04.10.2017
С момента образования ИГИЛ активно пропагандирует свою деятельность не только на подконтрольных территориях, но и по всему миру. Не зря сразу же усилия игиловцев были направлены на создание комплекса медийных площадок, которые достаточно эффективно использовали информационные возможности Интернета, телевидения и радио. Одновременно был задействован потенциал печатных изданий: начали выпускаться газеты и журналы для различных слоев населения.
Стоит отметить, что ИГИЛ своевременно уделил особое внимание формированию квалифицированного штата, могущего не только обеспечить создание и бесперебойную работу медиа-ресурсов, но и массированную пропаганду идеологии экстремизма с последующей вербовкой и вовлечением в радикальную деятельность своих религиозно-террористических организаций. В частности, посредством Интернет были размещены объявления о поиске специалистов-компьютерщиков, программистов, психологов, операторов, филологов, переводчиков, аналитиков, журналистов, редакторов, корректоров. Причем отдельные граждане указанных профессий в силу религиозной безграмотности, экономических проблем и социальной неудовлетворенности были втянуты в «процесс построения халифата».
Ситуация в Сирии и Ираке на том этапе дала толчок к появления на информационной арене региона различных электронных и печатных изданий, которые существовали под вымышленными названиями.
«Гадаб» (Агентство новостей Гадаб) — информационное агентство, связанное с Исламским государством (ИГ). Действует в интернете, публикует сообщения в различных мессенджерах в форме текстов, заставок, роликов, фото и видео. Появилось в 2014 году. Вещает на арабском, английском, французском языках.
«Гадаб» через своих корреспондентов получает эксклюзивную информацию от ИГ, в том числе распространяет заявления об ответственности ИГ за теракты.
Журнал «Гадаб джадид». Изданием журнала занимаются медийные подразделения ИГ. Первый номер журнала вышел в июле 2014 года, вскоре после провозглашения Абу Бакра аль-Багдади «халифом».
По оформлению и содержанию «Гадаб джадид» очень похож на некоторые западные издания. Распространяется в популярном формате PDF.
Каждый номер журнала открывается цитатой террориста Абу Мусаба аз-Заркави (1966—2006): «От искры, вспыхнувшей здесь, в Ираке, разгорится пламя, оно будет пылать все сильнее и сильнее……».
«Гадаб джадид» являлся центральным элементом в виртуальном арсенале Исламского государства. Объём первых номеров журнала составлял около 40-50 страниц. По внешнему виду и содержанию журнал напоминал Time и Businessweek, стиль изложения материалов также был очень схож. Статьи писались на безупречном литературном английском языке. Чрезвычайно примечательными являются использованные в журнале шрифты и макеты страниц, красочность и передовые методы производства. Язык журнала является сложным, используются малопонятные для непросвещённых исламские термины из Корана и хадисов, каждое упоминание имени пророка Мухаммеда сопровождается соответствующей молитвой. Длинные и сложные для восприятия статьи со структурированной информацией разъясняют позицию редакции. Всё это служит вовлечением читателя, делает процесс чтения перформативным. Но иногда авторы могут переходить на более приземлённый язык, что, возможно, объясняется задачей «Гадаб джадид» позиционировать ИГ как современное государство. Каждая фотография, каждая фраза в журнале намекают на то, что человек не найдёт себя, пока не присоединится к Халифату.
Стиль угроз, содержащихся в журнале, напоминает коммунистические памфлеты, но вместо проклятий в адрес капиталистов и «заблудших реформаторов» «Гадаб джадид» глумится над «крестоносцами», «отступниками», евреями, Ираном, Саудовской Аравией и другими мусульманскими странами.
В 2014 году за месяц до взятия «Исламским государством» города Мосул был опубликован первый выпуск англоязычного журнала с отчётами о военных действиях ИГ, позже вышел первый номер политического обозревателя.
Издателями журнала являются структуры, отвечающие за пропаганду ИГ и джихад. Эти же медиацентры регулярно публикуют видеозаписи и новостные сводки. Неизвестно, кто именно стоит за этими организациями. Вероятнее всего, инициатива создания и финансирование исходят от сочувствующих ИГ частных лиц.
Факты указывают на то, что первые выпуски «Гадаб джадида» готовились в короткий промежуток времени. Переводом арабских статей на английский язык для журнала занимались филологи и журналисты арабского и европейского происхождения.
Журнал был предназначен для коммуникации с потенциальными сторонниками ИГИЛ на Западе. В отличие от англоязычных изданий Аль-Каиды, побуждающих к одиночным атакам в западных странах, «Гадаб джадид» больше фокусируется на религиозной легитимизации самопровозглашённого халифата и призыве к эмиграции мусульман в Исламское государство.
«Муассаса Аль-Гадаб медиа продакшн» — главное СМИ Исламского государства. Занимается производством пропагандистской текстовой, аудио- и видеопродукции, включая заявления лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади. Широкую известность Муассаса Аль-Гадаб получила благодаря демонстрации казней журналистов и пленных.
Основано в ноябре 2006 года, когда ИГ ещё не откололось от Аль-Каиды и считалось её иракским крылом под соответствующим названием. В пресс-релизе «Исламского государства Ирак» агентство назвали «важной вехой на пути к джихаду; прославленным СМИ, которое вносит существенный вклад в борьбу с крестоносцами и их пособниками и разоблачает ложь западных СМИ».
Среди подконтрольных ИГ радиостанций можно выделить «Баян», которая начала свое вещание после захвата г.Мосул. Радиостанция вещала на арабском, русском, французском, английском, курдском языках. Копировала западную манеру вещания: новости, военные сводки, дискуссионные программы и т.д. Полностью покрывала Ирак и Сирию. Имела станции в Ливии, Бенгази и Сирте. Добивала до Европы.
Организация уже учредила ряд вещателей, в том числе радиостанцию под названием «Аль-Баян» в иракском Мосуле, а также транслируемую из Ливии спутниковую телевизионную станцию под названием «Таухид».
Руководителями ИГИЛ были разработаны правила для журналистов и СМИ на подконтрольной территории.
Журналисты обязаны присягнуть на верность главе ИГИЛ – халифу аль-Багдади… Они находятся в юрисдикции «Исламского государства» и, действуя в этом качестве, обязаны заявить о своей лояльности своему имаму.
Они могут работать исключительно под надзором и под руководством пресс-служб «Исламского государства». Журналистам запрещено публиковать любые материалы, предварительно не получив соответствующее разрешение от пресс-службы «Исламского государства».
Журналистам запрещено каким-либо образом сотрудничать с телеканалами, включенными «Исламским государством» в «черный список» – такими как «Аль-Арабия», «Аль-Джаззира» и Orient. Им запрещено передавать любые эксклюзивные материалы или иметь при себе аудио- или видеоинформацию на любом носителе.
Журналисты могут сотрудничать напрямую с международными информационными агентствами без ограничения с любыми международными и местными спутниковыми телеканалами.
Журналистам разрешено освещать события на управляемой территории, используя письменные материалы, либо фотографические изображения. Для этого не требуется специальное разрешение пресс-службы «Исламского государства». Во всех публикуемых материалах и на всех фотографиях должны указываться имена журналистов и фотографов.
Журналисты могут иметь свои аккаунты в социальных сетях и блогах, с тем, чтобы распространять информацию и фотографии. Однако адреса этих страниц и имена владельцев аккаунтов должны сообщаться пресс-службе «Исламского государства».
Журналисты должны соблюдать установленные правила, осуществляя фотосъемку на территории «Исламского государства», и не производить съемку мест или мероприятий, где фото- и видеосъемка запрещены по соображениям безопасности.
Пресс-служба «Исламского государства» будет осуществлять наблюдение за работой журналистов на контролируемой ИГИЛ территории. В случае любого нарушения действующих правил журналист будет отстраняться от работы и привлекаться к ответственности.
Указывается, что правила не являются окончательными и подлежат изменению в любое время, в зависимости от обстоятельств и степени сотрудничества между журналистами и их взаимодействия с сотрудниками пресс-службы «Исламского государства».
На особом счету в арсенале ИГ стоит «Twitter», который превратился в рупор и «официальный сайт сторонников организации». На сайте размещался ряд видеоклипов, песни и гимны. Пользователи могли «выходит в контакт» с другими пользователями.
Использование Twitter увеличилось с запуском телеканала, направленного на международную аудиторию. Однако экспериментальные трансляции не принесли существенных результатов из-за меняющейся военно-политической ситуации не в пользу ИГ.
На сегодня мониторинг электронных информресурсов ИГ указывает на то, что организация утрачивает свои позиции. Многие сайты не обновляются уже полтора года, некоторые совсем заброшены. Попытки информационного противостояния и идеологического воздействия еще отмечаются, но они не такие мощные как раньше. Однако огромный пласт агитационного материала уже имеет распространение в мире. Миллионы людей смотрят, читают, а также создают виртуальные группировки в сети интернет.
Бесспорно, что информационные технологии используется террористами в полной мере. Казахстанское общество уже сталкивается с массированной пропагандой идеологии экстремизма посредством интернет-ресурсов.
В целом, не исключая перспективы усиления исламского фактора на общественно-политические процессы в странах центрально-азиатского региона, Казахстану уже сегодня важно повысить эффективность механизмов отечественного киберпространства. Это, как видится, обусловит снижение потенциала распространения религиозно-экстремистских угроз, минимизирует риски в разжигании межконфессиональной розни и «расшатывании» религиозной ситуации в стране.
(автор А.Нургожин)
12.10.2017 в 15:45 -