в Татарстане».

Однако считать, что казахи целиком восприняли ислам в XIX веке от приезжих татар и башкир, по мнению Избаирова, большая ошибка. «У нас в древности были свои суфийские тарикаты. Из Хорезма к нам пришел в XII веке тарикат Кубравия, основанный Наджмадином Куброй, погибшим потом в борьбе с монголами. Ученик Кубры Наджмедин Дайех Рази обратил в ислам хана Золотой Орды Берке. Многие наши ханы были мюридами тариката Накшбандия. Все это новый муфтий будет брать не по отдельности, чтобы культивировать потом только одну традицию, а возьмет в комплексе. Он муфтий, который должен устраивать всех», – подытожил эксперт.

(авт. Артур Приймак)

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока