01.01.2018
Курултай Духовного управления мусульман (ДУМ) Казахстана избрал четвертого после 1991 года верховного муфтия республики – Серикбая Ораза, заместителя предыдущего муфтия, Ержана Маямерова. В своей речи Маямеров сказал, что лично рекомендовал Ораза своим преемником. Кандидатура каждого муфтия по умолчанию согласовывается со светскими властями страны.
Элемент сенсации кроется в том, что курултай, где избрали Ораза, официально анонсировался как внеочередной. Это означало, что утвержденный зимой 2013 года муфтий Ержан Маямеров уходит в отставку, что немало изумило казахстанцев. Маямеров в отличие от своего предшественника Абдасатара Дербисали не был замечен в компрометирующей звание муфтия любви к роскоши, в скандальных действиях или высказываниях. Сейчас Маямерову 45 лет – возраст «молодости» для муфтия. Проходила пока не подтвержденная, но и не опровергнутая официально информация, что столь быстрая отставка Маямерова была вызвана его приверженностью к хабашизму – околосуфийскому толку ислама из Эфиопии.
Каденция Маямерова оказалась самой короткой за историю ДУМ независимого Казахстана. Дербисали руководил ДУМ почти 14 лет, предшественник Дербисали Ратбек Нысанбаев – 10 лет. Первый муфтий независимого Казахстана Нысанбаев – духовный наставник избранного ныне муфтия.
Серикбаю Оразу 42 года. В 17 лет он выучился в Ташкенте на кари – чтеца Корана. До 21 года получал образование в каирском университете «Аль-Азхар» и Международном исламском университете Исламабада. В 2014 году в возрасте 39 лет окончил открывшийся в 2003 году в Алматы египетско-казахстанский исламский университет «Нур-Мубарак» по специальности «Религиоведение». К этому времени у Ораза был большой стаж работы в мусульманской сфере Казахстана. Он был главным имамом соборной мечети Астаны «Хазрет-Султан», главным имамом Костанайской области, специалистом по религиозным вопросам в администрации президента Казахстана.
Заочно нынешний муфтий выучился на юриста. «Это ему было нужно, чтобы как юрист оценивать распространение джихадистской идеологии в стране и давать этому правовую оценку, – сказал «НГР» профессор Евразийского национального университета имени Гумилева (Астана) Асылбек Избаиров. – Проблема экстремизма и терроризма усугубляется и в Казахстане, и за его пределами. В качестве выхода из ситуации Астана выбирает не усугубление противоречий между традиционалистами и салафитами, а нахождение точек соприкосновения, единой линии поведения по отношению к разным группам. В своих интервью и проповедях Ораз показывает, что казахские мусульмане – ханафиты и салафиты (представители разных богословско-правовых школ и систем убеждений. – ред.) – живут в одной стране, имеют одинаковые человеческие проблемы, и все по-своему стремятся к образу настоящего мусульманина. Его назначили муфтием, чтобы салафиты не воспринимали муфтият по примеру некоторых имамов – ханафитов. Эти имамы в своих проповедях сразу навешивают на салафитов обидные ярлыки: «короткоштанишники» (из-за обычая салафитов носить брюки не длиннее щиколотки. – ред.), «бородачи» и т.д. Такой путь ведет к конфликтам, а Ораз служит консолидации. Он стоял у истоков создаваемой в Казахстане центрально-азиатской школы мусульманского богословия, приглашал для этой работы муфтиев, в том числе из России».
Завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалиев в беседе с «НГР» уточнил, что центральноазиатская богословская традиция уходит в тюркский суфизм. «Суфизм обеспечивает умме (мусульманской общине. – «НГР») Казахстана поступательное и довольно устойчивое развитие, – считает эксперт. – Также при участии Ораза в Казахстане раскручивались такие позитивные бренды, как сайт традиционного понимания ислама «Азан.Kz». Университет «Нур-Мубарак» в Алматы, хоть и имеет египетские корни, за 14 лет своего существования способствовал созданию в Казахстане позитивной обстановки. Есть в стране поступательное развитие сугубо исламских экономических институтов. Начиная с 2010 года в Алматы работает действующий по шариатским нормам экономики банк с филиалами в Шымкенте и Астане. При участии Ораза, когда он еще не был муфтием, удалось снизить угрозу распространения джихадизма – самую острую для Казахстана в нулевые и последующие годы. Последний вызов такого рода – теракты в Актобе в июне 2016 года».
«Преемственность муфтиев друг другу и жесткий контроль деятельности муфтията со стороны государства обеспечивает светской власти и духовенству слаженную работу по решению остро стоящих вопросов, – продолжает Сафаргалиев. – Конечно, когда президент Нурсултан Назарбаев осенью с.г. объявил о полном переходе государственного языка на латиницу, высказывались опасения: партнер России по ЕАЭС, мол, повернулся к Турции и Западу, а значит против России. Но тяга к Турции для казахов нормальна, как для всех русских мира тяга к России. Все-таки большинство населения страны имеет тюркские корни. Личность Реджепа Тайипа Эрдогана (президент Турции. – «НГР») у казахов ассоциируется не с агрессивной идеологией пантюркизма, а с исламской составляющей».
По словам Избаирова, продвигаемый в Казахстане тюркский суфизм значительно отличается от кавказского: «У нас в прошлом были псевдосуфийские группировки, от которых правоверным был только вред. К примеру, у нас пытались подражать кавказскому Накшбандийскому тарикату. Серикбай Ораз ярый противник всего этого. Он сторонник классического суфизма, но подчеркивает: нельзя себя обманывать мыслью, что тарикаты устояли в первозданном виде до наших дней. Муфтий будет применять суфийское наследие, но не провозгласит себя шейхом. Не будет такого, как в Чечне, где Рамзан Кадыров ударился с головой в суфизм и за ним пошли все остальные чеченцы». «Думаю, то, что иногда считают в России турецким вектором развития ислама, это создаваемая у нас центральноазиатская школа богословия, – считает эксперт. – На нее будет делать ставку муфтий, а ближе всего, я думаю, он будет к вектору развития ислама в Татарстане».
Однако считать, что казахи целиком восприняли ислам в XIX веке от приезжих татар и башкир, по мнению Избаирова, большая ошибка. «У нас в древности были свои суфийские тарикаты. Из Хорезма к нам пришел в XII веке тарикат Кубравия, основанный Наджмадином Куброй, погибшим потом в борьбе с монголами. Ученик Кубры Наджмедин Дайех Рази обратил в ислам хана Золотой Орды Берке. Многие наши ханы были мюридами тариката Накшбандия. Все это новый муфтий будет брать не по отдельности, чтобы культивировать потом только одну традицию, а возьмет в комплексе. Он муфтий, который должен устраивать всех», – подытожил эксперт.
(авт. Артур Приймак)
Нет комментариев