KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О деятельности МНПО в Таджикистане

О деятельности МНПО в Таджикистане

16.07.2017

Анализ материалов масс-медиа позволяет говорить об усилении внимания к Таджикистану и центрально-азиатскому региону международных неправительственных организаций (МНПО), деятельность которых на постсоветском пространстве, в целом, расценивается как деструктивная.

В принципе, интерес подобных организаций к республике не ослабевает с начала 2000-х годов. На сегодня в стране активно работает не только ряд МНПО, но и около 2000 национальных НПО, круг деятельности которых весьма разнообразен: наука, образование, культура, спорт, благотворительность и социальная поддержка, защита окружающей среды. Причем следует отметить, что многие из них проявляют себя активными участниками общественной жизни и зарекомендовали себя надёжными помощниками в решении социальных проблем. Однако, на этом фоне сформировались НПО, обслуживающие зарубежные правительства.

В частности, в таджикском экспертном сообществе возрастает обеспокоенность относительно инициатив и финансовой щедрости различного рода прозападных Фондов, интересы которых больше связаны с решением собственных стратегических задач.

Особой активностью в этом отношении выделяются американцы. Еще в прошлом году из Вашингтона в посольство США в РТ поступило распоряжение «в полном объеме реанимировать и многократно усилить сеть жизненно важных» для западных интересов НПО. На эти цели было выделено более $10 млн.

В этот же период американское посольство в Душанбе широко анонсировало прием заявок на малые гранты, которые предоставлялись национальным «юридическим и физическим лицам готовым всеми мерами содействовать развитию демократических институтов в Таджикистане». Денежное содержание грантов составляло от $25 до $50 тыс.

В течении 2017 года в рамках «программы по предоставлению гуманитарной помощи и поддержке развития государства» планируется переслать «гражданским активистам» в Таджикистане более $35 млн.

Очевидно, что правительство США нацелено придать «второе дыхание» подконтрольным неправительственным организациям, участие которых в процессах «демократизации» политической системы республики в последние годы не всегда оправдывало их надежды.

Как видится, формулировка «содействие и развитие демократических институтов» весьма размыта и сомнительна. По каким конкретно программам работают и какие задачи решают НПО, которым выделены гранты?

К примеру, с 2007-го года в Согдийской области действует отделение информационно-образовательного центра США под названием «Доно». Основной целью уже много лет является сбор сведений о социально-политической, экономической и религиозной обстановке в регионе.

К одному из основных направлений их деятельности относится также изучение трансграничных проблем, имеющих отношение к распределению природных и водных ресурсов, влияющих на характер отношений между соседними республиками. В поле зрения «Доно» также факты применения пыток в правоохранительных органах и притеснения нацменьшинств, проблемы с соблюдением прав и свобод граждан, вопросы делимитации и демаркации спорных участков границы Таджикистана с соседями, а также возможности использования этого фактора для соответствующего влияния на обстановку в регионе.

В Душанбе, Хатлонской и Согдийской областях действуют филиалы НПО «NID» (Национальный институт демократии, США). Цель — сбор информации о социально-экономической и политической ситуации в Центральной Азии.

Один из филиалов «NID» на территории Согдийской области на регулярной основе выделяет до $25 тыс. руководителям фермерских хозяйств и различных промышленных объектов для развития малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства в обмен на предоставление ежемесячных отчетов о своей деятельности.

Сбор вот таких разноаспектных данных является целью проектов? Как эта деятельность соотносится с существующими социально-экономическими проблемами, вопросами обеспечения прав и свобод и т.д.? Но, видимо, что называется, «игра стоит свеч», раз на это выделяются миллионы!

Еще интересный факт. Госдепартамент США 19 марта т.г. объявил тендер среди частных компаний Таджикистана по проведению масштабного опроса жителей республики для выяснения их политических и религиозных предпочтений. Организаторы интервью должны опросить как минимум тысячу человек старше 18 лет, а затем отправить собранные данные в Отдел исследований общественного мнения, входящий в Бюро разведки и исследований Госдепартамента.

Политологи предполагают, что эти данные нужны Вашингтону, чтобы манипулировать СМИ и общественным мнением, а также выстраивать свою дальнейшую политику в центрально-азиатском регионе. Одновременно и информационная база разведслужб США пополнится персоналиями жителей Таджикистана.

В целом, таджикские эксперты признают, что известные трудности в политическом и экономическом развитии республики активно используются прозападными МНПО для расширения деятельности, привлечения на свою сторону молодежи, культивируя в ее среде радикальные настроения.

Финансируемые западными спонсорами структуры, являясь инструментом распространения «демократических и социально-правовых норм и порядков», абсолютно несовместимы с национальными интересами, историческими традициями и экономическими приоритетами центрально-азиатских государств, в том числе, Таджикистана При этом, алгоритм их действий известен — под предлогом защиты прав человека, развития демократии, ведется открытое финансирование оппозиционных структур, подготовка т.н. «цветных революций», а в итоге — разрушение национальных экономик, политическая нестабильность, падение уровня жизни и т.д. Только на организацию «цветной революции» на Украине, к подготовке которой были привлечены сотни прозападных, пробандеровских НПО, было израсходовано более $5 млрд. из бюджета США.

Итак, приведенные выше факты позволяют заключить, что ряд западных стран на территории Таджикистана активно задействует различные МНПО в целях выявления наиболее уязвимых сфер социально-политического сегмента для формирования рычагов воздействия на действующую власть в Таджикистане. Не исключается, что при «благоприятных условиях» вероятным направлением деятельности НПО в республике будет «раскачка» религиозного фактора, как уже опробованного варианта дестабилизации ситуации в других странах.

В рамках минимизации внешнего влияния таджикские власти проводят определенную работу. В 2015 году внесены поправки в Закон «Об общественных объединениях» относительно цели проектов и грантов, направленных из-за рубежа. В июне текущего года международные неправительственные организации, работающие в Таджикистане, политические партии и общественные объединения обязали по итогам каждого года предоставлять антикоррупционному органу подробную оценку коррупционных рисков. Но этого недостаточно.

Для понимания роли неправительственных организаций в обществе, обеспечения прозрачности и доступности их деятельности, как вариант, можно рассмотреть возможность популяризации их работы через проведение всевозможных форумов и выставок, эфирное время на телевидении и публикацию итогов по проектам, спонсируемым из-за рубежа. Кстати, этот подход применим не только в Таджикистане.

(автор Сана Зыкина)

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока