29.08.2022
Более 100 делегаций из 60 стран мира посетят очередной 7-ой Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который пройдет в Нур-Султане в сентябре.
В мероприятии примут участие около 100 делегаций из 60 стран, представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, буддизма, зороастризма, индуизма и других религий.
Планируется, что мероприятие посетят Папа Римский Франциск, верховный имам крупнейшего исламского университета «Аль-Азхар» шейх Ахмад ат-Тайиб, патриарх Иерусалимский Феофил III, главный ашкеназский раввин Давид Лау, а также главный сефардский раввин Израиля Ицхак Иосиф.
Главной темой мероприятия станет роль религиозных лидеров в духовном и социальном развитии человечества в постпандемийный период. Каждые три года мы привыкли слышать подобное.
Каким должен быть диалог представителей разных религий? Подписание различных помпезных деклараций и ожидание очередного Съезда? Дань моде или мы не можем сами себе сказать, зачем это нужно или точнее кому это нужно?
Съезд лидеров мировых религий с самого начала своего коматозного существования не сдвинулся с мёртвой точки по содержательной части. Искусственное поддержание этого мероприятия обернулось бременем и пустой тратой времени. Ведь основной темой такого мероприятия должно было бы быть совместное обсуждения главных вопросов любой религии — вопросов откровения и спасения. Вместо этого межрелигиозный диалог превратился во всеобщую говорильню в вежливых формах о вещах расплывчатых.
Затаскиваемые за колоссальные государственные средства в Казахстан религиозные деятели в целом понимают, что Съезд это просто Съезд и толку от него нет. Однако настойчивы просьбы и мольбы наших дипломатов и послов из под палки руководства вынуждают принять приглашения на их порой очень дорогих условиях. На заказ одного самолета для почетного религиозного гостя тратятся сотни тысяч долларов. Неужели наши государственные мужи не видят всего этого.
Сейчас переход к единым религиозным основаниям невозможен и не нужен. Скорее, мы нуждаемся в нравственном подвиге согласия с разницей вероисповеданий. В ясном понимании не искусственного, а настоящего единства человеческой природы, стоящего за этой разницей. Согласие разных — вот что позволит свободно развернуться высшим способностям человека в эти непростые времена. «Искусственное единство» лишь закрепит раздор.
Подлинный межрелигиозный диалог, как бы ни были важны провозглашаемые им социальные доктрины, требует серьёзного обсуждения теологических вопросов как таковых. Чем является диалог с теми, которые рассматривают собеседников из других религии как обитателей ада? От этого вопроса нельзя уходить в социальную «волокиту». Ответ на него — раскроет возможности поиска совместных мирских исканий внутри единого человечества.
В эпоху когда Казахстан скинул с себя бутафорскую оболочку успешного и развитого государства необходимо критический подойти к полезности и целесообразности проведения в дальнейшем Съезда лидеров мировых и традиционных религии.
Думается настало время когда Сенат РК и Министерство иностранных дел, Министерство информации и общественного согласия, Комитет по делам религий, Духовное управление мусульман Казахстана должны выразить свою принципиальную позицию о необходимости продолжения проведения Съезда который окончательно утратил свою полезность и значимость.
Мало кто знает о деятельности Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога созданного исключительно для обслуживания этого мероприятия и его финансового содержания оплачиваемого из наших карманов. Может быть пришло время расформировать это учреждение задаемся мы вопросом?
В то же время это не говорит, что необходимо отказаться в дальнейшей работе в этом направлении. Необходимо в первую очередь глубоко изучить, а затем пересмотреть национальную религиозную стратегию в практическом плане. И наконец то определиться чего мы хотим. Отказаться от показухи и приступить к реальным делам. Это касается не только Съезда но и других сфер где мы гордо бьем себя в грудь.
Очередной Съезд подобен анахронизму — устарелое, не соответствующее условиям современности явление, коренным образом не понятное для большинства жителей Казахстана.
Авт.: Сергазы Шахбергенов