KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О возрастании роли ЦАР на фоне интересов глобальных игроков

О возрастании роли ЦАР на фоне интересов глобальных игроков

24.06.2023

Конфликт на Украине служит катализатором более активного участия таких глобальных игроков, как США, Китай и Индия в Индо-Тихоокеанском и Центральноазиатском регионах.

Индо-Тихоокеанский регион в ближайшие годы, вероятно, останется самым важнейшим геополитическим регионом в мире. Его географическая значимость существенно возрастает из-за постоянно усиливающейся напряжённости между КНР и США. Вероятнее всего напряженность будет возрастать с усилением поддержки перевооружения Японии и увеличением поставок оружия и военной техники Тайваню, Южной Корее и другим дружественным США странам, расположенным вокруг КНР.

Гегемония над Индо-Тихоокеанским регионом является и для США, и для КНР вопросом как геостратегии, так и геоэкономики. Тот, кто контролирует Индо-Тихоокеанский регион, управляет глобализацией. В этом регионе расположены крупнейшие экономики мира – США, Китай, Япония – и одни из самых эффективных и динамичных рынков – Индия, Индонезия, Таиланд и т. д. Соответственно, на долю Индо-Тихоокеанского региона приходится около 60% мирового ВВП и примерно 60% мировой морской торговли. Вдобавок два наиболее уязвимых геостратегических узких места – Бал-эль-Мандебский пролив и Малаккский пролив – также расположены в Индо-Тихоокеанском регионе.

Конфликт на Украине ещё сильнее обостряет напряжённость между блоками и служит катализатором так называемого многополярного перехода с сопутствующим неизбежным нарастанием нестабильности в периферийных районах земного шара.

Несмотря на трения и соперничество, КНР является первым по величине торговым партнёром важнейших союзников США в регионе: Японии, Южной Кореи, Австралии, Тайваня. Что позволило Пекину в последние годы использовать торговлю, финансы и другие экономические инструменты, чтобы оказывать давление на соседние страны. Помимо ограничений на экспорт редкоземельных металлов, КНР использует в качестве средства давления такие секторы экономики, как туризм, в результате чего переговорные позиции китайцев укрепляются. Например, Китай менее чем за год серьёзно сократил (с семи миллионов до трёх миллионов) поток туристов в Сеул после кризиса THAAD, что нанесло значительный ущерб экономике Южной Кореи.

В свою очередь Индия находится в центре китайско-американского противостояния. Индия будет играть всё более важную роль, поскольку США желают укрепить так называемый альянс QUAD, состоящий из США, Австралии, Японии и Индии, и активизировать систему «Пять глаз». КНР реализует инициативу «Один пояс один путь» (ОПОП), которая неизбежно зависит от хороших отношений с Индией, а также отношений со своими союзниками Пакистаном и Россией и торговли. КНР является вторым по величине торговым партнёром Индии, но она также тесно связана с Россией и Пакистаном, которые являются соответственно главным союзником и главным соперником Индии. Россия может лоббировать интересы Китая, убеждая Индию присоединиться к фронту, стремящемуся к многополярности, или в крайнем случае остаться неприсоединившейся, в то время как Пакистан, который по существу является сателлитом Китая, может быть использован для оказания давления на Индию через проблематику терроризма и Кашмира.

В мировом экспертном сообществе развернуто большое количество геополитических расчетов в связи с связи с важными событиями состоявшимися одновременно или близко друг к другу — саммит Китай-Центральная Азия (19 мая 2023 г.) и «Большая семерка» (G7), а также саммит Четырехсторонний диалог по безопасности, широко известный как QUAD (21-22 мая 2023 г.). Наряду с этими двумя саммитами можно также отметить третий саммит Форума сотрудничества Индии и островов Тихого океана (FIPIC), состоявшийся в Папуа-Новой Гвинее 22 мая 2023 г.

Учитывая географические районы, охваченные тремя упомянутыми ранее саммитами − Евразия и Индо-Тихоокеанский регион, а также время их проведения, можно интерпретировать это как попытку великих держав, особенно США, Китая и Индии, обозначить и укрепить свое влияние в этих геополитических регионах.

Для Китая Центральная Азия исторически всегда была регионом как угроз, так и возможностей. В современной эпохе, Центральная Азия снова завладела китайским геополитическим воображением. По соседству с неспокойной провинцией Синьцзян любая форма нестабильности или роста исламского экстремизма в республиках Центральной Азии (ЦАР) может перекинуться на первую, тем самым бросив вызов жесткой хватке Китая. Кроме того, ЦАР с их запасами нефти и природного газа, а также своим транзитным потенциалом имеет огромную экономическую ценность в глазах Пекина. Об этом можно судить по тому важному месту, которое эти страны занимают в инициативе ОПОП, о которой было объявлено в сентябре 2013 года в Астане.

Саммит Китай-Центральная Азия можно рассматривать как попытку дальнейшего усиления влияния Пекина в регионе. Об этом можно судить по множеству объявленных инициатив для дальнейшего укрепления отношений между Китаем и Центральной Азией, таких как создание механизмов встреч по иностранным делам, экономике, торговле и таможне, а также делового совета. Наряду с этим были и другие важные объявления, такие как:

  • укрепление энергетического сотрудничества и торговли между Пекином и Центральной Азией через газопровод Китай-Центральная Азия и создание партнерства по развитию энергетики Китая и Центральной Азии;
  • инвестиции в транскаспийский коридор и увеличение пропускной способности автомобильных дорог Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Китай-Таджикистан-Узбекистан;
  • создание «Схемы развития технологий и навыков Китая и Центральной Азии» и «Культурного шелкового пути» для улучшения сотрудничества в области науки, технологий и культуры соответственно.

Вышеупомянутые области — энергетика, связь, наука, технологии и культура, особенно энергетика и связь, являются одними из важнейших факторов, лежащих в основе стратегии Китая в отношении Центральной Азии. Стабильная Центральная Азия (наряду с Афганистаном) является ключом к успеху флагманского проекта ОПОП, Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), а также выхода Пекина в Европу и Западную Азию.

Что еще более важно, во время саммита страны Центральной Азии были привлечены к участию в ориентированной на Пекин Глобальной инициативе развития (GDI), Глобальной инициативе безопасности (GSI) и недавно объявленной Глобальной цивилизационной инициативе (GCI), сосредоточив внимание на темах «общего развития», «всеобщей безопасности», и «вечной дружбы» соответственно. Отсюда можно определить другую важную функцию, которую выполняют ЦАР это «испытательный полигон для китайских идей глобальных институтов и инвестиционных проектов». Как отметили ученые Рафаэлло Пантуччи и Александрос Петерсен в своем исследовании политики Пекина в Центральной Азии «здесь можно увидеть контуры будущей внешней политики Китая».

В свою очередь, Индия пытается укреплять свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе в рамках таких инициатив, как QUAD и FIPIC (Форум сотрудничества Индии и островов Тихого океана). Это было очевидно на саммите QUAD, состоявшемся в кулуарах саммита G7 в Хиросиме, где государства-члены, включая Индию, стремились упорядочить и институционализировать направленность зарождающейся группировки на формирование «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, который является инклюзивным и устойчивым» посредством многочисленных инициатив, таких как Коалиция за устойчивую к стихийным бедствиям инфраструктуру (CDRI), Индо-тихоокеанская экономическая основа для процветания (IPEF) Партнерство Quad в области здравоохранения, Индо-Тихоокеанское партнерство по повышению осведомленности о морской сфере (IPMDA), Сеть инвесторов Quad (QUIN) и т. д. охватывая области инфраструктуры, экономики и чистой энергии, здравоохранения и разработки вакцин, морских знаний и инвестиций в стратегические технологии.

Эти усилия направлены на противодействие попыткам Китая доминировать в предоставлении вышеуказанных общественных благ прибрежным странам Индо-Тихоокеанского региона через Морской шелковый путь ОПОП и тем самым ограничить влияние Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе, в котором Индийский океан рассматривается Индией как жизненно важный для ее собственной безопасности и стратегических интересов. Центральное место Индии в Индо-Тихоокеанском регионе также было подчеркнуто в Совместном заявлении QUAD, в котором признается важность таких инициатив, как Ассоциация стран бассейна Индийского океана (IORA) и Форум сотрудничества Индии и островов Тихого океана (FIPIC).

На Тихоокеанском фронте FIPIC представляет собой попытку Нью-Дели установить свое присутствие в морском регионе за пределами Индийского океана, учитывая тесную связь между «миром, стабильностью и свободой судоходства» как в Индийском, так и в Тихоокеанском регионах. Кроме того, тихоокеанские острова имеют важное геостратегическое значение с точки зрения расположения вблизи важных судоходных путей, а также в середине азиатского и американского континентов. Именно этим преимуществом Китай стремился воспользоваться, пытаясь заключить пакт с тихоокеанскими островными странами (PIC) в 2022 году. Учитывая вышеизложенный контекст, Индия, а также другие державы QUAD, такие как США и Австралия, активизировали взаимодействие с PIC, как это было видно во время визитов госсекретаря США Энтони Блинкена и премьер-министра Моди в Папуа-Новую Гвинею в мае с.г. Важность PIC для Индии была подчеркнута во вступительном заявлении премьер-министра, который называл их «большими океанскими странами», тем самым обозначая их центральное место в индо-тихоокеанском взгляде Нью-Дели. Подчеркивая ценности саммита «Голос глобального Юга» и роль Индии в поднятии вопросов PIC на таких форумах, как G20 и G7, Нью-Дели стремился укрепить свой имидж надежного лидера Глобального Юга, а также надежного друга тихоокеанских островов. Этот образ был дополнительно подкреплен акцентом на инициативах индийского происхождения, таких как Международный солнечный альянс (ISA), CDRI, Институт экологически безопасных прибрежных и океанических исследований (SCORI), неотъемлемой частью которых являются PIC, а также предоставление помощи в целях развития и гуманитарная помощь, тем самым изображая Нью-Дели более жизнеспособным и надежным партнером, чем Пекин.

Таким образом, и Центральная Азия и Индо-Тихоокеанский регион привлекают внимание политиков и стратегов в Нью-Дели и Пекине. Китай, вероятно, готов стать гегемоном в Евразии на фоне ослабления России и продвижения ОПОП, а также с помощью ШОС, которая признается эксперами «китайско-центричной» организацией. Индия, вероятно, больше сосредоточится на морской сфере в Индо-Тихоокеанском регионе, осознавая стратегическое преимущество, которое дает ее протяженное побережье, а также Андаманские и Никобарские острова возле Малаккского пролива, инвестируя в различные инициативы.

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока