07.12.2023
Зима для Центрально-азиатского региона (ЦАР) имеет особое значение ввиду климатических особенностей, которые требуют организации системы отопления всей инфраструктуры. Однако системы теплоснабжения ЦАР подвержены определенным рискам, связанным с подачей электроэнергии или отсутствием топлива. Неэффективное электроснабжение ведет к более высокие затратам и снижению уровня комфорта населения.
Энергетический кризис зимы 2022-2023 годов был не первым, поразившим ЦАР, но одним из самых серьезных. Две крупнейшие энергетические системы региона пострадали от «беспрецедентного» коллапса. В Узбекистане нехватка электроэнергии охватила всю страну. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что только в Ташкенте около 6 тысяч оптовых потребителей газа были отключены от газовой сети, а в 120 из 584 районов наблюдались частые и длительные перебои с электричеством и газом. Семьдесят пять процентов энергетической инфраструктуры Узбекистана имеют возраст старше 30-ти лет, включая 66 процентов электросетей и 74 процента подстанций. Так, в Ташкенте всего за один день, 15 января 2022 года, из-за высокой нагрузки вышли из строя семь высоковольтных и 524 низковольтных трансформатора.
В Казахстане при производстве около 23 тыс. МВт электроэнергии, почти равной мощности всех остальных стран ЦАР вместе взятых, прошлой зимой целые города отключались от электросети. Средний уровень износа объектов электропередачи в Казахстане составляет около 60 процентов, что стало основной причиной 3900 технических неисправностей и аварий, выявленных в энергосистеме Казахстана в 2019 году.
Аналогичным образом, национальная энергетическая компания Таджикистана «Барки Точик» имеет 450 передающих и распределительных подстанций, большая часть которых была построена в 1960-70-х годах, и требует масштабной модернизации своей ключевой инфраструктуры и оборудования. В Кыргызстане степень изношенности энергосистемы достигла 50 процентов и сейчас является причиной до 80 процентов аварийных отключений.
Проблема ветхой инфраструктуры является самой большой угрозой для энергетических систем государств ЦАР. Если эта проблема не будет решена своевременно и эффективно, весь регион будет продолжать страдать от энергетических кризисов, подобных тем, которые наблюдались прошлой зимой. Уже сейчас наблюдается дефицит электроэнергии в регионе, а зима 2023-2024 годов только началась.
Стоимость модернизации всей энергетической инфраструктуры региона чрезвычайно высока. По оценкам Азиатского банка развития, странам ЦАР потребуется не менее 33 миллиардов долларов в год только в энергетическом секторе до 2030 года, чтобы обеспечить бесперебойные и достаточные поставки энергии.
Кроме того, опора на потребление извне – серьезный пример бесхозяйственности. Например, Казахстан покупает у России электроэнергию по высоким ценам при том что незаконные операции по добыче криптовалюты составляли до недавних пор не менее 5 процентов от всего энергопотребления в стране (600 МВт/ч ). Несмотря на то что проблема незаконного майнинга криптовалют решена, внутреннее потребление остается уязвимым к поставкам электроэнергии из России.
С октября 2023 года Узбекистан официально начал импортировать российский газ через Казахстан общим годовым объемом 2,8 миллиарда кубометров для покрытия дефицита в холодные зимние месяцы в рамках так называемого «газового союза» трех стран. На природный газ приходится 85 процентов мощностей по выработке электроэнергии в Узбекистане. Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что Узбекистан готов к долгосрочному газовому партнерству с Россией и Казахстаном.
Инициатива «газового союза» получила полную поддержку и со стороны властей Казахстана. Хотя на данный момент Казахстан является транзитной страной, уже предпринимаются усилия по установке газовых установок вместо угольных на теплоэлектростанциях Алматы -2 и Алматы-3 , что вскоре поставит вопрос об увеличении импорта газа в повестку дня правительства.
Европейские эксперты полагают, что переход к так называемому устойчивому отоплению может решить системные проблемы теплоснабжения региона. Результатом будет более доступное и эффективное отопление, более производительные коммунальные услуги, сокращение выбросов парниковых газов, лучшее качество воздуха и, в конечном счете, больший комфорт для граждан.
Переход к устойчивому отоплению должен начаться со снижения спроса на электроэнергию за счет повышения энергоэффективности системы теплоснабжения. Около четверти всей энергии в ЦАР используется для отопления инфраструктуры, поэтому существует огромный потенциал в этой сфере, потребляющей в два-три раза больше энергии, чем в Западной Европе. Многие объекты инфраструктуры, были построены в 60-х и 70-х годах прошлого века без использования эффективных технологий теплоизоляции. В результате потеря тепла ведет к повышению расходов граждан, что особенно ощутимо для бедных слоев населения. Термореновация зданий и принятие новых строительных норм и правил могли бы стать ключевыми мерами на данном этапе.
В Казахстане и Кыргызстане около 20 процентов населения тратят более 10 процентов своих доходов на энергоносители, не отстают от них Таджикистан и Туркменистан. Семьи, живущие в домах без изоляции, которые полагаются на уголь для отопления, платят значительно больше, чем те, кто живет в доме с тепловым ремонтом и более чистой системой отопления, такой как тепловой насос и солнечная панель на крыше. Когда цены на отопление растут, каждое третье домохозяйство сталкивается с тяжелым выбором: снизить уровень отопления в доме или вернуться к более дешевому, часто более грязному топливу.
Еще одним важным аспектом является снижение зависимости региона от ископаемых видов топлива, таких как природный газ и уголь, которые являются основными источниками выбросов парниковых газов и загрязнения. В городских районах большая часть инфраструктуры подключена к централизованном теплоснабжению, которое зависит от ископаемого топлива, индивидуальных газовых котлов или обычного электрического отопления. За пределами городов домохозяйствам приходится больше полагаться на уголь и дрова, сжигаемые в неэффективных, загрязняющих окружающую среду котлах или печах. В результате загрязнение воздуха значительно ухудшается зимой, особенно в городских районах.
В Таджикистане самый высокий уровень загрязнения воздуха в регионе — около 40 микрограммов на кубический метр мелкодисперсных твердых частиц, за ним следует Узбекистан — 36 микрограммов, что намного выше рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в 5 микрограммов. Плохое качество воздуха в Центральной Азии приводит к 302 000 смертей и обходится в 7 процентов ВВП в год. Правительства стран региона, которые отдают приоритет переходу на более чистые виды топлива, могут обратить свой взор на развитые европейские страны, где используется много более чистых технологий и видов топлива.
Переход к более чистому отоплению будет иметь экономический смысл в долгосрочной перспективе, обеспечивая при этом четкий путь к сокращению выбросов к 2050 году, говорится в новом докладе Всемирного банка «На пути к устойчивому переходу к отоплению». Финансирование переходного периода потребует масштабных инвестиций, подкрепленных государственными субсидиями, говорится в докладе. Для ЦАР общая стоимость перехода оценивается в 265–316 млрд долларов США. Для Узбекистана и Казахстана это 147 и 104 млрд долларов США (7,8% и 1,9% ВВП соответственно) до 20 млрд долларов США и 18 млрд долларов США для Кыргызстана и Таджикистана (8,7% и 7,6% ВВП соответственно).
Эти расходы высоки, но они составляют половину того, что, по имеющимся прогнозам, правительства региона потратят на субсидии на ископаемое топливо до 2050 года. А экономические выгоды еще выше с точки зрения экономии, снижения выбросов и улучшения здоровья. Если говорить только о выбросах углекислого газа, то, по оценкам, переход позволит избежать выбросов около 8,9 млрд тонн парниковых газов.
Для эффективной реализации этого перехода правительствам необходимо снизить спрос на электроэнергию, инвестируя в энергоэффективность, модернизировать свои сети централизованного теплоснабжения и перейти на более чистые виды топлива, в том числе на атомное, а также поддерживать чистые и эффективные системы отопления для индивидуальных домов. Для достижения этой цели каждой стране необходимо разработать свою собственную стратегию, которая включает в себя реформы в области ценообразования и политики, чтобы стимулировать предприятия и домохозяйства к переходу на более чистые варианты отопления, финансовую поддержку в виде кредитов, грантов и налоговых льгот, а также информацию и информационно-разъяснительную работу, включая техническую подготовку.
Таким образом, инвестирование в переход устойчивого отопления будет иметь преобразующее значение для стран ЦАР. Это будет означать экономию топлива и затрат, снижение выбросов и большую энергетическую независимость. Это повысит цены на недвижимость, создаст «зеленые» рабочие места и поднимет уровень региональной энергетической безопасности.
Нет комментариев