25.05.2016
Как показывает мониторинг материалов печатных и электронных СМИ, под воздействием внешних сил антитеррористическая операция в Сирии углубляет противоречия различных политических и межэтнических движений.
Так, изучение тематических материалов масс-медиа свидетельствует, что Вашигтон стремится к сохранению американского влияния и присутствия в ближневосточном регионе, в том числе через активную подготовку военной операции по захвату т.н. столицы непризнанной организации «Исламское государство» (ИГ) — города Ракки.
Естественно, что детали военной операции не имеют широкого распространения. Но, судя по сообщениям СМИ, нанесение удара планируется на севере Сирии по главным твердыням ДАИШ. В стране находятся более 250 военных советников США. Американские военные совместно с сирийскими курдами завершили модернизацию бывшего сельскохозяйственного аэродрома в городке Румейлан (провинция Хасака, поселок недалеко от г.Камышлы непосредственно на границе с Турцией) и подготовили его к военным действиям. Американские военные инженеры в два раза удлинили взлетно-посадочную полосу аэродрома — с 700 м до 1,315 м и используют его уже три месяца.
На базе развернут командный центр. Ударные беспилотники коалиции регулярно наносят авиаудары по местам сосредоточения боевиков. Ежедневно в Румейлан прибывает большое количество американских военных. В последнее время наблюдаются интенсивные передвижения военных и частая посадка армейской авиатехники. Доставляется оружие и продовольствие. В стране также активно работают подразделения спецназа в количестве 200 бойцов.
В операции в количественном отношении задействовано от 15 до 20 тысяч бойцов, большая часть из которых подготовлена американскими инструкторами. Среди них силы сирийской вооруженной оппозиции, составляющих части «Армия революции», курдских формирований «Части народных защитников», местного ополчения «Революционеры Ракки», а также объединенное вооруженное формирование, созданное по этнической принадлежности. Координация действий возложена на американское военное командование.
На первой стадии операции планируется выдавить боевиков ДАИШ из восточных окраин провинции Алеппо и установить 70-километровый прочный коридор с Турцией. Причем эти действия будут поддержаны сухопутными частями турецкой армии и военно-воздушными силами коалиции. Не исключено, что в точечных операциях будут задействован американский спецназ. Затем штурм города Ракка. Уже сейчас наступающие отряды находятся в 30 км к северу от него.
Боевики ИГ, чувствую превосходство противника, уже эвакуируют своих родственников в сторону г.Дейр Аз-Зор. Сообщается, что из тюрем выпущены заключенные. Самолеты возглавляемой США коалиции сбросили на Ракку листовки с призывом к мирным гражданам покинуть город. При этом игиловцы запретили жителям выезжать из города. Высока вероятность, что боевики осознавая бесперспективность сопротивления могут сдать город без боя в обмен на безопасное отступление.
На фоне подготовки к операции, следует отметить целенаправленность усилий США в отношении представителей антиасадовской оппозиции для формирования и установления в северо-восточной части Сирии американской зоны влияния. При таком раскладе предполагается, что после освобождения Ракки, новые власти Сирийского Курдистана, богатого большими запасами нефти и газа, вряд ли будут подчиняться официальному Дамаску.
Однако определенное беспокойство умеренной оппозиции вызывают интенсивность контактов американцев с курдскими лидерами, а также участие формирований «Части народных защитников» в военной операции. Оппозиция практически не сомневается, что после освобождения город Ракка будет отдан курдам.
Этот вариант американцы, якобы, уже согласовали с россиянами в период визита в Сирию командующего американскими вооруженными силами на Ближнем Востоке генерала Вотела Джозефа (с апреля 2016 г., ранее командовал управлением специальных операций ВС США, разработчик многих военных компаний в Афганистане и Ираке).
В частности, по некоторым данным, генерал Джозеф во время своего пребывания 22 мая 2016 года посетил не только базу Румейлан, но и города Кобани и Эль-Камышлы. Причем в г.Эль-Камышлы имеется военный аэродром, находящийся под контролем правительственных сил, на котором также дислоцируются военные из России. Учитывая этот факт, не афишируемые контакты американских и российских военных экспертов не исключаются.
Кроме того, в середине мая делегация США прибыла в Сирийский Курдистан, чтобы встретиться с курдскими официальными лицами и обсудить планы борьбы против «Исламского государства» в Сирии.
Наряду с этим, со-руководитель курдской сирийской «Партии Демократического Союза» Салих Муслим специально прибыл 20 мая т.г. в Кобани из Сулеймании (Иракский Курдистан) американским вертолетом для встречи со Специальным представителем президента США в антиисламистской коалиции Бреттом Мак-Герком (один из разработчиков договоренностей по выводу американских войск из Ирака в 2011 году, позже курировал вопросы развития отношении между двумя странами). Стороны обсудили совместную операцию по освобождению Ракки, а также продвижение курдских сил на северо-западе Сирии, в районах, чувствительных для соседней Турции.
Как известно после визита президента Турции в США (29 марта -1 апреля 2016г.), Вашингтон официально отказался от поддержки курдов в продвижении в восточном Евфрате.
На этом фоне курдская «Рабочая партия Курдистана» (РПК), ведущая активное сопротивление против турецкой армии в Турецком Курдистане, через «Партию Демократического Союза» (Сирия) сделала предложение, согласно которому, если США и Турция согласуют наступление сирийских курдов в сторону турецкой границы, РПК прекратит свои военные операции в Турецком Курдистане.
В этом же контексте делегация «Партии Демократического Союза», в настоящее время находящаяся в США, обсуждает приоритеты в войне против ИГ в северной Сирии.
В этой связи настойчивость США по участию сирийских курдских сил в операции по освобождению г.Ракки полностью логична.
Как видится, учитывая данные факторы, в том числе двойственность политики США по острым вопросам, предположения антиасадовской оппозиции касательно передачи г.Ракки курдам вполне вероятны.
Бесспорно, говорить о какой-либо победе или перевесе в сирийском конфликте преждевременно, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, американо-арабской помощи антиасадовской вооруженной оппозиции — равно как, в принципе, и предполагать, чем она может закончиться.
Тем не менее, заметная активность США в сирийском вопросе указывает на то, что Вашингтон намерен позиционировать себя не только как ярого борца с ИГ, но и как проводника стратегических инициатив в регионе. Причем российские успехи в Пальмире, в том числе создание военной базы, вынуждают американцев срочно формировать свою зону влияния в Сирии.
Очевидно, что в перспективе при успешном развитии ситуации Вашингтон попытается организовать в г.Ракке альтернативное сирийское правительство и уже оттуда вести политический и военный диалог с официальным Дамаском, в противовес российским позициям.
Более того, можно с уверенностью констатировать, что курдская карта вопреки всем противодействиям Анкары, Багдада и Дамаска умело разыгрывается американцами.
Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться полного крушения сирийского государства. Сирия еще долгие десятилетия будет ареной противостояния интересов региональных и мировых держав, стремящихся доминировать как в экономическом так и в политическом плане.
Нет комментариев