25.10.2023
В условиях продолжающейся неопределенности ситуации на Ближнем Востоке и приближающейся зимы в Северной Америке и Европе эксперты отмечают тенденцию повышения цен на основные энергоносители.
Цена на нефть марки «West Texas Intermediate» остановилась на уровне выше 88 долларов за баррель после предыдущего скачка до 90 долларов из-за возросшей геополитической напряженности.
Вместе с тем, трейдеры отслеживают сокращение запасов нефти в США. Так в крупнейшем хранилище в Кушинге, штат Оклахома, запасы нефти упали до 21 миллиона баррелей, самого низкого уровня с 2014 года. Запасы на объекте приближаются к минимальным эксплуатационным требованиям, и многие аналитики считают, что запасы находятся на самом низком уровне, позволяющем резервуарам функционировать в обычном режиме.
Мировой рынок нефти потрясен ближневосточным кризисом. Иран, который поддерживает ХАМАС и является ключевым поставщиком нефти, уже предупредил о возможности эскалации. Однако на данный момент скачки цен на нефть пока ограничены относительным изобилием сырья на рынке, а также опасениями по поводу замедления глобального роста и его влияния на спрос.
Что касается сжиженного природного газа (СПГ), основной вопрос на сегодня, может ли эскалация конфликта на Ближнем Востоке привести к новому зимнему энергетическому кризису в Европе?
Спотовые цены на СПГ резко выросли с началом конфликта, но европейские запасы находятся на рекордно высоком уровне.
В недавнем прошлом, обнаружив газовые месторождения Тамар и Левиафан на шельфе Средиземноморского бассейна Леванта, Израиль получил множество региональных дипломатических рычагов влияния. Став обладателем СПГ достаточного для внутреннего потребления и экспорта, Тель-Авив использовал этот газ для построения мощных отношений в регионе.
В 2022 году Израиль подписал газовое соглашение с Египтом об экспорте природного газа в Европу. В настоящее время Израиль ведет переговоры с Грецией и Кипром о расположенном на Кипре терминале для сжижения израильского газа для экспорта в Европу. Израильтяне также рассматривали возможность строительства трубопровода в Турцию и строительства собственного завода по сжижению газа. Ввиду ухудшающихся отношений с Турцией можно предположить, что сделка с Грецией и Кипром теперь является единственным вариантом.
Месторождение Тамар добывает до 8,5 млн кубометров в сутки. Его работа ви настоящее время приостановлена после атаки ХАМАС на Израиль 7 октября. Месторождение является вторым по величине в Израиле, содержит около 10 триллионов кубических футов природного газа и принадлежит Chevron, Dor Gas Exploration Limited Partnership, Everest Infrastructures, Isramco Negev 2, базирующейся в ОАЭ Mubadala Investment и израильской компании Tamar Petroleum. До закрытия месторождение покрывало до 70% потребностей Израиля в производстве электроэнергии.
Закрытие месторождения Тамар вызывает беспокойство на энергетическом рынке, усиливая опасения по поводу более широкой войны с участием других ближневосточных стран.
Левиафан (месторождение в два раза больше Тамар) производит до 300 миллионов кубометров в сутки. Работает пока в штатном режиме.
Оба месторождения экспортируют СПГ в Египет.
С момента начала конфликта спотовые цены на СПГ выросли более чем на 40% до 18,3 долларов за один миллион британских тепловых единиц (MMBtu), что является восьмимесячным максимумом. Многочисленные сообщения свидетельствуют о том, что некоторые покупатели СПГ в Северной Азии приостановили планы по приобретению дополнительного зимнего топлива в результате нападения ХАМАСа и ответных бомбардировок Израиля сектором Газа.
Предыдущий рост цен на газ был отмечен прошлой зимой на фоне резкого роста инфляции и западных санкций против России — бывшего крупнейшего поставщика нефти и газа в Европе — из-за ее вторжения на Украину в начале 2022 года. Однако, зима в тот год была относительно теплой.
Каллум Макферсон, глава отдела сырьевых товаров в «Investec», отмечает, что структурный дефицит газа в Европе из-за санкций на экспорт российских энергоносителей был гораздо более выраженным, чем на нефть, что делает цены на газ и, следовательно, цены на электроэнергию более чувствительными, чем цены на нефть. Потоки нефти также гораздо легче перенаправить, чем потоки газа. В настоящее время европейские хранилища СПГ почти заполнены. По данным «Gas Infrastructure Europe», запасы СПГ в ЕС находятся на рекордно высоком уровне — около 113,4 млрд кубометров (млрд кубометров), что составляет более 97% мощностей хранилищ.
Однако, если возникнет какой-либо риск поставок и зима окажется холодной, эксперты ожидают увидеть возвращение к поведению цен 2022 года. Если зима будет относительно мягкой, высокие запасы СПГ могут привести даже к снижению цен на газ.
Робин Миллс, исполнительный директор «Qamar Energy», считает, что наихудший сценарий может быть «очень плохим» для Европы, но пока маловероятен, поскольку цены уже выдержали две крупные войны, атаки на энергетическую инфраструктуру и перебои с поставками газа и нефти. Из рисков «более вероятны отдельные нападения на танкеры и т. д., ужесточение санкций в отношении Ирана, снова забирающего с рынка несколько сотен тысяч баррелей нефти в день, а также более длительное прекращение поставок израильского газа в Египет», — отметил Миллс.
Чтобы смягчить дальнейшие политические риски и нарушения на энергетических рынках, европейские чиновники работают над тем, чтобы избежать или ограничить конфликт с Ираном и «Хезболлой».
Помимо закрытия месторождения Тамар, вызывающего опасения сокращения экспорта СПГ из Египта в Европу, существуют также риски забастовок рабочих на предприятиях СПГ в Австралии — одном из крупнейших производителей СПГ в мире, которые могут еще больше ужесточить рынок и сократить потоки в Европу. Кроме того, на прошлой неделе появились новые сообщения о возможном намеренном повреждении трубопровода «Balticconnector», по которому газ транспортируется между странами-членами НАТО Эстонией и Финляндией, что в свою очередь, может сигнализировать о повышенном риске саботажа для энергетической сети Европы.
Крис Луни, ведущий аналитик по глобальной сырьевой стратегии и исследовательской группы по Ближнему Востоку и Северной Америке в «RBC Capital Markets», отмечает, что более высокие цены на природный газ в Европе в результате конфликта между Израилем и ХАМАСом служат напоминанием о том, что, несмотря на высокие запасы хранилищ, необходимо работать над обеспечением дополнительных поставок». Вместе с тем, он добавил что: «хотя газовые рынки США остаются более изолированными, международные заголовки анонсов мировых газовых рынков указывают на премию за страх из-за предполагаемого саботажа на трубопроводе Балтийского моря и рисков, связанных с войной между Израилем и Хамасом. Хотя европейские газовые рынки, возможно, не обязательно переживают худшие зимние цены, наблюдаемые в последние годы риски совершенно явно смещены в сторону повышения».
Таким образом, экономическое значение конфликта между ХАМАС и Израилем относительно незначительно, если принять во внимание роль экономики Израиля и Сектора Газа в глобальном экономическом росте или структуре ВВП. Тем не менее, эмоциональное воздействие уже существенно и вызывает обеспокоенность среди западных инвесторов и операторов по поводу их текущих операций в регионе, а будущие инвестиции уже неофициально приостановлены. Однако региональная война или дальнейшая дестабилизация арабских правительств представляют собой гораздо более значительную угрозу глобальному экономическому росту и безопасности энергоснабжения. Под угрозой находятся не только поставки нефти и газа; война потенциально может нарушить основные морские транспортные маршруты, такие как Ормузский пролив, Баб-эль-Мандаб или Суэцкий канал.
Нет комментариев