19.08.2016
После неудачного военного переворота в Турции мировая общественность обратила пристальное внимание на деятельность Фетхулла Гюлена. Возникла полемика относительно руководства приписываемого ему сообщества известного как «фетхуллачи». Сообщество Гюлена как бы объединяет сотни тысяч человек по всему миру и окончательной его целью является создание новой исламской империи, путем интеллектуально-образовательной экспансии основанной на исламских составляющих.
В структуру сообщества входят множество различных фондов, компаний, образовательных учреждений, бизнес корпораций, печатных изданий. Гюлен объявляет целью своего движения распространение ислама. Однако, не смотря на это, его учение объявлено запрещенным в Турции, сам же он на данный момент проживает в США в связи с обвинениями в намерении свержения светского режима в Турции и построении шариатского государства.
С самого начала своей деятельности Гюлен активно практиковал концепцию образования своего духовного наставника Саида Нурси (1878-1960 гг., турецкий исламский богослов). Произведения которого запрещены как в самой Турции, так и в ряде государств. Религиозная концепция которого основывалась на том, что исламская цивилизация будет господствующей, произойдет объединение против безбожия людей писания. Как и концепция Нурси, концепция образования Фетхуллы Гюлена включает в себя изучение точных наук наряду с догматами ислама в смешанных школах, где в рамках школьного образования одновременно преподаются светские и религиозные предметы.
В августе 2000 года прокуратура госбезопасности Турции представила в суд обвинительное заключение в отношении Ф.Гюлена. В частности, в обвинительном заключении, приводились факты с привлечением видео и аудио материалов, утверждалось, что Гюлен «при участии хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах, интернатах и на курсах кадров намеревался отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать светскую республику, чтобы создать государство, опирающееся на шариат». В обвинении особо отмечалась политика «безмолвного и глубокого проникновения» сторонников Гюлена в турецкие вооруженные силы, госорганы, систему образования, органы безопасности.
Всемирное распространение образовательной сети Фетхуллы Гюлена показывает интернациональную, даже империалистическую суть движения. Оно наиболее плотно в бывшем Советском Союзе. Школы движения также присутствуют в Западной Европе, особенно сильны сторонники Гюлена cреди турецких общин во Франции, Германии и Нидерландах, а также в США. Движение слабо представлено в арабском мире ввиду религиозных особенностей.
Распад Советского Союза открыло перед сообществом Гюлена огромные перспективы, так как появилась возможность установить свое влияние в Центральной Азии за счет участия в реисламизации населения.
Характеризуя масштабы проникновения сообщества Гюлена в странах Центральной Азии, в том числе и в Казахстане, движение выработало достаточно успешную стратегию по внедрению в центрально-азиатский регион.
За 1991-93 гг., в Центральной Азии были открыты сотни компаний и десятки школ. В этот период отношения между Турцией и ЦА были блестящими, возможно, потому что они были новыми. Стоял вопрос, примут ли эти страны «турецкую модель развития», контекст был «воссоединение» «тюркских по крови народов». Тургут Озал, турецкий лидер того времени, помогал начальной миссионерской активности.
В Казахстане же действует казахстанско-турецкий образовательный фонд (katev), который полностью принадлежит сообществу «фетхуллачи». Они спонсируют ктл (казахско-турецкий лицей), где учатся дети и представителей высших эшелонов власти и бизнесэлиты РК.
На данный момент самое большое количество школ находится в Казахстане, где находится 27 лицеев и университет имени Сулеймана Димереля в Алматы», всего в турецко-казахских учебных заведениях обучается 9 тыс. человек.
Согласно информации из открытых источников финансирование деятельности образовательных структур сообщества Гюлена в Казахстане в основном осуществляется за счет турецких компаний и бизнесменов. Сам Гюлен обычно напоминает, что школы не принадлежат ему и повторяет, что все компании в Турции и ЦА, в действительности, независимы и работают автономно. Официально эти школы и компании, не находятся в его частной собственности.
Росту количества школ в Казахстане способствовал факт того, что Казахстан административно менее централизован, нежели иные государства в регионе. В Казахстане администратор региона имеет возможность заключать образовательные соглашения с иностранными компаниями. В начале девяностых представители турецких школ подписали соглашения с региональными акимами. Между тем, правительство Казахстана положительно относилось к этой кооперации.
Особенностью турецких школ является то, что после приема, ученики погружаются в жизнь, совершенно отличную от жизни в других школах. Все ученики должны питаться и жить в общежитии, даже если их семья живет неподалеку. Ученикам разрешается проводить выходные дома, но иногда они остаются в школе на месяц или даже дольше без посещения своих семей. Эта школьная система пансиона позволяет лицам, обеспечивающим обучение, распространить строгий контроль над своими студентами.
Метод напоминает секту, общину или суфийское братство, когда школьники постоянно вовлечены в процесс образования, вне зависимости от того, где они находятся: в классе или в общежитии.
В течение первого года школьники изучают английский и турецкий языки. Они посещают классы английского по 20 часов в неделю. Это очень важно, поскольку после этого первого года преподавание ведется на английском и турецком языках. После подготовительного класса, школьники учатся четыре года, готовясь к университетским вступительным экзаменам.
Повсеместным приоритетом являются такие науки как биология, математика, физика и информатика. Это принцип Нурси: Саид Нурси придавал много значения преподаванию точных наук в школах. Одним из его основных проектов было представить преподавание точных наук в религиозных школах и религии в школах точных наук.
Изучение иностранных языков и точных наук в этих школах высоко ценится родителями, которые предпринимают все возможное, чтобы послать своих детей туда. Иностранные языки позволяют их детям обрести хорошую работу в иностранных компаниях и учиться в знаменитых университетах. Большинство выпускников турецких школ, поступают в престижные университеты своей страны или за рубежом. Согласно статистике, около 90 процентов студентов преодолевают вступительные экзамены в университеты. Уже сейчас выпускники турецких школ успешно работают практический во всех государственных структурах Казахстана.
На начальном этапе турецкие школы осуществляли агрессивную политику насаждения ислама среди учеников. Когда в Казахстане впервые начали действовать турецкие учебные заведения они открыто пытались заниматься прозелитизмом в отношении своих студентов. Они учили их намазу и рекомендовали молодым девушкам носить головные шарфы.
Однако поняв, что эти действия негативно будут восприняты властями и почувствовав опасные последствия для будущего движения вынуждены были прекратить и кардинально переключиться на светское русло. Однако движение выработало специальную стратегию. Официально директор и учителя в школе декларируют, что молитва и пост запрещены. На родительских собраниях объясняют, что школы не являются носителями религиозных взглядов.
При наборе школьников, в эти школы попадает большое количество детей национальной элиты. Ведущие бизнесмены и чиновники направляют своих детей в эти школы из-за высокой вероятности того, что они преодолеют вступительные экзамены в университет. Поэтому обычно складывается подлинное взаимопонимание между родителями и учителями, которых они высоко ценят. Этот факт очень важен, так как помогает защитить школы от угроз со стороны властей, если в этом возникает необходимость. Влиятельные и финансово состоятельные родители обычно выступают лоббистами.
До сегодняшнего дня вынужденные приспособить свою стратегию к новым кондициям, последователи Гюлена изменили методы работы и развили кооперацию с правительственными структурами и турецкими посольствами. Община разработала специальную стратегию по получению доверия многих социальных акторов (к примеру, посольств, министерств, правительств, университетов и самое главное родителей).
Власти также довольно заинтересованы в этих школах. Большое количество чиновников и управленцев посылают туда своих детей и выступают в их защиту. Для правительства же эти школы являются интересными партнерами, так как помогают формировать новую элиту. Каждая школа имеет турецких, равно как и местных учителей. Около 90 процентов педагогического состава мужского пола.
Точные науки находятся в руках турок, а остальные преподаются местными учителями, хотя турецкие учителя могут также преподавать турецкий язык и турецкую историю с географией.
Идея заключается в том, что бы использовать школы, как средство продвижения исламской идеологии иным путем. Гюлен, к примеру, рекомендует своим последователям уважать привычки и традиции людей, что принимают их.
Школы призваны помочь им в этом: здесь мы видим общее между движением Нурси и историческим движением «джадид» в начале девятнадцатого столетия, цель которого была обеспечить модернизацию ислама, изменяя общество средствами образования. Природа нурсисткого ислама такая же как в Турции: модерновая и умеренная; вовсе не враждебная светской власти; элитарная.
Концепт «золотое поколение» является важным для Гюлена и его последователей: цель – обеспечить «высококлассное образование для высококлассного поколения с тем, чтобы обрести высококлассное мусульманское общество». Это поколение должно быть модерновым и дисциплинированным.
Стратегия обольщения применяемая турецкими школами в отношении родителей, а также местных властей чрезвычайно разнообразна. В школах последователи Гюлена учат студентов любить новое независимое государство, президента, флаг, новые институты, новых героев, что были избраны новыми режимами и т.д.
Ситуация поменялась после попытки государственного переворота в Турции, который произошел в ночь на 16 июля 2016 года, турецкие власти неожиданно открестились от казахско-турецких лицеев, заявив, что данные учебные заведения финансируются Фетхуллахом Гюленом, которого Анкара назвала главным организатором переворота. В добавок к этому казахстанской стороне был предоставлен список из 33 школ которые имеют контакты с Гюленом.
Следует указать, что турецкие власти активно использовали присутствие турецких школ для развития идей тюркизма. Турция посредством этих школ экспортировала свои определения турецкой идентичности. Турецкое видение туркизма это то, что турки (из турции), узбеки, казахи, киргизы, туркмены и другие – суть отдельные ветви большой турецкой этнической семьи. В каждой школе дети на примере Турции изучают новейшую грамматику национализма и пантюркизма.
В свете происходящих событии в Турции ясно одно, что Эрдоган предпримет все имеющиеся возможности для раскрытия глобальной сети Гюлена и задержания ее членов. Это в свою очередь негативно повлияет на деятельность турецких учебных заведении в Казахстане, будущее которых уже сейчас вызывает много вопросов.
Нет комментариев