KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Новые “игроки” на нефтяной арене региона

04.02.2016

28 августа 1928 года в Шотландии началась новая, утаенная история нефти.

В замке Ахнакарри провели встречу голландец Генри Детердинг (Henry Deterding) по прозвищу “Наполеон нефти”, один  из основателей Royal Dutch Shell. Американец Уолтер Тигл (Walter  Teagle), представитель Standard Oil Company (вскоре ставшая Exxon), основанной Джоном Рокфеллером. Англичанин Джон Кадман (John Cadman), директор англо-персидской нефтяной компании, член британского парламента.

По инициативе молодого Уинстона Черчилля британское правительство рискнуло, и Королевский военный и торговый флот переключился из угля на нефть. Автомобильная промышленность быстро развивалась, и Ford T продавался миллионами. Мир жаждал нефти, а компании вели беспощадные перегоны, но конкуренция сделала рынок неустойчивым.

Было решено прекратить борьбу и поделить нефть всего мира. Производственные зоны, транспортные расходы, цены продаж − всё будет согласовано и поделено. Так сформировался большой картель, целью которого было доминировать в мире, контролируя свою нефть.

Вскоре к ним присоединились ещё четыре субъекта, и самые большие нефтяные компании в мире стали известны, как “Семь сестер”. В состав группы вошли: British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco.

На протяжении современной истории региона, начиная с обнаружения нефти, “Семь сестер” стремились контролировать баланс власти. Они поддержали монархов  Ирана и Саудовской Аравии, выступающих против создания ОПЕК, и получили прибыль от Ирано-иракской войны.

В конце 1960-х годов семь крупных нефтяных компаний контролировали 85% мировых запасов нефти. Сегодня они контролируют только 10%.

“Семь сестер” сосредоточились на Африке. Войны на Ближнем Востоке и рост цен на нефть сделали континент новой ареной битв нефтяных компаний.

“Все догадывались, что в Судане может быть нефть. Об этом узнали за счет разведки американской компании Chevron к концу 70-х годов, что стало началом второй гражданской войны, которая продолжалась до 2002 года. Это длилось в течение 19 лет и стоило 1,5 миллиона жизней”, − Джерард Пруниер, историк.

В стремлении  господствовать на этом континенте «Сестры» установили своего короля в Ливии, диктатора в Габоне, воевали против национализации нефтяных ресурсов в Алжире и с помощью коррупции, войны и убийств поставили Нигерию на колени. Нефть может течь в трюмы огромных танкеров, но в Лагосе дефицит бензина − постоянное явление. Четыре нефтеперерабатывающих завода страны являются устаревшими, поэтому основной экспортер нефти на континенте вынужден импортировать бензин − парадокс, спровоцированный горсткой нефтяных компаний.

К большой игре присоединились новые игроки. Китай, с его растущим аппетитом к энергии, нашел новых друзей в Судане. Президент Омар аль-Башир гордится своим сотрудничеством с Китаем. Для того, чтобы экспортировать 500 тыс. баррелей нефти в день из нефтяных месторождений, эта страна за свой счет построила трубопровод к порту.

В стремлении обеспечить поставки нефти из Ливии США, Великобритания и “Семь сестер” даже помирились с полковником Муаммаром Каддафи, которого впоследствии предательский добили в 2011 году,  но поток ливийской нефти остается непрерывным.

США и Россия борются за контроль над Кавказом. Игра за нефть в полном разгаре. Тот, кто контролирует Кавказ и его дороги, контролирует транспортировку нефти из Каспийского моря.

Тбилиси, Ереван и Баку − три столицы Кавказа. Нефть Баку является стратегическим приоритетом для всех крупных компаний. Ленин был зациклен на завоевании Баку из-за нефти, так же как  Сталин и Гитлер.

22 июня 1941 года войска Третьего рейха вторглись в Россию. Решающая Сталинградская битва вела к дороге на Кавказ и его нефти. После Второй мировой войны президент Никита Хрущев будет строить советскую империю и Красную армию с помощью доходов от вновь обретенных запасов черного золота.

Несколько десятилетий спустя нефть поставит эту империю на колени, когда Саудовская Аравия и США войдут в сговор, чтобы открыть нефтяные краны и довести цену на нефть до $13 за баррель.

В результате США и путинская Россия будет поддерживать деспотов и использовать региональные конфликты, чтобы сохранить контроль на месторождениях Кавказа и Каспии.

Но они не рассчитывали на рост сильного и голодного Китая с безграничной жаждой к нефти и энергии. Сегодня  США, Россия и Китай оспаривают контроль над запасами ископаемого топлива бывшего СССР и маршруты поставок. Мир находится между тремя свирепыми зверями: американским орлом, русским медведем и китайским драконом.

Пик добычи нефти − момент времени, при котором была достигнута наибольшая скорость добычи черного золота, и после которого мировое производство пойдет на спад. Многие геологи и Международное энергетическое агентство говорят, что добыча нефти в мире достигла своего пика в 2006 году. Хотя нефти добывают меньше, спрос на нее, безусловно, на подъеме.

Китай и Индия пытаются удовлетворить свои растущие потребности в энергии. Такие страны, как Иран, освободившись от международных санкций, приветствуют  новых покупателей, которые ставят бизнес выше прав человека.

В то же время страны-производители нефти получили достаточно с “Семи сестер”. Национализация нефтяных запасов по всему миру открыла  новое поколение нефтяных компаний, борющихся за кусок нефтяного пирога.

Новые “игроки” на нефтяной арене:

− Saudi Aramco, крупнейшая нефтяная компания в мире;

− Российский Газпром, который Путин вырвал у олигархов;

− Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC), которая, наряду с ее дочерней Petrochina, вторая в мире по рыночной стоимости;

− Национальная иранская нефтяная компания, второй по величине производитель нефти ОПЕК после Саудовской Аравии;

− Венесуэльская PDVSA, компания покойного президента Уго Чавеса;

− Бразильская Petrobras, лидер по производству нефти из глубин, выкачивает 2 млн баррелей сырой нефти в день;

− Малайзийская Petronas − самая прибыльная компания Азии.

“Новые” контролируют треть добычи нефти и газа в мире. “Старые” производят лишь десятую часть всей мировой нефти и контролируют только 3% из резервов.

Развитие мировой экономики с сопутствующим ростом доходов и увеличением численности населения, неизбежно в ближайшие пару десятилетий потребует на 50 процентов больше нефти. Не исключено, что инновации в энергетике понизят этот показатель. Все зависит от политики и от рынков, от технологии, от масштабов и характера исследований и разработок.

Противостояние между нефтедобывающими гигантами прежде всего отразятся на международной обстановке, как мы видим сейчас на Ближнем Востоке, и обязательно в ближайшем будущем в Каспийском регионе.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока