05.12.2017
Как известно, в июне т.г. в комментарии телеканалу Haberturk представитель президента Турции И.Калым заявил, что на переговорах со спецпредставителем президента России по Сирии А.Лаврентьевым речь шла о возможности введения в зоны деэскалации военнослужащих из Казахстана и Кыргызстана. На тот период эти данные были оперативно опровергнуты главой МИД РК К.Абдрахмановым.
Однако, судя по последним заявлениям, вопрос до сих пор на повестке дня и активно продавливается российской стороной на различных площадках, через дипломатические и политические механизмы, в том числе в рамках ОДКБ.
В частности, 30 ноября 2017 года начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник А.Сидоров заявил, что «миротворческие контингенты Организации готовы принять участие в урегулировании ситуации в Сирии, а также к выполнению любых задач и в любой точке мира…». При этом военачальник отметил, что «для того, чтобы на сегодняшний день их применить на территории другого государства, наверное, нужно, опять таки, решение СКБ и Совета безопасности ООН».
В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и их позиция по сирийскому конфликту выстроена сугубо индивидуальна в зависимости от политико-экономических мотивов и целей на перспективу.
К примеру, сирийский кризис поставил Ереван перед сложным выбором ближневосточной внешней политики. Учитывая необходимость сохранения высокого уровня политического сотрудничества с Дамаском, защиты армянской общины Сирии и оказания помощи дружественному сирийскому народу, президент Армении принял решение сохранить дипломатическое представительство в Сирии. при этом консульство в условиях многолетней блокады Алеппо стало единственным действующим дипломатическим представительством и оказывало внештатные консульские услуги в Латакии, Тартусе, Кесабе и в других регионах Сирии. Кроме сохранения диппредставительств, неоценима и оказанная на постоянной основе гуманитарная помощь сирийскому населению.
Министр иностранных дел Армении Э.Налбандян в 2015-ому году, а еще ранее и парламентская делегация Армении в 2014-ому году, посетили Сирию, что служило определенным жестом демонстрации позиции Армении и желания сохранить уровень сотрудничества.
Сирийский конфликт был особым испытанием с одной стороны для многовековой дружбы армянского и сирийского народов, а с другой стороны для способности Республики Армения разрабатывать и осуществлять гибкую и принципиальную политику, направленную на защиту соотечественников в разных частях света.
В одном из интервью белорусскому телеканалу ОНТ президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад заявил, что «Беларусь вместе с Россией является основным игроком на международной арене в отношении той войны, которая ведется против Сирии».
Такая точка зрения сирийского лидера прозвучала несколько неожиданно, ведь белорусские вооруженные силы не принимают участия в сирийской войне, да и об отношениях между Минском и Дамаском широкой публике известно совсем немного.
По всей вероятности, упоминая Беларусь, Б.Асад имел в виду не военное двустороннее сотрудничество, а дипломатическую поддержку, экономические отношения и гуманитарные проекты, направленные на помощь сирийскому народу. Необходимо также подчеркнуть, что при голосовании по сирийскому вопросу в ООН, Минск неизменно поддерживает официальное правительство САР.
В марте 2015 года президент А.Лукашенко подписал распоряжение об оказании гуманитарной помощи САР, с тех пор посольством Республики Беларусь в Сирии неоднократно проводились гуманитарные акции. Сюда же стоит отнести еще одно распоряжение президента, которое предусматривает выделение денежных средств для организации отдыха и оздоровления в Беларуси 80-ти сирийских детей.
Что касается контактов в военной сфере, то в западной прессе распространяется много слухов о неких поставках белорусского оружия и изделий двойного назначения в Сирию, например, технологий для повышения точности ракет «земля-земля». Однако, в официальном регистре обычных вооружений ООН за 1999-2013 годы зафиксирована только одна сделка по поставке белорусской стороной Сирии 33 боевых самолетов. В целом показатели белорусско-сирийского товарооборота достаточно скромные и в 2014 году (последние доступные данные посольства Беларуси в САР) составляли порядка $33,8 млн.
При этом, в ходе визита министра промышленности Беларуси М. Вовка в Дамаск в апреле 2017 года заключен контракт на поставку 157 самосвалов «МАЗ» для нужд Министерства общественных работ и жилищного строительства Сирии. В этой связи существует мнение, что у руководства САР уже есть надежный партнер в деле восстановления разрушенной инфраструктуры страны.
По мнению посла Таджикистана в России И.Сатторова, «опыт мирного урегулирования межтаджикского кризиса может помочь решению сирийского и афганского конфликтов. Сам народ должен прийти к пониманию того, что нужно остановить это, нужно договариваться.Чем быстрее придет это понимание и будет заключен мир, тем меньший ущерб будет нанесен национальным интересам».
Глава Центра стратегических исследований Таджикистана Х.Холикназаров полагает, что «достичь мира будет сложнее, поскольку в таджикском конфликте геополитические интересы крупных держав, которые имели какое-то влияние на оппозицию, тогда совпадали, и Иран, и Афганистан, и РФ в этом плане были заинтересованы. Сейчас же в сирийском конфликте все крупные державы региона имеют свои цели и свои группировки».
По мнению военных специалистов, отправка миротворцев в Сирию вполне вероятна. Этот контингент будет базироваться на российских военных базах и выполнять сугубо мирные задачи — охрана различных объектов, разъединение враждующих сторон, разминирование, доставка гуманитарной помощи.
Как предполагается, попытки России привлечь своих союзников по ОДКБ в миротворческие операции в постконфликтную Сирию, связаны с определенными политическими дивидендами для Москвы. В частности, это прибавит легитимности присутствию и действиям российского военного контингента, продемонстрирует перед мировым сообществом потенциал России в стратегическом партнерстве, а что самое важное, даст возможность укрепиться в послевоенной Сирии для решения своих геополитических и национальных интересов.
(автор Б.Дауренбек)
11.12.2017 в 17:53 -