KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Охота на салафитов: карта антитеррористических операций Казахстана

Охота на салафитов: карта антитеррористических операций Казахстана

04.06.2017

Антитеррористические спецоперации, проводимые КНБ в 2016 и начале 2017 года в Казахстане, больше охватывали Актюбинскую и Алматинскую области. В Атырауской, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях, по информации, взятой из открытых источников, антитеррористические спецоперации проводились единожды.

Так сложилось исторически

Тимур Айсаутов, социолог и директор исследовательского центра «Даму», отмечает, что именно западный регион Казахстана исторически стал удобной почвой для распространения экстремистских исламских течений.

— Представители экстремистских течений преимущественно обращают внимание на западный регион, там распространение религиозной пропаганды происходит быстрее и легче, — утверждает социолог.

Этому способствует еще и то, что ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана, — прим. автора) в этом регионе представлено сравнительно слабо. Более активно эта организация работает на юге Казахстана, чем и обусловлена редкая необходимость проведения там спецопераций.

— Не все сильные имамы с большим желанием едут работать на запад Казахстана — так что в этом регионе наблюдается острая нехватка кадров. Это не самый благоприятный регион в социально-экономическом плане. Экология не самая хорошая. Немалую лепту в сложившуюся картину вносит открытость границ: западный регион расположен очень близко к Северному Кавказу. А там идеи салафитского толка активно распространяются и в силу географической близости и открытости границ проникают к нам, — утверждает Айсаутов.

Не хватает казахскоязычных имамов

При этом, по его наблюдениям, особенно легко салафитские идеи внедряются в русскоязычную мусульманскую среду. Все потому, что салафитская идеология преимущественно распространяются на русском языке — казахскоязычных проповедников очень мало.

А казахскоговорящих имамов от муфтията, борющихся с экстремистскими идеями, наоборот, много. Кроме того, в Актюбинской области русскоязычного населения больше, чем в той же Южно-Казахстанской области, и это тоже формирует соответствующую почву.

— Поэтому казахскоязычная аудитория менее подвержена экстремистским идеям салафитского толка, — убежден эксперт..

А в Алматы радикалов привлекает то, что город является крупным культурным и экономическим центром.

— Все религиозные группы, приходящие в Казахстан, начинают свою деятельность именно в Алматы. Этот город, самый крупный мегаполис, открыт новым идеям, новым религиозным течениям, — говорит он.

Религиозный «ребрендинг»

По данным Айсаутова, те салафиты, которые присутствуют сегодня в Казахстане, изначально называли себя ваххабитами.

— Но название «ваххабизм» было дискредитировано в связи с чередой террористических акций не только в Казахстане, но и во всем мире. Поэтому, видимо, главные идеологи Саудовской Аравии приняли решение поменять название на салафизм. Провели, так сказать, «ребрендинг». Так что сегодня никто себя ваххабитами не называет — все его представители одномоментно стали салафитами. Но «содержание» осталось то же самое, — уверяет социолог.

По убеждению некоторых идеологов, несмотря на то что в салафизме есть умеренные и крайние течения, которые и осуществляют теракты, Айсаутов склоняется к мысли, что грань между двумя течениями очень тонкая.

— Различие между ними только одно — форма борьбы за власть.

Представители крайнего течения считают, что за власть необходимо бороться с оружием в руках, что если власть не исламская, значит с ней нужно бороться. Их отличительная черта — крайняя нетерпимость. Приверженцы умеренного течения являются сторонниками эволюционного метода борьбы за власть. Но тем не менее, у обоих всё на 99% общее — идеология, книги, учения. Просто одни говорят «революция», другие «эволюция». Грань очень тонкая: «умеренные» радикалы очень быстро могут стать крайними, — отмечает он.

Салафизм отрывает от казахских корней

А главное, по убеждению Тимура Айсаутова, что салафизм не входит ни в одну из четырех традиционных исламских школ, так называемых мазхабов.

— Это молодое течение, ему всего-то полтора века — именно за этот период были сформированы его учения и постулаты. И если количество представителей этого течения в стране увеличится, они активно начнут бороться с нашими казахскими традициями.

Салафизм привык «ломать» устоявшиеся традиции и обычаи в любом регионе, куда бы он ни проник, буквально вырывая человека из идентификационного поля. И он начинает идентифицировать себя больше с Саудовской Аравией, нежели с родным государством и собственным народом. В то же время наш традиционный ислам ханафитского толка, появившийся в 7-8 веках на территории Казахстана, не «ломал» обычаев и традиций, которые мы имеем. Именно поэтому ханафизм так широко распространен в мире — это течение очень гибкое и идет на допустимые компромиссы, — делится мнением эксперт.

При этом в салафитском течении, наоборот, внутри религиозных групп постоянно происходят разногласия.

— Одни ученые не признают других. Одна группа последователей почитает одних, другая — других, и в целом салафизм несет в себе не сплоченность, а разобщенность и вражду, — уверен социолог.

По словам Айсаутова, представителей крайних течений условно принято называть «такфиристами». Их отличительной чертой является, что такфиристы могут легко и без оснований обвинять других мусульман в неверии. Одним из пунктов выдвигаемых ими обвинений в адрес других мусульман — они недостаточно активны в борьбе за власть.

— У нас в Казахстане такфиристское ответвление салафизма отнесено к экстремистскому, его распространение в стране запрещено, — отмечает он.

Выбирать методы борьбы продуманно

Тимур Айсаутов считает, что в мире условно существуют три уровня борьбы с экстремистскими религиозными идеологиями:

Первый подразумевает арест представителей салафизма просто за их взгляды и убеждения. Такой режим борьбы принят в Узбекистане.

Второй — запрет идеологии. Когда запрещаются сами материалы на салафитскую тему, соответственно вводится наказание за их наличие.

Третий уровень запрещает только пропаганду идеологии, но не ограничивает салафитов в свободе.

— Первый вариант борьбы с религиозным экстремизмом не приемлем для Казахстана. Потому что по своей сути это ограничение людей в их вероисповедании. Второй уровень предполагает борьбу с любыми материалами салафитского толка — книгами, аудиозаписями. На мой взгляд, этот уровень для Казахстана так же не подходит.

Наиболее адекватным и практичным методом для Казахстана является третий уровень, согласно которому в стране запрещается только пропаганда салафизма

— В рамках запрета пропаганды не предполагается борьба с самой идеологией и уже тем более с приверженцами салафизма, ограничивается только его распространение. В этом случае гражданин имеет право исповедовать салафизм, хранить при себе салафитские книги и другие материалы, но ему и всем иным лицам запрещено распространять и пропагандировать салафитскую идеологию, — говорит Айсаутов.

Салафиты вооружатся при любой возможности

Социолог обосновывает свою точку зрения тем, что запрет пропаганды позволит снизить динамику распространения салафизма в Казахстане, но в то же время свобода вероисповедания граждан не будет нарушаться.

— Сегодня салафитам удается легко вести свою пропаганду прежде всего через Интернет и соцсети. И масштабы этой пропаганды никто не контролирует и не ограничивает Социолог уверен, что если в ближайшее время не предпринять системные меры по сохранению конфессионального единства казахского народа, то время будет безвозвратно упущено. Практика «арабской весны» убедительно показала, что в условиях системного государственного или политического хаоса представители салафизма очень быстро и организованно вооружаются и переходят к военизированной форме борьбы за власть.

Айсаутов отмечает, что по запрет пропаганды экстремистской идеологии — довольно распространенная мера борьбы в странах мира.

— В России, к примеру, запрещена пропаганда идеологии нетрадиционных сексуальных отношений среди молодежи. В Германии — нацистской идеологии. Коммунистическая идеология одно время была запрещена в странах Запада. Также под запретом пропаганда отрицания холокоста в некоторых странах Европы и Израиле, — заключает социолог (авт.Татьяна Киселёва).

Антитеррористические спецоперации в Актюбинской области в 2016-2017 гг.

Антитеррористические спецоперации в Алматинской области в 2016-2017 гг.

Антитеррористические спецоперации в остальных областях РК (помимо Алматинской и Актюбинской) в 2016-2017 гг.

ТарковД
09.06.2017 в 12:16 - Ответить

Шариатское определение слова «саляф»

Имам ас-Саффарини говорил: “Под мазхабом саляфов (предшественников) подразумевается то, на чем были благородные сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи (таби’ун), известные своим благочестием, а также имамы нашей религии, о которых засвидетельствовали, что они действительно являлись великими имамами уммы”. См. “Ляуамир аль-ануар аль-бахия” 1/20.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи (таби’ун), да будет доволен ими Аллах, являются праведными предками (ас-саляфу-ссалих) нашей общины (да будет доволен ими Аллах). И каждый, кто призывает к тому, к чему призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и их благочестивые последователи, находится на манхадже саляфов.

Имам ас-Сам’ани сказал: “Слово «саляфит» означает причисление себя к саляфам и следование их мазхабу (учению), о котором тебе стало известно”. См. “аль-Ансаб” 3/274.

Хафиз аз-Захаби писал: “Саляфит (саляфий) – это тот, кто следует по мазхабу саляфов”. См. “ас-Сияр” 6/21.

Что же касается слова «саляф», то первым, кто упомянул его в языковом значении в этой общине, был сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), который сказал своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Муслим 2/234.

Также этот термин употребляли и его сподвижники в отношении их самих. Маймун рассказывал, что Ибн ‘Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: “О Маймун, не ругай саляфов (сподвижников), и тогда ты войдешь в Рай с миром!” Ибн Абу Хатим 2/356.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока