KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

От Каспия до Персидского залива – амбициозные планы Тегерана

10.05.2016

Проект постройки 700-километрового канала из Каспия в Персидский залив был задуман еще в начале прошлого века. Инженерные изыскания осуществлялись как иранскими, так и иностранными компаниями. Однако развитие ситуации в регионе и в мире существенно затормозили реализацию этой грандиозной идеи. В настоящее время проект строительства судоходного канала находит новые видения и перспективы.

Как известно, Каспий является крупнейшим на Земле замкнутым водоемом с береговой линией в семь тысяч километров, пролегающей через Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан. Теоретически соединить это море с Персидским заливом можно только проложив канал по иранской территории.

Вне сомнений, что постройка канала связана с большими трудностями. Основное препятствие – это расстояние. Даже с учетом минимального маршрута осуществление проекта затянется на несколько десятилетий. Ведь канал протяженностью в сотни километров не получится укрепить только бетоном. Потребуются новые материалы и передовые технологии, а также время на их разработку, апробирование и внедрение. Канал такого уровня должен будет функционировать многие лета.

К тому же география региона отличается сложностью рельефа и различной структурой пород. Большую часть территории страны занимает обширное внутреннее Иранское нагорье средней высотой 1200 м. Его образуют крупные плато, горные цепи и межгорные котловины. На западе возвышаются горы Загрос, на востоке – сильно расчлененные Восточно-Иранские горы, на севере –хребет Эльбурс, на юге – Макрана. Вдоль побережий Каспийского моря, Персидского и Оманского заливов вытянулись узкие полосы береговых низменностей.

Препятствием также является горный хребет Альборз на севере Ирана. Необходимо будет пробить миллионы кубометров скальных пород, что затребует колоссальных ресурсов и финансовых затрат. Причем такой протяженный канал по иранской территории может стать причиной наводнений, которые, в свою очередь, приведут к учащению землетрясений в стране, где они и так не редкость. Технические и экологические проблемы водной артерии «Каспий – Персидский залив» это отдельная тема. Так, канал надо будет заполнить значительным количеством воды в объеме 10% от объема воды реки Волга.

Кроме того, во время строительных работ, вероятнее всего, не избежать эвакуации населенных пунктов с выплатой значительной компенсации населению. При этом, не следует исключать возникновение социальных недовольств в различных слоях иранского общества.

Наконец, полностью нужно будет менять всю сухопутную транспортную инфраструктуру, так как проект разделит страну на две части. Если канал будет построен, надо будет каким-то образом наладить транспортное сообщение разделённых территорий с востока и запада. Это, очевидно, потребует дополнительных инвестиций и капиталовложений.

Еще одна проблема – разница в перепаде высот между районами, которые планируют связать Оманский залив ниже Каспия, где проходит горная система Эльбурс, на 28 километров. Для того, чтобы канал был действительно судоходным, необходимо выдержать не только глубинные параметры, но и достаточную ширину для свободного передвижения судов. А при такой разнице в высотах прикаспийских районов и Персидского залива эта задача усложняется.

Учитывая обозначенные факторы, для реализации проекта необходимо провести ряд точных исследований, технических расчётов, предусмотреть экономические и экологические риски, не забыть о соблюдении норм культурно-религиозных ценностей иранского общества.

Подобного масштабного проекта на нашем континенте еще не было. Поэтому до сих пор нет единого мнения — насколько осуществим этот замысел. В рамках обсуждений проекта «Каспий – Персидский залив» возник еще и вопрос о переброске вод из Каспия в центральные районы страны, в которых наблюдается серьёзная нехватка водных ресурсов. Обсуждался также вариант создания канала, по которому можно было бы перебросить и опреснить воды Оманского залива для решения водных проблем в сельском хозяйстве центрального Ирана. Однако среди негативных последствий вероятны нарушение экологической системы, изменение климата и другие.

Сейчас рассматриваются два варианта прокладки маршрута. Первый – через Мазендаран, Горган в сторону Шахруд (Имамшахр), а оттуда в центральные районы Ирана к порту Чабахар (единственный иранский порт в Оманском заливе), затем в сторону Индийского океана. Второй вариант – канал, который свяжет юго-западные районы Каспийского моря, Абадан и Хорремшахр (на границе с Ираком) и Персидский залив.

Очевидно, что, на фоне разных версий прокладки канала «Каспий – Персидский залив», основное значение имеет финансовая составляющая. Требуемые инвестиции для строительства артерии оцениваются в 30 млрд. долларов США, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад-юго-запад). Полная окупаемость проекта наступит на шестой-седьмой год с момента ввода в строй.

Тем не менее, этот проект актуален для Ирана. В первую очередь, страна обзаведётся невиданной ранее национальной транспортной сетью, которая модернизирует, оптимизирует, ускорит и упростит пассажирские и грузовые морские перевозки, среди которых важнейшее значение будет иметь транспортировка энергетических ресурсов – нефти и газа.

К тому же, в случае осуществления новая водная артерия соединит все прикаспийские страны с Персидским заливом и Индийским океаном и далее откроет пути в Африку и Азию. Это, в свою очередь, приведет к расширению торгово-экономических и геополитических возможностей для стран Каспия. В итоге, значительные перемены ожидаются во всем регионе, в том числе и в балансе мировой торговли.

Однако строительство канала для самого Ирана это непосильная задача. Даже совместно с Россией реализация проекта будет под вопросом. В нынешних экономических и политических условиях необходим тщательно просчет всех затрат и рисков, которые, несомненно, будут грандиозные. Поэтому заключительное слово останется за профильными специалистами, политиками и дипломатами, которые посредством комплексного подхода могут дать толчок для осуществления столь амбициозного проекта.

В этой связи для реализации этого масштабного проекта должна быть создана Всеобщая Каспийско-персидская совместная компания. Участникам придется совместно решать возникающие задачи инженерно-технического, экологического и экономического плана. При этом приоритетное значение будет иметь политическая согласованность участвующих сторон, поскольку высок риск негативного вмешательства отдельных региональных и мировых игроков.

Как видится, на данный момент из-за неопределенности политико-экономической ситуации и переориентации геополитических интересов в регионе, проект пока не вступил в какую-либо активную фазу. К тому же строительство трансиранского канала «Каспий –Персидский залив» едва ли осуществимо в ближайшие десятилетия без участия зарубежных партнёров Исламской Республики, в том числе стран Персидского залива, Китая и европейских государств.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока