KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О некоторых особенностях обучения в университете «Аль-Азхар»

04.07.2016

Что в действительности толкает молодых людей получать религиозное образование за рубежом?

Несомненно, многими движет стремление к высоким идеалам. Желание вникнуть в суть ислама, и сладость мысли постижения религиозных тайн из первоисточников, и светлые мечты возможности изучения священных текстов на языке оригинала. Кто-то мечтает о распространении тех сокровенных знаний у себя на родине, кто-то видит себя в роли проводника между культурами и народами, кто-то представляет себя ответственным работником духовного управления мусульман.

С другой стороны, могут накладывать свой отпечаток повседневные проблемы: кому-то не удалось пройти по конкурсу в вуз, кто-то отчаялся найти работу по интересу, а кому-то и вовсе кажется несправедливым то общество, в котором он живет, безработица и спад уровня жизни.

Не следует забывать и о силе воздействия общественного мнения: страна выбирается из тяжелого кризиса, молодежи сложно попасть в вуз, практически невозможно своими силами найти достойную работу, всеобъемлющая коррупция, разрушены и забыты высокие идеалы традиционного ислама.

Университет «Аль-Азхар» в Египте является крупнейшим высшим учебным заведением во всем Ближнем Востоке и Африке. Назван в честь дочери пророка Мухаммада Фатимы Захры.

История «Аль-Азхара» очень богата, по мере господства в Египте различных властителей, поддерживающих различные религиозные течения менялось и направление преподавания. На начальном периоде было распространено смешанное шиитско-суннитское богословие. После свержения власти Фатимидов -это центр шафиитского мазхаба.

С XIII века в стенах «Аль-Азхар» сосуществуют вместе представители четырёх суннитских мазхабов, шииты и позднее суфийские школы. К XVIII веку университет становится преимущественно суннитским центром и постепенно трансформировался в общемусульманский центр традиционного образования и наук. В конце XIX века университет прошел процесс модернизации учебных программ и организационной структуры, существующей и сейчас. Диплом «Аль-Азхара» является международным и признаётся во многих странах мира.

В шестидесятые годы были созданы светские факультеты медицины и сельского хозяйства. Постепенно стали открываться факультеты: основ религии; шариатский; литературный; административных дел и торговли; политехнический; сельскохозяйственный; медицинский; педагогический; женский. В целом университет «Аль-Азхар» включает 64 факультета, которые расположены в шестнадцати провинциях Египта. Общее число студентов составляет примерно 400 000 человек, из которых 15 000 – иностранцы, приехавшие получить религиозное образование в лучшем исламском университете. При этом финансирование университета осуществляется за счет государства и благотворительных исламских организаций, большинство которых из стран Персидского залива.

Что же касается самого учебного процесса, то в университете «Аль-Азхар» введена английская система оценивания – из 100 балов. Такое оценивание даёт большую возможность для выпускников в их дальнейшем трудоустройстве. Диплом «Аль-Азхара» является международным и признаётся легальным во многих странах мира. Позиция университета к посещаемости студентами занятий очень либеральна. Такой подход позволяет успешным студентам проходить программу быстрее, сдавая экзамены «на опережение» и перескакивать курсы, а отстающие, например, могут изучать годовую программу на протяжении двух лет.

В ряде городов Европы открыты так называемые представительства, или «миссии», «Аль-Азхара» при Исламских культурных центрах (как отметили обычно они существуют на средства благотворительных организаций, которые не только спонсируют эти миссии, но и отправляют учащихся на стажировки в Каир). Университетское образование включает в себя, не считая подготовительных курсов, 4 года бакалавриата и 2 магистратуры, по окончании которой желающие могут поступить в аспирантуру. Система защиты дипломов и диссертаций такая же, как в Европе. Профессора в «Аль-Азхаре», получают 400 долларов.

Отдельная тема – благотворительные организации и фонды, поддерживающие студентов. Насколько известно, официально подобных организаций в Каире – порядка десяти. Среди них есть те, что обеспечивают студентов сразу и жильем, и питанием, и небольшой стипендией. Другие предоставляют только жилье и стипендию. Третьи поддерживают студентов лишь ежемесячной стипендией или выдачей продовольственного пайка. Кроме того, весьма распространены частно-индивидуальные формы поддержки студентов различными спонсорами.

Количество принимаемых студентов неограниченно. Прием документов ведется круглый год, не прекращаясь даже в летние месяцы, а начать учебу можно сразу после оформления всех формальностей (которые, однако, иногда затягиваются до нескольких месяцев).

Первым условием приема документов на рассмотрение является законность нахождения в стране, т.е. наличие в паспорте визы.

Как видим, для поступления в «Аль-Азхар» экзамены сдавать не надо. В основном туда зачисляют всех, кто подал заявление. Ну, а после зачисления проводится собеседование, на котором и решается на какой уровень определить будущего студента. Вопросы зависят от преподавателя, который будет вести собеседование. В основном просят рассказать хадисы, что-нибудь написать под диктовку, и самое главное, наизусть прочитать некоторые суры из Корана.

Ежедневные занятия занимают два-три часа не более. Домашние задания практически отсутствуют. В силу египетско-арабского менталитета редко кто из преподавателей приходит на занятия вовремя. Опоздания весьма обычны со стороны преподавателей и студентов. Методика преподавания арабского языка для иностранцев отсутствует, изучение предметов основаны на автоматическом заучивании. Все это делает учебу скучной, неплодотворной и непривлекательной. Такое положение дел не способствует укреплению порядка и подрывает плодотворность учебного процесса.

Впрочем, несправедливым будет не отметить, что среди учителей есть горстка педагогически одаренных, искренне верующих и самоотверженно трудящихся на благо ислама и мусульман.

Изучение современной исламской теологии подразумевает знакомство с рядом самых серьезных дисциплин, практически каждая из которых уже давно исследуется как самостоятельная наука. Основные направления здесь – арабский язык, теология с основами вероубеждения, а также духовная и светская практика жизни в исламе. Именно по этим трем направлениям и специализируются будущие богословы в университете, чьим стержнем следует считать три факультета: факультет арабского языка, факультет теологии, факультет шариата.

Задачей теологического факультета является всестороннее исследование основных и незыблемых источников ислама – Корана и сунны – на предмет формирования внутренних убеждений личности. Среди корановедческих дисциплин здесь изучают собственно корановедение (как самостоятельную науку), общую теорию и методы подходов к пониманию Корана, практику аналитического и тематического толкования Корана, а также теорию и практику чужеродности, несвойственной объективному и непредвзятому подходу к толкованию Корана. К хадисоведческим дисциплинам относят следующие: собственно хадисоведение (как самостоятельная отрасль теологических знаний), аналитическое и тематическое исследование хадисов, общее и аналитическое исследование биографии пророка Мухаммада, знакомство с личностями передатчиков хадисов (из числа сподвижников пророка) с их особенностями в сборе и передаче хадисов. Наряду с этим на факультете изучаются и смежные с теологией дисциплины, в числе которых классическая логика, общая философия, исламская философия, обществоведение, мировые религии и верования, современные идеологические течения.

Подробно изучают общую теорию исламского законотворчества, практический шариат (с его незыблемой основой и многочисленными разногласиями в деталях), современные фетвы исламских богословов по спорным вопросам, касающимся практических достижений современной науки (прежде всего в области экономики, биологии и медицины), сравнительный шариат, сопоставляющий законы ислама со светскими законами некоторых западных государств.

Как видим, университет излишне привержен традиционализму и использует старые методы обучения несмотря на то, что апробирует новейшие технологии обучения.

Иностранные студенты, желающие получить образование в «Аль-Азхаре», обычно самостоятельно прибывают в Египет в г. Каир и обращаются в офис Аль-Азхара, там они подают заявление о желании поступить в Аль-Азхар, ждут несколько месяцев пока заявление рассматривается. После выдают анкеты для заполнения, медицинскую форму, заполнив ее, проходит платное медицинское обследование. Затем сдают весь пакет документов и ждут зачисление в течении нескольких месяцев. До этого иностранец поступаете в языковой центр для обучения арабскому и базовых знаний по исламу и Корану.

Среди трудностей, относительно учебы, можно выделить два основных направления: неродной язык и непривычная система образования. Слабое, пассивное знание арабского языка не лучшим образом отражается на качестве обучения. Без серьезной языковой подготовки основные усилия рассеиваются на элементарный перевод и домысливание. На подобные проблемы накладывает свой отпечаток и существующая «двойственность» языка: местный диалект существенно отличается от языка классики и образования. Приходится привыкать и к диалекту, поскольку не все преподаватели даже в университете излагают материал на классическом арабском. Язык Корана и сунны, является естественным инструментом изучения ислама. Овладение им в должной мере представляет серьезный труд как для иностранцев, так и для самих арабов.

В «Аль-Азхаре» отсутствует текущий контроль и корректировки получаемых знаний. На протяжении всей учебы никто не интересуется, понимает ли иностранный студент вообще, так ли понимает, запоминает ли, в силах ли изложить свои мысли на чужом языке, каковы его взгляды.

Студенты предоставлены самому себе. Никто не интересуется посещаемостью, а на уроках как-то не принято высказывать свое мнение. Студенты просто слушают лекцию (часть докторов практически не выходят за их рамки, и такие лекции подобны простому озвучиванию написанного в книге). Студенческое сообщество построено на канонах исламского братства, которых каждый студент должен придерживаться и повиноваться. Сопротивление жестко пресекается, так как в этом процессе участвует и радикальное руководство университета.

Ясно одно, что основной миссией выпускников «Аль-Азхара» в XXI веке совершенно официально остается проповедь ислама, в самом широком смысле этого слова. Это не только распространение религии (в университете существует специальный «миссионерский» факультет), но и пропаганда культуры ислама в более глобальном формате.

В заключении следует отметить двоякую роль университета «Аль-Азхар». С одной стороны, это все же «духовная опора» египетских властей: авторитеты в ее стенах способны опровергать «фетвы» радикальных мулл, давать направления всему мусульманскому сообществу. Однако выпускниками «Аль-Азхара» были не только выдающиеся политические деятели и ученые. Из его стен также вышло и большое количество фундаменталистов и радикалов — начиная с Хасана I, основателя секты ассасинов в XI веке, и заканчивая погибшим шейхом Ахмедом Ясином, одним из лидеров Хамаса, который в трепете держал весь Израиль.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока